Итак, 'Split Second', то бишь - "Доля секунды". Впрочем, когда я давным-давно смотрел его в гнусавом (но душевном) пиратском переводе, его предпочли поименовать "Считанные секунды" - и именно этот вариант мне нравится больше, хоть он и неправильный. У нас наличествует Лондон, недалекое будущее (конкретно - 2008 год, что по меркам 1992-го, когда фильм увидел свет, было вполне себе "фантастикой ближнего прицела"). Мелкий и как бы ставший уже привычным пиздец, который однако является лишь фоном происходящего (у меня - НАТОвская оккупация, в фильме - повышение уровня Мирового Океана по причине глобального потепления). Неизвестный и неуловимый монстр, потрошащий людей - он приходит раз в месяц, оставляет после себя труп с вырванным сердцем и исчезает. Свидетелей нет, следов нет, нет ничего. И, да, он крайне пулеустойчив, как впоследствии выясняют герои. Знатно прыгает, обладает невероятной силой и ловкостью... Правда, под человека не маскируется, а просто-напросто прячется в затопленном метро - да и трудно было бы замаскировать под человека трехметровую образину, похожую на помесь Чужого с Хищником. Но, тем не менее, общие идеи, как видите, налицо. Тем более, что монстр местный - тоже та еще куча загадок. Про него на протяжении фильма вообще ничего так и не становится известно.
Теперь о главном герое. В роли такового у нас детектив лондонской полиции Харли Стоун. На первый взгляд - классический badass maverick cop:
Вот таким мы видим Стоуна впервые - картина, знакомая по многим фильмам, не правда ли?
На второй - вовсе не классический. Начать с того, что badass'овость какого-нибудь крутого-Уокера-техасского-рейнджера берется из ниоткуда, и в сюжете не объясняется как и почему он стал таким. А вот детектив Стоун превратился в подобного десперадо после того, как вышеупомянутая тварь несколько лет назад сожрала его напарника. Стоун даже заметить ничего не успел - только огромного роста тень, мелькнувшую по стене, да жуткие когти, разорвавшие его левое предплечье...
Та ночь снится Стоуну до сих пор - каждый раз, как он закрывает глаза.
После этого все его страхи исчезли, поскольку их вытеснил один-единственный главный страх - перед неизвестным чудовищем. Стоун жаждет отомстить за смерть друга - но в нем совершенно реалистично смешиваются ненависть и ужас. Потому что именно монстр - единственный, кого Стоун теперь боится. И куча оружия ему нужна не для реализации скрытых фрейдистских комплексов, как многим другим киногероям, а для совершенно практической цели - отстреляться от своих кошмаров, буде они навестят его снова. С кучей стволов под рукой как-то спокойнее, знаете ли.
Вот Стоун внезапно обнаружил свежую жертву монстра - и проводит, если так можно выразиться, "опрос свидетелей". А точнее - тычет револьвером во все стороны и с явственными нотками паники в голосе кричит: "Кто его видел?! Кто-то из вас должен был его видеть!!!"
А еще у Стоуна, в отличие от прочих крутых героев боевиков, есть масса самых разных эмоций. Панику мы уже видели. А вот Стоун корчит умильные рожи для своей любимой женщины:
Это, кстати, любимая женшина Стоуна. У них сложные отношения, но они питают друг к другу искреннюю нежность. Справа - любимый карабин Стоуна.
А вот Стоун на конкретной измене - ибо монстр застал его врасплох и играет, как кошка с мышкой... Вот скажите мне, кто еще из крутых парней (кроме, разве что Брюса Уиллиса и раннего Харрисона Форда) рискнет вот так вот искренне обосраться от страха прямо на виду у тысяч кинозрителей?
А еще Стоун не может убивать голубей (тут я его мнения не разделяю - мерзейшие, на мой взгляд, птицы, заслуживающие поголовного истребления). А они, суки, этим пользуются.
А еще у Стоуна есть напарник - как и полагается, молодой, умный, самоуверенный, весь обвешанный дипломами с отличием, пользующийся успехом у женщин и вообще - редкостная жопа. Его зовут Дик Даркин.
Впрочем, самоуверенной жопой Даркин остается ровно до того момента как начинается работа. Стоит запахнуть паленым - и шуточки с подколочками отступают на дальний план. Все же Даркин и Стоун в первую очередь - профессионалы. Работать вместе они вполне способны, невзирая на всю взаимную антипатию.
Ну а после того, как Даркин своими глазами лицезреет монстра, он... именно - он становится таким же как Стоун. Нервы, паника, вечный боевой взвод... Сигара - хотя до этого он не курил и вообще был спортсменом. Много крепкого кофе и сладкого печенья - ведь надо все время быть начеку!
Катарсис Даркина - выхлестав с литр крепчайшего и крайне сладкого кофе, он унимает, наконец, дрожь в руках и переходит к конструктивной беседе.
Ну и, само собой, пушки...
- We need big guns... Big fucking guns...
В итоге шефу преподносится крайне неприятный сюрприз - он-то надеялся, что Даркин будет положительно влиять на Стоуна, а в итоге получил двух Стоунов...
Вот, кстати, шеф отдельно от своих непутевых подчиненных:
Понятное дело, процесс превращения Даркина из штопаного гандона в нашего человека не обошелся без эксцессов...
- Даркин, ты что натворил?!
- Ну... я увидел крысу и застрелил ее...
- Идиот! Ты застрелил мою кухню!
Ну а в самом финале монстра, ясное дело, уконтрапупили. Ясное дело, что не до конца. Но сиквела, паче чаяний, не воспоследовало - что не может не огорчать.
Герои-победители. Слева направо: Даркин, Стоун, любимая женщина Стоуна.
Полицейских в Лондоне много и других, но они в основном, вместо того, чтобы помогать в расследовании, пафосно рассекают по полузатопленным переулкам в эффектных ракурсах.
И вообще, не любят Стоуна в участке, и помогать ему не стремятся. Вот у этого сержанта все на роже написано.
В общем, как нетрудно заметить, общих моментов много. Нет, о прямом плагиате речь, разумеется, не идет. Но по атмосфере получается похоже. Лично я этому только рад. Фильм умудряется сочетать нарочитую пародийность и утрированность некоторых моментов с удивительной искренностью. Герои хоть временами и валяют ваньку прямо в кадре, но обаятельны до безумия - абсолютно все, а не только Стоун. Ну и несмотря на вопиющую малобюджетность картины, она умудряется минимумом декораций и почти полным отсутствием спецэффектов нарисовать достоверное и атмосферное будущее - трэш-нуар в самом лучшем своем проявлении. В общем, кто не смотрел - посмотрите обязательно. А кто смотрел - пересмотрите еще раз. Оно того стоит.
Теперь о главном герое. В роли такового у нас детектив лондонской полиции Харли Стоун. На первый взгляд - классический badass maverick cop:
Вот таким мы видим Стоуна впервые - картина, знакомая по многим фильмам, не правда ли?
На второй - вовсе не классический. Начать с того, что badass'овость какого-нибудь крутого-Уокера-техасского-рейнджера берется из ниоткуда, и в сюжете не объясняется как и почему он стал таким. А вот детектив Стоун превратился в подобного десперадо после того, как вышеупомянутая тварь несколько лет назад сожрала его напарника. Стоун даже заметить ничего не успел - только огромного роста тень, мелькнувшую по стене, да жуткие когти, разорвавшие его левое предплечье...
Та ночь снится Стоуну до сих пор - каждый раз, как он закрывает глаза.
После этого все его страхи исчезли, поскольку их вытеснил один-единственный главный страх - перед неизвестным чудовищем. Стоун жаждет отомстить за смерть друга - но в нем совершенно реалистично смешиваются ненависть и ужас. Потому что именно монстр - единственный, кого Стоун теперь боится. И куча оружия ему нужна не для реализации скрытых фрейдистских комплексов, как многим другим киногероям, а для совершенно практической цели - отстреляться от своих кошмаров, буде они навестят его снова. С кучей стволов под рукой как-то спокойнее, знаете ли.
Вот Стоун внезапно обнаружил свежую жертву монстра - и проводит, если так можно выразиться, "опрос свидетелей". А точнее - тычет револьвером во все стороны и с явственными нотками паники в голосе кричит: "Кто его видел?! Кто-то из вас должен был его видеть!!!"
А еще у Стоуна, в отличие от прочих крутых героев боевиков, есть масса самых разных эмоций. Панику мы уже видели. А вот Стоун корчит умильные рожи для своей любимой женщины:
Это, кстати, любимая женшина Стоуна. У них сложные отношения, но они питают друг к другу искреннюю нежность. Справа - любимый карабин Стоуна.
А вот Стоун на конкретной измене - ибо монстр застал его врасплох и играет, как кошка с мышкой... Вот скажите мне, кто еще из крутых парней (кроме, разве что Брюса Уиллиса и раннего Харрисона Форда) рискнет вот так вот искренне обосраться от страха прямо на виду у тысяч кинозрителей?
А еще Стоун не может убивать голубей (тут я его мнения не разделяю - мерзейшие, на мой взгляд, птицы, заслуживающие поголовного истребления). А они, суки, этим пользуются.
А еще у Стоуна есть напарник - как и полагается, молодой, умный, самоуверенный, весь обвешанный дипломами с отличием, пользующийся успехом у женщин и вообще - редкостная жопа. Его зовут Дик Даркин.
Впрочем, самоуверенной жопой Даркин остается ровно до того момента как начинается работа. Стоит запахнуть паленым - и шуточки с подколочками отступают на дальний план. Все же Даркин и Стоун в первую очередь - профессионалы. Работать вместе они вполне способны, невзирая на всю взаимную антипатию.
Ну а после того, как Даркин своими глазами лицезреет монстра, он... именно - он становится таким же как Стоун. Нервы, паника, вечный боевой взвод... Сигара - хотя до этого он не курил и вообще был спортсменом. Много крепкого кофе и сладкого печенья - ведь надо все время быть начеку!
Катарсис Даркина - выхлестав с литр крепчайшего и крайне сладкого кофе, он унимает, наконец, дрожь в руках и переходит к конструктивной беседе.
Ну и, само собой, пушки...
- We need big guns... Big fucking guns...
В итоге шефу преподносится крайне неприятный сюрприз - он-то надеялся, что Даркин будет положительно влиять на Стоуна, а в итоге получил двух Стоунов...
Вот, кстати, шеф отдельно от своих непутевых подчиненных:
Понятное дело, процесс превращения Даркина из штопаного гандона в нашего человека не обошелся без эксцессов...
- Даркин, ты что натворил?!
- Ну... я увидел крысу и застрелил ее...
- Идиот! Ты застрелил мою кухню!
Ну а в самом финале монстра, ясное дело, уконтрапупили. Ясное дело, что не до конца. Но сиквела, паче чаяний, не воспоследовало - что не может не огорчать.
Герои-победители. Слева направо: Даркин, Стоун, любимая женщина Стоуна.
Полицейских в Лондоне много и других, но они в основном, вместо того, чтобы помогать в расследовании, пафосно рассекают по полузатопленным переулкам в эффектных ракурсах.
И вообще, не любят Стоуна в участке, и помогать ему не стремятся. Вот у этого сержанта все на роже написано.
В общем, как нетрудно заметить, общих моментов много. Нет, о прямом плагиате речь, разумеется, не идет. Но по атмосфере получается похоже. Лично я этому только рад. Фильм умудряется сочетать нарочитую пародийность и утрированность некоторых моментов с удивительной искренностью. Герои хоть временами и валяют ваньку прямо в кадре, но обаятельны до безумия - абсолютно все, а не только Стоун. Ну и несмотря на вопиющую малобюджетность картины, она умудряется минимумом декораций и почти полным отсутствием спецэффектов нарисовать достоверное и атмосферное будущее - трэш-нуар в самом лучшем своем проявлении. В общем, кто не смотрел - посмотрите обязательно. А кто смотрел - пересмотрите еще раз. Оно того стоит.