Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

Мандалорец и все-все-все

Сидят продюсер и сценарист Мандалорца и думают,
каким сделать будущий сериал.
- Понимаешь, я хочу показать что-то необычное, что-то
крышесносящее. Что-то, чего фанаты Звёздных войн ни
разу не видели.
- И какие есть мысли?
- Ну, не знаю... Чего в Звёздных войнах никогда не
показывали за все пятьдесят лет?
- М-м-м... Хороших отцов?
- Точно! Это идея!
(Анекдот, выражающий всю суть сериала)

Залпом, за вчера и сегодня навернул пресловутого Мандалорца (The Mandalorian), о котором так много разговоров ходит последние пару месяцев в Сети. В целом, конечно, остался доволен - время потрачено не зря, просмотр оставляет приятные эмоции. Но не могу не отметить, что при трезвом рассмотрении сериал ни в каком месте не шедевральный и на фоне большинства прочих современных сериалов смотрится откровенным проходняком. В чём же секрет популярности? Ну, очевидно же, в том, что смотрят Мандалорца в основном любители Звёздных войн и сравнивают его не с другими сериалами, а с другими Звёздными войнами. И находят, что он гораздо лучше новой трилогии и очень близок к самой перовой, классической. Под катом разверну подробнее.


Как первая трилогия была простой чёрно-белой сказкой, имеющей в основе архетипический сюжет про становление героя, так и Мандалорец берёт за основу столь же древний и архетипический сюжет, только немного иной - про молчаливого героя-одиночку, который постепенно открывает в себе человечность и одиночкой быть перестаёт.


Сюжет прям и незатейлив, как шпала, но исправно давит на те рычаги и кнопки, которые у нас, людей, у всех одинаковы и сформированы во времена бесед у костра в пещере за обгладыванием костей мамонта. Как неоднократно показала практика, в наши дни достаточно сделать всё просто по классическим правилам драматургии, без фантазии и нововведений, чтобы получилось уже как минимум неплохо. На фоне новой трилогии, состоящей из слабо связанных сцен, где персонажи то не имеют мотивации вовсе, то беспричинно меняют её туда-сюда без всякой логики, а события происходят просто потому, что происходят, банальная история охотника за головами, взявшегося за стрёмный заказ и получившего по его итогам неожиданного спутника, выглядит на диво приятно. Уже хотя бы потому, что её элементы, отполированные многими тысячами лет применения, ровно и без особых зазоров складываются в последовательную цепочку.


Половину сюжета тащит на себе персонаж, не произносящий ни единого слова и даже не имеющий имени - в сериале его называют просто "ребёнок" или "пацан" (child и kid, то бишь), а в интернетах с первой же серии окрестили "маленьким Йодой" (Baby Yoda). Этот кулёк с ушами работает за троих. Даже за четверых. Во-первых, он играет роль макгаффина - сюжетной штуки, которая всем нужна и за которую все борются. Во-вторых, он выступает двигателем морального и духовного развития главгероя, который постепенно становится для малыша практически отцом (см. эпиграф). В-третьих, пару раз ему приходится служить изподкустовым роялем, спасающим положение в последний момент. Ну и в-четвёртых, он каваит зрителей куда круче, чем все порги вместе взятые, и уже стал отдельным мемом сам по себе.


Помогает делу и отсутствие ряда элементов, раздражающих олдовых фанатов в новой трилогии. Так как действие происходит сразу после победы над Империей, то ещё не существует никакой мутной дичи типа Первого Ордена и Сопротивления. Вообще, поскольку персонажи - шишки по галактическим меркам мелкие и обитают на задворках вселенной, большая политика их не касается. Империя развалилась, но остались группы недобитков, захватывающих власть над мелкими очагами цивилизации типа космического аналога деревни Нижние Кабыздохи. Новая Республика есть, но она где-то далеко, да и не всем туда можно соваться в силу разных былых грешков. Вот и все политические расклады сериала - чем меньше расскажешь про обстановку в галактике, тем меньше вероятности пойти поперёк той или иной версии канона и разозлить фанатов.


Второй фактор - возвращение к классическим традициям видеоряда. Самый первый фильм был снят с размахом, но при не таком уж большом бюджете, в силу чего Лукасу и его мастерам по реквизиту и декорациям приходилось всячески импровозировать. Бластеры из реальных пистолетов и автоматов, обвешанных декоративными финтифлюшками, коммуникатор из сливного фильтра для ванны, ранцы штурмовиков из пластиковых контейнеров для рассады. Эти колхозные импровизации, будучи созданы руками настоящих вдохновенных мастеров и вписаны в общую картину, делали экранный мир далёкой-далёкой галактики неуловимо узнаваемым и потому достоверным. Трилогия приквелов, ударившись в вычурное рисованное на компьютере ар-деко, начала отходить от этого стиля. В новой трилогии художники вообще, похоже, действовали по принципу жрецов дикарского карго-культа, повторяя отдельные внешние признаки без понимания сути и без видения общей картины. В итоге там всё вроде похоже на то, что мы привыкли видеть в Звёздных войнах, но при этом какое-то гладенькое, пустенькое и безликое, как китайский клон айфона. Мандалорец в этом плане делает уверенный шаг назад - в хорошем смысле. Например, все стволы сделаны из настоящих - любители стрелковки могут попытаться назвать всё, что присутствует на слайде ниже.


Не забыли снабдить сериал и кучей отсылок ко всему на свете. С одной стороны логично - раз уж используешь архетипичный сюжет и классические штампы, грех не расшаркаться в сторону тех, кто успешно использовал это же до тебя. С другой, лично на мой вкус концентрация отсылок временами становилась слишком высока, мешая воспринимать происходящее хоть сколько-нибудь всерьёз.


Апофеоз - вот эта парочка штурмовиков-разведчиков из последней серии. Они одновременно показали мне и самую глупую шутку (впрочем, всё равно смешную), и замечательно высмеяли все характерные штампы классической Империи. В смысле, не будь их командование слишком имперским (т.е. высокомерным, самовлюблённым и жестоким), история мандалорца и его товарищей могла бы закончиться совсем по-другому.


Но ряд мелких отсылок мне, напротив, очень доставил. Например, вот этот БТР, который никогда и нигде не появлялся - ни на экране, ни в видеоиграх. (UPD: Говорят, в Повстанцах был.) Между тем, он - одна из первых игрушек, выпущенных по Звёздным войнам. Производитель понимал, что фигурок штурмовиков для полноценной игры нужно много - штук шесть-восемь хотя бы. И их, соответственно, надо где-то хранить. А одному из дизайнеров пришла в голову гениальная идея сделать коробку для хранения в виде боевой машины - в ней штурмовики могут храниться на полке, никуда не теряясь, и она же может участвовать в игре. Производили эту "бронекоробку" в конце семидесятых, и с тех пор не перевыпускали, так что это вот - реально тончайший оммаж для истинных знатоков.


Вот она, эта игрушка от фирмы Kenner, появившаяся в 1977 году в двух вариантах - обычный БТР и машина имперской службы безопасности с отсеком для перевозки заключённых. В сериале только заменили открытую турельную установку в задней части крыши на закрыьую (и, похоже, необитаемую) башню.


Также впервые, если мне не изменяет память, показали на экране вибромеч, знакомый нам всем по ролевым играм Knights of The Old Republic. UPD: Товарищи с мест подсказывают, что это таки не вибромеч, а нечто более другое.


Штурмовики-огнемётчики, кажется, тоже до этого попадались только в видеоиграх. UPD: Подсказывают, что в седьмом эпизоде мелькали. У меня, значит, как-то не отложились в памяти.


К достоинствам сериала стоит отнести и весьма смачную зрелищную боёвку. Да, снято без крови, по всем заветам Лукаса - но местами вполне жёстко. Особенно когда мандалорец пускает в дело свой встроенный в наруч доспеха огнемёт, например. Или когда противников режет на куски захлопывающимися гермодверьми.


Что отдельно приятно, особенно на фоне мэрисьюшной умницы-красавицы Рэй - так это то, что главгерой отнюдь не всемогущ. Нередко получает на орехи, причём не только от каких-нибудь крутых супербойцов, но и от мелочи типа джав, если эта мелочь действует умело и организованно. Самое то для развития персонажа - как известно, одно поражение может научить большему, чем три победы.


С первой же серии прогрессивные западные интернеты подняли вой, что, мол, Мандалорец нравится цисгендерным правым угнетателям, поскольку в нём нет сильных независимых женщин типа вышеупомянутой, простигосподи, Рэй. Разумеется, эти люди сериал тупо не смотрели, иначе знали бы, что глава местной мандалорской ячейки как раз женщина.


Ну а дальше появилась женщина мечты - отставная десантница Альянса по имени Кара. Играет её Джина Карано, известная геймерам как Наташа Волкова из Red Alert 3, а по жизни - специалистка по боксу, муай-тай и прочему полноконтактному мордобитию. Благодаря своему опыту, физической форме и грамотной постановке боевых сцен, раздаёт люлей вполне достоверно, а не просто потому, что сценарист написал "эта девочка крутая, поэтому всех побеждает". Королева в восхищении, в общем.


Ещё все это просто хорошо снято. Не ахти дорого, бюджет с экрана не брызжет, но аккуратно и красиво.





И каков же итог? Вполне неплохое произведение для детей и юношества в жанре "приключенческий боевик с моралью". Пригодно для просмотра взрослым. Фанатам старых Звёздных войн скорее всего весьма доставит, но если вам вдруг по душе новая трилогия - то тоже, наверное, не разочарует. Сюжет вполне завершён, но продолжения есть из чего выводить - и они наверняка последуют. В целом, с точки зрения общечеловеческой - ничего особенного, симпатично снятая сказка с предсказуемым сюжетом. С точки зрения франшизы - пожалуй, лучшее, что появлялось за последние годы. Такие дела.
Tags: star wars, сериалы, тяжелоиллюстрированные обзоры: сериалы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 155 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →