Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

К вопросу о вечерних цикадах

Тут днями анонсировали новую экранизацию Higurashi no Naku Koro ni (Когда плачут цикады). Пока можно отметить, что, судя по трейлеру, графика и музыка как минимум неплохи.


Ну а пока то да сё, вспомню в нескольких строчках, что это вообще за произведение и чем оно славно. А также, чтоб два раза не вставать, о первой экранизации. Дело, конечно, безблагодатное, поскольку в русской педивикии на эту тему есть огромная и очень познавательная статья, но меня это, как вы понимаете, ни на секунду не остановит.

Всё началось с визуального романа, увидевшего свет в августе 2002 года. Его выпустила любительская японская студия 07th Expansion в составе трёх анонимусов. Фактическим автором являлся человек, скрывающийся под ником Ryukishi07, его коллега Yatazakura лишь оказывал посильную поддержку, а третий участник, BT, вообще занимался только администрированием сайта студии.

Вообще, по-хорошему, автору стоило не выпендриваться и писать обычную книжку - текст ему удавался не в пример лучше видеоряда. Но, очевидно, душа просила именно visual novel, поэтому на 62-м токийском Комикете был представлен диск с игрой для Windows. Вторая часть появилась уже на следующем Комикете, в декабре того же года, и дальше серия пошла штамповаться по всем заветам Стивена Кинга - по роману раз в полгода. Всего вышло восемь игр, последняя была представлена на 70-м Комикете в августе 2006-го.

Сюжет у всех игр один и тот же - летом 1983 года обыкновенный японский старшеклассник Кеити Маэбара, сын известного художника, переезжает с родителями из большого города в деревеньку Хинамидзава. Детей здесь немного, так что в школе всего один класс, где занимаются все разом, независимо от возраста, под присмотром одного учителя. В отличие от типичных главгероев японских художественных произведений, Кеити отнюдь не мямля-интроверт, а вовсе наоборот - харизматичный заводила, душа компании, так что он быстро вписывается в коллектив одноклассников (чисто девичий, кстати). Поначалу всё идёт мило и безобидно - Кеити ходит на уроки, играет на переменках с подругами, катается в ближайший райцентр за цивилизованными развлечениями типа кафе-мороженого и прочее в этом духе. Потом постепенно начинает происходить всякая дичь - всплывают тревожные истории об исчезновениях людей, какие-то старинные легенды о демонах и жертвоприношениях. Появляются странные люди, пристающие к Кеити со странными вопросами. Атмосера паранойи, понемногу густеющая и в итоге взрывающаяся кровавым безумием - главная фишка Цикад, и как раз она автору удаётся на ура.

Примечательно, что в финале каждой части Кеити погибает. Части игры, таким образом, являются не продолжениями, а альтернативными вариантами одного и того же сюжета. В каждой фокус делается на одной из одноклассниц главгероя и раскрывается какая-то часть тайны, которую прячет внешне мирная и тихая деревушка. Первые четыре игры называются "арка вопросов" и, как можно понять по названию, в основном ставят перед игроком вопросы, заваливая таинственными событиями. Вторые четыре - это, соответственно, "арка ответов", где раскрывается больше информации и, по идее, в итоге формируется целостная картина происходящего.

Впрочем, термин "игрок" на самом деле весьма условен. Правильнее будет сказать - читатель. Игры представляют собой kinetic novel, то есть, визуальный роман без выборов, где всё, что требуется от игрока/читателя - тыкать в кнопочку, чтобы получить следующий кусочек текста. Единственный выбор. который предоставляется - это в каком порядке читать (и читать ли вообще) дополнительные материалы, выдаваемые между главами. При этом стоит отметить, что читать их в любом случае стоит все - чем больше пропустишь, тем меньше понятен будет дальнейший сюжет.


Почему этим играм стоило быть книгами, становится понятно практически сразу же. Если с фонами ещё ничего - в качестве таковых использованы замыленные фильтром фотографии, и смотрится это хоть и бедненько, но хотя бы аккуратненько...


...то как только на экране появляются персонажи... Я не знаю, кто из участников 07th Expansion делал эти спрайты, но он наверняка не японец. Или, по крайней мере, не чистокровный японец. Японцы в подавляющем большинстве умеют рисовать хоть как-то, национальная черта у них такая. А вот этот тихий ужас... Нет, есть странные люди, которые утверждают, будто в этих уродливых гоблинах есть какая-то своя атмосфера. Вероятно, они просто настолько психически травмированы видеорядом игры, что у них возник стокгольмский синдром, и они пытаются оправдять то, что настолько покорёжило им мозг. Не буду осуждать несчастных.


К счастью, версия, доступная в стиме, имеет также и улучшенные спрайты, нарисованные достаточно пряморуким художником. Переключаться между оригиналом и ремастером можно прямо на лету, по нажатию одной кнопки.


Если к этому добавить, что музыка хоть и атмосферна, но до боли однообразна (композиций очень немного и они короткие), звуковые эффекты применяются редко, а озвучка персонажей отсутствует как класс (откуда бы у любительской студии из трёх анонимусов взялись деньги на озвучку нескольких часов речи:), можно сделать вывод, что будучи книжкой произведение бы ничего не потеряло.


Кроме, разве что, популярности, конечно. Игр на Комикете обычно гораздо меньше, чем книг и манги, так что шанс, что тебя заметят, гораздо выше. Собственно, игру заметили и с 2007 серия начала выходить на PlayStation 2. Эта версия была очень сильно перелопачена внешне - консольный народ тогда был избалованный и всякую "кривую, но душевную" индюшатину не готов был принимать, да ещё и за деньги. Фоны были заменены на рисованные, спрайты персонажей переработали (и они не те, что сейчас используются в ПК-ремастере), все реплики персонажей озвучили. В стим-версию всё это можно при желании добавить модом.


Книги, кстати, тоже вышли - Ryukishi07 в 2007-2009 годах переработал серию игр в семнадцатитомный (!) роман. Ещё были фильмы с живыми актёрами и сериал, была манга, радиоспектакли и вагон всего. Но я из этого знаком только с самым первым аниме-сериалом, который 2006 года. И должен отметить, что впечатление он оставляет крайне противоречивое. Как и в оригинальной игре, первым в глаза бросается видеоряд - и безжалостно насилует их до крови. Версия игры для плойки ещё не вышла, до ПК-ремастера вообще было как до весны, поэтому художники сериала решили, что надо как можно точнее передать визуальный стиль первоисточника. И передали, простигосподи.


Персонажи, конечно, не столь уродливы, как в игре, зато фоны, перестав быть фотографическими мигом растеряли в детализации и вышли примитивными до уровня "палка-палка-огуречик". В итоге картинка была, по меткому выражению одного из обзорщиков, больше достойна малобюджетного хентая начала девяностых, чем ТВ-сериала середины нулевых.


Из плюсов стоит отметить хорошую музыку и достаточно грамотную адаптацию сюжета - он был заметно сокращён, но на смысловом содержании и атмосферности это почти не сказалось.


По трейлеру нового сериала можно сделать вывод, что, как минимум, графика будет на более-менее приличном уровне (как у малобюджетного хентая конца нулевых, да - до ТВ-сериала 2020 года явно не дотягивает), а также будут показаны некоторые моменты из игры, отсутствовавшие в первой экранизации. В целом, поживём - увидим.
Tags: visual novel, аниме, видео, виртуальность, слоупок-ревю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments