Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

На благо народа

Этот обзор посвящается светлой памяти первой версии обзора, почти дописанной за предышествующие три дня, но героически павшей в борьбе с тёмными силами электричества. Спи спокойно, дорогой товарищ, твоё дело не будет забыто, упавшее знамя будет подхвачено. F.

Отечественные игродельческие студии всё чаще радуют годными играми. Наш сегодняшний фигурант - визуальный роман For The People - вряд ли станет культовым, даже в узких кругах, но лично меня вполне порадовал. Управленческим симулятором никого не удивить, их выходило множество. Желающий виртуально примерить своё седалище к креслу руководителя мог найти возможность на любой вкус. Но вот симуляторов социалистического чиновника я навскидку не припомню. В голову приходят несколько игр типа Crisis in the Kremlin, но они были слишком глобальными и больше про политику, чем про тонкости повседневного бытия плановой экономики бесклассового общества. Ещё есть премилая Workers & Resources: Soviet Republic, но она в раннем доступе и сюжетно-атмосферной части в ней нет вообще никакой, голая механика.

А тут вот, значит, симулятор председателя горкома в условиях начала альтернативной перестройки. Очень переживал, что авторы окажутся идущими в ногу с модой и устроят обличение кровавого тоталитаризма в духе какой-нибудь дилогии Beholder (тоже отечественной, кстати). Но нет - всё ровно и объективно. То есть, тоталитаризм устроить можно, вплоть до пальбы боевыми по рабочей демонстрации - но сугубо по желанию игрока. А можно не устраивать и честно повести вверенный город в светлое коммунистическое завтра.


Собственно, реальность тут не наша. Альтернативный мир, хоть на наш и похож. Тут тоже была революция, тоже появилось социалистическое государство. Оно воевало, выживало, отстраивалось, развивалось и в итоге оказалось в довольно глубоком кризисе - как социальном, так и экономическом. И тогда партийное руководство затеяло глобальные реформы. Но не как в нашем мире, а более правильно - без развала государства и смены общественного строя.


Одним из элементов новой политики стало омоложение кадров - с ответственных должностей начали массово снимать замшелых стариков и заменять их перспективными представителями молодёжи. Первым подал пример генсек - он ушёл в отставку и предложил вместо себя молодого энергичного преемника, который и был избран. А наш главный герой аналогичным образом в свои двадцать шесть оказался ни много ни мало председателем горкома Железного-1 - промышленного моногорода, построенного вокруг крупного металлургического завода. Собственно, с его первого дня на новой работе и начинается непосредственно игровой процесс.


Ежедневную рутину председателя горкома можно условно разделить на три вида деятельности - работа с документами, с людьми и с ресурсами. Поначалу будет доступна только первая - каждый день в папке входящих наш герой обнаруживает по несколько писем. Это доклады от руководителей служб, просьбы и предложения простых горожан, кляузы, жалобы, доносы и всё прочее, что обычно адресуется высокому начальству. На каждый документ нужно наложить резолюцию. Обычно предлагается два варианта (отреагировать и проигнорировать), иногда бывает и третий (например, не ломать голову самому, а передать вопрос по инстанциям выше). Каждый вариант вызывает определённые последствия - изменение отношения к вам со стороны партии и жителей того или иного района города. Некоторые также требуют затрат из городского бюджета. Если бюджета не хватает - можно позвонить в райком и попросить дотацию. Это приводит к весомому проседанию отношения партии к вам, но в казну сразу же поступает солидная сумма.


Документы (по крайней мере, в русской версии) написаны замечательно. Не просто сухой официальный доклад отличается по стилю от челобитной или кляузы - даже доклады написаны по-разному, за каждым чувствуется конкретный характер персонажа, который его написал. Краткий и деловой начальник пожарной охраны, доброжелательный, но себе на уме глава милиции, скользкий директор металлургического завода - со многими вы по ходу игры пообщаетесь и лично. Последствия некоторых ваших резолюций аукнутся в будущем, и такие цепочки документов составляют отдельные побочные линии сюжета. Наиболее ярко выраженная из них - история ветерана-журналиста, который даже после выхода на пенсию продолжает рыть носом землю в поисках несправедливости и регулярно пишет вам о результатах своих расследований. Кстати, неофициальным образом - его письма приходят лично на ваше имя и секретариатом во входящих не регистрируются. У меня, правда, дедушка кончил плохо - я отправил органы к неправильному подозреваемому, и не в меру любопытного правдоискателя насмерть сбила машина, номеров которой никто из свидетелей записать не успел. Шайка торговцев наркотиками так и осталась непойманной.


Работа с людьми - это некоторые расследования, которые пока рано передавать в милицию или госбезопасность из-за недостатка информации. Эту-то информацию и нужно будет собирать. Читаешь краткую суть дела, выбираешь один из вариантов действий, назначаешь одного из доверенных людей выполнять и на следующий день читаешь результат. Варианта действий обычно три - силовой, разговорный и скрытный. У ваших агентов, соответственно, три навыка - сила, общение и скрытность. Вроде бы элементарно - берёшь того, чей соответствующий навык выше, и отправляешь. Но не всё так просто.


Проблема в том, что значения навыков в игре напрямую не указаны. Судить можно только по личной характеристике сотрудника, которая описывает его таланты довольно расплывчато. Хотя, конечно, в будущем это могут и исправить. Например, в патче 1.0.3, вышедшем пока я проходил игру, поменяли отображения отношения населения районов к главгерою - с абстрактных "хорошо-нейтрально-плохо" на конкретные проценты рейтинга. Может и с навыками аналогично поступят. Пока же приходится подглядывать их в табличке в разделе гайдов стима.


Ну и, наконец, работа с ресурсами. После нескольких дней пребывания на ответственной должности наш герой выяснит, что обязанность бороться с дефицитом в городе тоже лежит на его плечах. К счастью, новый экономический курс партии разрешает и даже поощряет натуральный взаимозачёт между предприятиями. Продукция металлургического завода нужна всем, так что, отправив её часть в соседние города, можно получить от них то, чего в Железном-1 не хватает. Например, лекарств или горючего. Попросить можно поменьше и побольше - количество требуемой взамен металлопродукции изменится соответственно. Правда, следует помнить, что завод должен по плану каждые несколько дней отгружать министерству тяжёлой промышленности определённое количество продукта. Если такая поставка будет сорвана - мнение партии о главгерое просядет очень существенно. Чтобы увеличить выработку, завод можно перевести в интенсивный или максимальный режим работы, но это приведёт к росту недовольства уже среди рабочих. Несколько дней максимальной нагрузки подряд - и они могут забастовать, а то и выйти на стихийный митинг. На релизе эта часть игры была довольно бестолковой - металлопродукции хватало на всё с запасом, и никаких сложностей не возникало. В уже упомянутом патче 1.0.3 систему перебалансировали, получилось вполне годно - надо время от времени шевелить мозгами, лавируя между потребностями города и планом поставок. Ещё одним недостатком был интерфейс - слишком мелкие кнопочки распределения металла, по которым хрен попадёшь. Это вроде поправили патчем 1.0.5, но я эту версию игры пока не щупал.


В перерывах между всей этой деятельностью к нашему герою будут заходить различные посетители - в основном из городской верхушки. Это, собственно, формирует основной сюжет. В Железном-1 всё не так мирно и спокойно, как можно подумать по газетным передовицам. Помимо уже упомянутой сети торговцев наркотиками имеется, например, межнациональный конфликт между двумя основными этническими группами населения. А ещё очень быстро выяснится, что между чиновниками идёт подковёрная грызня, а кое-кто из них изрядно нечист на руку. Кому поддакивать, а кого посылать по матушке, с кем против кого дружить - выбор за игроком.


И на тот случай, если всего вышеперечисленного вам покажется мало - главгерою предстоит ещё и расследование дела о серийном убийце. Конечно, компетентные органы основную часть расследования, как и полагается, возьмут на себя, но в ряде ключевых мест вам предстоит принять решения о том, куда направить их усилия.


Завершив все дела, можно будет, наконец, щёлкнуть по двери кабинета и покинуть рабочее место. Краткая табличка покажет вам итоги дня - насколько изменилось отношение к вам в каждом из четырёх районов города, как изменилось мнение о вас партийного начальства и насколько опустела/пополнилась городская казна.


Вечер главгерой проводит по-разному. Иногда сразу идёт домой спать - тогда просто начинается новый день. Но время от времени он, подобно сказочному халифу, ходит в народ. Выслушивает мнение населения о жизни и властях из первых, так сказать, рук.


Но чем дальше, тем чаще после работы приходится поработать ещё немного, сверхурочно. В особенности когда дело касается деликатных моментов всяких расследований.


Игра, увы, очень коротка - порулить горкомом вам дадут всего две недели, что займёт часа три или около того. Но частично ситуацию спасает нелинейность. Одних только "полноценных" концовки две - если вы распутаете происходящее в городе до конца, то сможете, раскрыв коррупционный заговор, либо отправить его участников за решётку, либо примкнуть к ним. Ну и вдобавок к этому имеется несколько "преждевременных" концовок - если вы проявите недостаточно управленческих и политических талантов и слишком уроните себя в глазах партии и/или горожан, то можете вылететь в позорную отставку или иным образом не оправдать возложенного высокого доверия. Ну и второстепенные сюжетные линии персонажей третьего плана, разворачивающиеся в служебной переписке, тоже могут завершиться по-разному, в зависимости от ваших решений. Это на концовку непосредственным образом не влияет, но реиграбельность повышает всё равно.


Про технической части к игре придраться не к чему. Глюков не встретил, немногочисленные косяки интерфейса оперативно починены патчами (почти все). Тормозить, как вы понимаете, тут и вовсе особо нечему. С другой стороны, не нашёл и за что сильно хвалить. Тексты выше всяких похвал, но это я уже упомянул. Диалоги попроще, но тоже неплохи. Стиль рисунка специфический, может понравиться не всем, да и арты здорово плавают по части качества - видимо, какую-то часть и них художник рисовал второпях, стремясь успеть к релизу. Зато стилизация шрифтов и всякой иконографии - высший класс, придраться не к чему. Голосовой озвучки в игре нет, музыка совсем не понравилась - унылая, однообразная и не особо подчёркивающая атмосферу. В общем, вполне ожидаемая картина от партизанской индюшатины: где-то пусто, где-то густо, средний по палате уровень - на четвёрку с минусом.


Итог - игру рекомендую к ознакомлению. В крайнем случае, если не понравится, можно будет вернуть её, пройдя почти целиком - сюжета там, напомню, часа на три. Я же остался вполне доволен и жду от команды Брезгъ чего-нибудь ещё. Можно в этом же мире - он у них проработан весьма неплохо (загляните на досуге в городскую библиотеку, а также почитайте справку на карте страны в кабинете - заодно пару ачивок получите). Надеюсь, For The People окажется достаточно успешной, чтобы вдохновить авторов на дальнейшие труды.
Tags: visual novel, виртуальность, слоупок-ревю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →