Основная моя претензия к первой части состояла в её продолжительности. Над этим поработали, но не сильно - вместо пяти с половиной часов игра проходится за шесть с половиной. То есть, теоретически стало лучше, на практике же вторая часть ровно как и первая проходится за два вечера. А вот недостаток, бросающийся в глаза сразу же - отсутствие выбора персонажа. Первую часть, напомню, можно было пройти за одного из трёх свежеобращённых из разных кланов - у каждого был свой пролог и свои дисциплины (вампирские спецспособности), позволявшие по-разному решать некоторые ситуации. Здесь же нам безальтернативно выдают на руки единственную протагонистку. Юлия Совинская - точнее, теперь уже Джулия Совински - польская иммигрантка, журналист-фрилансер, страдающая мизантропией, ненавистью к себе и подростковым духом противоречия. То бишь, мало того что выбор отобрали, так ещё и вручили не кого-то интересного или симпатичного, а совершенно неприятную героиню, которой можно сопереживать когда тебе лет четырнадцать, но никак не сорок.
Впрочем, по мере прохождения чувство кринжа и отторжения у меня смягчалось. Возможно, я просто привык к Джулии, а может таки сыграла своё система черт характера. Это, в общем, типичная для визуальных романов механика ключевых выборов, но с бонусом. Поясняю. Выбор действия или реплики в игре предоставляется часто, но в основном влияет лишь на несколько последующих абзацев текста - дальше вы всё равно тем или иным образом возвращаетесь в общее русло. Реально влияют на прохождение лишь так называемые "ключевые выборы", предоставляемые в сюжетно важных ситуациях. В большинстве игр они внешне ничем не отличаются от обычных, и узнать, что именно было значимым, можно только прочитав гайд. В Shadows of New York же сделали немного иначе - за каждый ключевой выбор Джулии даётся та или иная черта личности (trait), о чём вас оповещает всплывающее сообщение, а в меню появляется соответствующая запись. И вот эти самые черты, определяющие, как именно складывается характер нашей героини из того аморфного ноющего комка нервов, каким она является на старте - они и определяют развитие сюжета. В поворотных моментах последней трети игры выбор зачастую уже вообще не предоставляется - Джулия говорит и делает то, что диктует её характер, сиречь, вы пожинаете плоды своих предыдущих выборов. Это довольно интересно наблюдать.
Собственно, арка персонажа прописана отлично - непосредственно к процессу изменений Джулии под гнётом сложных внешних обстоятельств претензий нет. Девочка, пусть и с опозданием, взрослеет и как-никак учится принимать ответственность и смотреть на себя со стороны. А вот получится из неё добрая взрослая женщина или злая взрослая женщина - это как раз игрок своими выборами и решит. Впрочем, "добрая" и "злая", наверное, не вполне подходящие термины - скорее, "прямая и открытая" и "хитро-скользкая приспособленка". И поскольку в сюжете явно проступают нотки нуара, хорошую концовку игрок получит именно во втором случае. Хочешь жить - умей вертеться, как говорится. Да, концовки тут две, в отличие от первой части. И ещё помереть по ходу прохождения можно. В смысле, второй и последний раз помереть - первый-то раз происходит штатно в конце пролога, когда Джулию в вампира обращают.
К сожалению, система ключевых выборов нафиг убила ту часть нелинейности, которая в первой части заключалась в брожении по городу. Там это был сбор команды для финальной миссии, в духе Mass Effect 2, а также побочные квесты с не влияющими на основной сюжет, но весьма интересными историями, а тут - чистая условность. Вместо четырёх-пяти мест, из которых за ночь можно посетить два любых, предлагают два, из которых посетить можно одно. И то неважно, какое вы выберете - в любом случае это будет короткая ничего не значащая встреча с эпизодическим персонажем, которого вы никогда больше не увидите, после чего вам снова продолжат рассказывать основной сюжет. Возможно, авторы пытались показать калейдоскоп интересных моментов из жизни ночного мегаполиса, но у них не очень-то получилось - эти сцены смотрятся обрывочными и совершенно лишними. Лучше бы выкинули карту города вовсе.
Сюжет второй части не является прямым продолжением первой, но влияние событий, иногда вполне непосредственное, чувствуется. Кое-где они вообще напрямую упоминаются.
Поскольку действие происходит всё в том же Нью-Йорке всего год спустя, основные фигуры городского вампирского сообщества и места их обитания поменяться не успели. Это позволило авторам частично сэкономить на задниках. На спрайтах персонажей, что приятно, экономить не стали, перерисовав кое-какие из них. Регент тремеров Эйслинг, известная также как "Попади во все фетиши и кинки Ньюберри разом", вроде как почти не изменилась, но если вы найдёте слайд с ней в обзоре первой части, то увидите, что одета она теперь чуть иначе и руки держит по-другому.
А вот сыщик-носферату Д'Анжело поменял сигареты на вейп. Кстати, если в первой части было по одному спрайту на персонажа, за единичным исключением, то тут сделали уже как полагается - по несколько вариаций с разными выражениями лица и позами, а у некоторых даже с разными костюмами. Причём кое-какие варианты сделаны ради буквально одного кадра - например, тот же Д'Анжело единственный раз опускает шарф, показывая лицо, и под это отдельный спрайт отрисован. Расстарались.
Вообще, художникам явно задали побольше работы, чем в прошлый раз. Например, в игре куда больше CG, то есть, специально нарисованных сценок, а не просто спрайтов персонажей, наложенных на тематический фон. Все они сделаны как минимум качественно, а некоторые так и вовсе потрясающие.
Ну и раз мы постепенно перешли к моментам технического характера и всяким мелочам - пять копеек про это. В некоторых ситуациях можно применить не только обычные действия, но и вампирские дисциплины - правда, здесь они, по понятным причинам, представлены не так широко (героиня-то одна). Я, кстати, вообще навскидку припоминаю только Dominate, других вроде не встречалось. Теоретически применение дисциплин должно тратить кровь, но до голодного состояния я, в отличие от первой части, так ни разу и не добрался, хотя все возможности попить крови пропускал, предпочитая вместо них отправляться в более сюжетно важные (как мне тогда казалось) места.
Для незнакомых с реалиями Мира Тьмы, как и в первой части, присутствует словарь, пополняемый по мере прохождения. Приятно, что здесь записи в нём более живые и интересные - не просто сухая справка, а мнение самой Джулии, вполне занятно изложенное.
Непосредственно в тексте словарные термины при первом упоминании выделяются цветом - опять же, как и в первой части.
Очень ценная для городского фэнтези вещь - узнаваемость мира. Половина привлекательности жанра состоит в том, что вот эта вся катавасия с вампирами, призраками, тайной войной и глобальными заговорами происходит не в абстрактной реальности, а как бы буквально за углом. Персонажи упоминают реальных знаменитостей, цитируют реальные фильмы и книги, смотрят нетфликс, слушают саундклауд и лайкают фотки не в каком-то вымышленном сервисе, а в инстаграме. Ну и, разумеется, так как дело происходит весной 2020-го, в какой-то момент в город приходит ковидный карантин. Правда, вампиры его замечают не сразу, так как новостями смертных интересуются мало, у них и своих проблем хватает.
Некоторых персонажей, знакомых по первой части, можно узнать поближе. Скажем, шериф Кадир там хоть и производил впечатление, но по сути играл роль второстепенную и появлялся нечасто. А тут мы с ним общаемся еженощно - он является начальником Джулии и местами даже немножко другом.
Только друг и ничего более, впрочем. Во-первых, разница в возрасте и положении огромная, а во-вторых Джулия ходит по другой стороне улицы. Да, там на слайде - именно то, что вы подумали.
Её сожительница, Дакота. Вполне смертная и, в целом, тоже, как и главная героиня, не сказать чтобы сильно приятная девица. Но в психологическом развитии последней играет, по понятным причинам, не самую маленькую роль.
Как обычно - немного слайдов вразнобой.
Как-то сама собой сложилась традиция называть обзоры игр этой серии по режимам из Max Payne. Впрочем, можно ли считать, что Shadows of New York действительно "мертва по прибытии"? Скорее всё же нет. Объективных недостатков у игры не так уж много, а практически всё моё ворчание выше проистекает из сравнения с первой частью. Которая, если вдуматься, тоже не была безупречна. Если же рассматривать непредвзято, имеем игру с отличной стильной графикой, качественной музыкой, вполне неплохим сюжетом и достаточной долей нелинейности. И поиграть в неё на самом деле вполне стоит. Если проходили первую часть и она понравилась - сможете посмотреть на знакомый ночной Нью-Йорк год спустя и узнать, как поживают его обитатели. Если не проходили - можно смело начать со второй, знакомства с первой для полноценного понимания происходящего не требуется. Ну а если поляки сподобятся запилить третью - я, на самом деле, буду только рад.