Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Твердыня

"Продолжая знакомить вас, мои любезные друзья, с фильмами жанра military horror, не могу пройти мимо картины The Keep, снятой по одноимённому роману Пола Уилсона (каковой, кстати, настоятельно рекомендую к прочтению). Фильм вышел на экраны в конце 1983-го и довольно быстро получил статус культового, умудрившись при этом, как ни странно, остаться практически неизвестным широкой публике.

Собственно, это фильм-призрак, поскольку найти его сейчас лишь немногим проще, чем взять на абордаж Летучего Голландца. В формате DVD он, в отличие от многих старых шедевров, так и не был переиздан, а век видеокассет недолог, так что даже у самых преданных фанатов найти копию этой ленты практически невозможно. Более того, даже всемогущие повелители эпохи свободной информации - пиратские файлообменные сети - бессильно разводят виртуальными руками. Единственная копия, которую мне удалось достать - плохонький рип с малотиражного VideoCD. Картинка рассыпается на пиксели, звук плывёт, цветопередача режет глаз даже такому непритязательному зрителю, как я, но смотреть можно. Учитывая вышеперечисленное, просьба не сильно пинать за дерьмовое качество скриншотов - это самое лучшее, что удалось нащёлкать.

Судьба фильма была нелёгкой ещё во время съёмок. Сценарист настойчиво хотел экранизировать роман максимально дословно, не вычёркивая ни единой сцены. Режиссёр был склонен к тому, чтобы экранное действие развивалось неторопливо, с большим количеством общих планов, долгими паузами и прочими подобными средствами создания атмосферы. В итоге продолжительность картины должна была составить почти четыре часа. По понятным причинам, продюсер такого не допустил, и фильм порезали до стандартных девяносто семи минут. Сценарист с режиссёром боролись за каждый кадр, в итоге получилась довольно шизоидная солянка из долгих проходов камеры под тягучую музыку и большого количества коротеньких сцен с диалогами или экшеном. Некоторые эпизоды, в том числе и сюжетно важные, на экране так и не появляются, а лишь упоминаются в разговорах героев. В целом, нельзя сказать, что это пошло картине сильно во вред - скорее наоборот, придало ей определённый шарм, усилив мистически-триллерный настрой.

Самое главное в фильме, что замечаешь в первую же минуту просмотра - великолепный саундтрек. Вязкий, обволакивающий электронный звук, чем-то напоминающий музыку Вангелиса из Blade Runner (как подсказывают товарищи с мест, музыка написана коллективом Tangerine Dream, который вроде как велик, могуч и вообще наше всё - я не специалист, поэтому поверю на слово, тем более что музыка и в самом деле очень хорошая). Видеоряд не менее характерен - много тумана, много статичных сцен, много общих планов. Спецэффектов тоже много, особено к концу фильма... Уверен, что в восемьдесят третьем они смотрелись просто феерически, сегодня же выглядят аляповато, если не сказать - убого. Впрочем, не спецэффектами хорош этот фильм.

Итак, перейдём к традиционным слайдам и спойлерам:


1941-й год (судя по всему, конец лета). Румыния, Карпаты. Небольшое подразделение солдат Вермахта прибыло в горную деревушку чтобы взять под контроль прилегающий перевал Дину. Судя по диалогу в самом начале фильма, русская кампания уже началась, так что цель данной операции, скорее всего - остановить потенциально возможный контрудар Красной Армии.


Сразу же, с первых кадров, видно, что бюджета не жалели - по крайней мере, техника настоящая или очень похожая на таковую. Там ещё и пушка есть аутентичная (она на прицепе у полугусеничного тягача, едущего вторым), но качественного кадра с ней я сделать не смог. Впрочем, в сюжете пушка всё равно никакой роли не играет.


Это командир подразделения - капитан Клаус Воерманн, ветеран польской и французской кампаний. Отчего-то любит порассуждать об ужасах войны, хотя на восточном фронте не был.


В деревушке есть старинный замок - его-то немцы и превращают в свою базу. Правда, замок этот странный. Во-первых, все его внутренние помещения украшены металлическими крестами необычной формы (по словам местных, кресты эти - из никеля). Во-вторых, с точки зрения фортификации, это сооружение бессмысленно: внешние стены имеют пологий уклон и из них везде торчат балки, так что штурмующие солдаты могут без труда влезть до самого верха, да и построены стены словно бы наизнанку - самые крупные и прочные камни пущены на внутренний слой, а не на внешний. В-третьих, на вопрос о хозяине замка его хранитель упорно говорит "не знаю" и настойчиво не рекомендует оставаться в замке на ночь. На скриншоте хранитель - справа, вместе с двумя своими сыновьями. Сам он здесь тоже не ночует - дежурит только днём, а с наступлением темноты возвращается в деревню. В итоге, капитан с некоторым удивлением приходит к выводу, что цель замка не в том, чтобы не пускать кого-то внутрь, а наоборот - чтобы не выпустить кого-то наружу...


Понятное дело, что немцы, хоть и несколько озадачены вышеперечисленным, оставлять столь удобную оборонительную позицию не желают, и начинают обустраиваться. Первым делом - установка генератора и развешивание лампочек (ведь в замке даже креплений для факелов нет, так как здесь по ночам всё равно людей не бывает). Правда, рядовой Лютц (он слева) вместо того, чтобы тянуть провода, занят выковыриванием из стены одного из крестов - он не поверил словам о никеле и полагает, что кресты серебряные. При виде подобного вандализма хранитель приходит в панику и на повышенных тонах требует, чтобы к крестам ни в коем случае не прикасались. Капитан Воерманн делает бойцу строгое внушение и назначает ему неделю "собачьей вахты".


Впрочем, это не помогает. Во время той самой собачьей вахты, рядовой Лютц обнаруживает, что один из крестов, который вроде как побольше других, мягко светится. Сделав вывод, что уж этот-то никак не никелевый, а явно серебряный, он подбивает напарника на повторное нарушение распорядка... Нетрудно догадаться, что заканчивается это весьма плохо. Как для Лютца, так и для его товарища.


Трагической гибелью двоих долбоёбов-кладоискателей дело не ограничивается. Практически каждую ночь происходит новое убийство. Капитан радирует командованию запрос на смену места дислокации, подозревая, что с замком что-то нечисто. Командование, однако, в сказки не верит и, полагая, что в гибели солдат виноваты местные партизаны, находит более оптимальный, по его, командования, мнению, выход. Отказав Воерманну в передислокации, они направляют в замок эсэсовскую айнзатц-команду. Чтоб, значит, партизан нейтрализовать. Опять-таки, обратим внимание на технику - броневичок, скорее всего, всё же бутафорский, но смотрится вполне достойно. С униформой, правда, всё грустнее - вместо фельдграу эсэсманы щеголяют парадными чёрными мундирами, а на рукаве у их командира и вовсе отчего-то написано "SD".


Прибыв на место, каратели начинают действовать привычным образом - жителей деревушки прикладами сгоняют на центральную площадь, троих сразу же расстреливают в профилактических целях, а ещё пятерых берут в заложники и объявляют, что если умрёт хоть один немецкий военнослужащий, то прикончат и их. И вообще впреть будут убивать по пять местных за каждого немца.


Капитану подобный поворот событий ни разу не нравится - хладнокровные казни безоружных гражданских, тем более на территории формально союзной страны, ему не по нутру. Однако, он бессилен - из-за того, что в районе, по мнению командования, орудуют партизаны, главным становится командир карателей штурмбанфюрер Кемпфер. Единственное, что капитану остаётся - наорать на штурмбанфюрера и, хлопнув дверью, отправиться к себе.


Паче чаяний, смерти продолжаются, а на одной из внутренних стен замка появляется вот такая вот таинственная надпись, которую никто из местных не может прочитать даже под угрозой расстрела. Кстати, с надписью связан забавный момент - как легко разобрать, там написано "Иноземцы, идите домой", и в книге она именно так и переводится, а в фильме перевод будет несколько иным - смотрите ниже...


Когда эсэсовцы добираются до деревенского священника Михаила Фонеску, тот рассказывает им, что в своё время этот замок исследовал профессор Теодор Куза, и он, вероятно, сможет прочесть надпись.


Профессор Куза - еврей, и в настоящий момент находится в гетто, так что эсэсовцам не составляет труда найти его и доставить в замок. Выясняется, что надпись переводится как "Я вновь обрету свободу" и сделана на языке, который уже пятьсот лет как числится мёртвым.


Вместе с профессором в замок привозят и его дочь Еву. Вероятно, чтобы использовать как заложницу на случай, если профессор откажется сотрудничать. Именно с Евой и оказывается связана странная история. Когда двое эсэсовцев ловят её в одном из глухих коридоров замка и пытаются изнасиловать, некое существо (очевидно, то же, которое ответственно за все таинственные смерти) приходит ей на помощь, убивает насильников и приносит её, потерявшую сознание, в комнату, где поселили их с отцом. Потом исцеляет профессора от всех болезней (бедолага до этого даже ходить не мог и перемещался в инвалидной коляске) и театрально удаляется.


Профессор, недолго пораскинув мозгами, приходит к выводу, что неизвестное чудовище, победе над которым он должен был помогать, на самом деле гуманнее и лучше чудовищ известных - тех, которые носят чёрные с серебром мундиры. Как раз в тот момент, когда эта мысль приходит ему в голову, спаситель Евы появляется вновь и рассыпает перед профессором сказочные предложения, словно Дед Мороз подарки из мешка: он убьёт всех эсэсовцев, и не только здесь, в замке, но и вообще везде, а потом доберётся до самого Берлина и уничтожит Гитлера. Ему нужно лишь чуть-чуть помочь. Оказать совершенно пустяшную услугу...


Куза делится радужными перспективами с отцом Михаилом. Тому, ясное дело, сделки подобного рода совсем не по душе. Слово за слово, священник и профессор ссорятся, однако переубедить друг друга так и не могут, поэтому расходятся, оставшись каждый при своём мнении.


А тем временем в деревню прибывает странный незнакомец. Он не отражается в зеркале, его глаза временами светятся, а ещё, как выясняется позже, у него зелёная кровь, и его не берут пули...

А что будет дальше, я рассказывать не буду. Лучше сами посмотрите. Выдам напоследок только ещё немножко кадров - без подписей:







Итог: великолепный фильм по великолепной книге. Если вам удастся его найти - посмотрите. Не разочаруетесь."
Tags: military horror, кино, тяжелоиллюстрированные обзоры: кино, шизомилитаризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →