Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Кеннет Арнольд и блюдца

Как вы думаете, откуда вообще возник термин "летающая тарелка"? Ведь именно из-за повсеместного распространения этого словосочетания каждый из нас при слове "НЛО" сразу же представляет себе фигуру в виде перевёрнутого блюдца или двух тарелок, сложенных краями вместе, то есть нечто вроде вот такого объекта:

Типичный НЛО в представлении неизвестного художника

Своим появлением этот термин обязан двум вещам, столь же вечным, как и сама Вселенная: воображению и глупости. Если быть более точным, то художественной образности мышления продавца пожарных сигнализаций Кеннета Арнольда (Kenneth Arnold) и невнимательности журналиста Билла Бекетта (Bill Bequette), который брал у него интервью.


24 июня 1947 года

Кеннет Арнольд и его самолёт

В этот летний день Кеннет Арнольд - бывший бойскаут, ныне частный пилот, владелец компании по продаже противопожарного оборудования и помощник шерифа округа Ада (Ada County) - возвращался на своём личном самолёте из деловой командировки. Маршрут его пролегал над Каскадными горами (Cascade Mountains). По радио поступило сообщение, что в районе горы Рейнир (Mount Rainier) пропал самолёт Корпуса Морской Пехоты, транспортник С-46. Все гражданские самолёты, находящиеся в том районе, получили просьбу оказать содействие в поисках. Будучи сознательным гражданином, Арнольд отложил возвращение и начал внимательно вглядываться в землю, надеясь обнаружить обломки транспорта.


Современная реконструкция полёта Арнольда - почти такой же легкомоторный самолётик таким же погожим июньским днём на фоне всё той же горы Рейнир

Внезапно его внимание привлёк какой-то отсверк. Подняв глаза, Арнольд обнаружил, что вдоль горной цепи стремительно проносятся девять странных объектов. Они двигались как бы уступом - каждый последующий летел сзади переднего и чуть выше него. Каждые пару секунд один или два из объектов совершали резкое движение вверх или вниз, после чего почти мгновенно возвращались в строй. При этом объекты накренялись, вставая "на ребро", и ярко вспыхивали в лучах солнца. Время было три часа дня, воздух был прозрачнее хрусталя, и солнце светило ярко, так что рассмотреть диковинный воздушный парад труда не составляло. Прикинув дистанцию до объектов и замерив время, которое потребовалось им на то, чтобы пролететь от одной горной вершины до другой, а затем посмотрев на карте расстояние между этими вершинами, Арнольд вычислил скорость неизвестных. Число оказалось потрясающим воображение - примерно 1200-1500 миль в час! С такой скоростью в те времена не летал ни один самолёт, да и не похожи были эти объекты на самолёты - они казались плоскими и не имели никаких килей.

Сообщив по рации, что морпеховского транспортника он так и не нашёл (его, кстати, нашли позже, достаточно далеко от этого места) зато видел кое-что поинтереснее, и подробно описав увиденное, Арнольд таки отправился домой. Каково же было его изумение, когда прямо в аэропорту его встретила толпа журналистов и представитель ФБР. Оказалось, его сообщение вызвало огромный резонанс и разлетелось по новостям ещё до того, как он успел приземлиться. Собственно, именно с наблюдения Арнольда и ведёт отсчёт современная уфология, и именно после этого случая был придуман и запущен американский правительственный проект "Знак" ('Sign'), чьей целью стало решение загадки неопознанных летающих объектов. Конечно, подобные наблюдения происходили и раньше, но только в тот момент тема чудес в небесах получила, на волне разгорающейся маккартистской паранойи и страха перед Третьей Мировой, столь широкую популярность в США.

"Тарелки" или "бумеранги"?
Ну а что же о "летающих тарелках"? А вот что. Когда Билл Бекетт брал у Арнольда интервью, он спросил, как двигались таинственные объекты. Арнольд ответил дословно следующее: "Well, they flew erratic, like a saucer if you skip it across the water" ("Ну, они летели, беспорядочно перемещаясь, как блюдце, пущенное по воде"). По воде обычно пускают плоские камушки, а про применение в этой забаве блюдец лично я отчего-то не слыхал ни разу. Видимо, Арнольд либо оговорился (не забывайте, он был ошеломлён внезапным и плотным интересом к его персоне), либо решил выразиться подчёркнуто образно - мол, камушек скачет по воде ровно, а блюдце, как предмет, имеющий более сложную форму, будет скакать беспорядочно. Как бы то ни было, Бекетт, ничтоже сумняшеся, написал в своей статье, что Арнольд видел "flying sausers", то бишь "летающие блюдца" (в русском языке отчего-то больше прижился вариант "летающие тарелки"). И понеслась...

А ведь Арнольд настаивал на том, что увиденные им объекты не были круглыми, а больше всего напоминали истребители без хвостового оперения. Первоначальный рисунок, сделанный рукой самого Арнольда, тем не менее, лишь укрепил заблуждение, так как был выполнен не очень качественно (ну что ж поделать, Арнольд был бизнесменом, а не художником), и объект на нём в самом деле напоминал диск:


Однако позднее была создана более детальная реконструкция - по максимально подробному словесному описанию и под контролем Арнольда профессиональный художник изобразил объекты именно такими, какими их увидел Арнольд в тот день:

Кеннет Арнольд демонстрирует рисунок-реконструкцию с изображением увиденного им НЛО


Фотография деревянной модели НЛО, сделанной по приведённому выше рисунку

Самое смешное в этой ситуации то, что Бекетт невольно угадал весьма распространённую форму неопознанного летающего объекта. Если часть сообщений о наблюдении "тарелок" можно объяснить тем, что люди склонны видеть именно то, о чём прочитали в газете, то значительное число достоверных наблюдений и неподдельных фотографий говорят именно об НЛО дисковидной формы (взять к примеру описанный мной ранее случай на авиабазе Годман, где офицеры рассматривали в бинокли именно перевёрнутую тарелку, а не куб, не конус и не треугольник).

Объяснения
Так как случай с Кеннетом Арнольдом получил большую огласку и до сих пор остаётся одним из "классических", объяснений ему было придумано просто невероятное количество. Упомяну лишь несколько из них, наиболее распространённые.

Астроном Филип Класс (Philip J. Klass) утверждал, что Арнольд увидел фрагменты метеора, разрушившегося в атмосфере. По его словам, стремительно падающие обломки небесного странника могут ярко светиться, создавая эффект, похожий на отражение солнца от металлической поверхности, и дождь таких обломков, беспорядочно вспыхивающих и гаснущих, может с некоторого расстояния быть похожим на строй блестящих объектов, прыгающих вверх и вниз. Гипотеза не лишена рационального зерна - благо, буквально на днях все мы имели удовольствие лицезреть видеоролик о крайне эффектном падении светящегося метеора. Правда, метеоры обычно именно ПАДАЮТ, то есть летят сверху вниз, а не вдоль земной поверхности, но об этом господин Класс скромно промолчал.

Уфолог-скептик Джеймс Истон (James Easton) заявил, что Арнольд видел всего лишь стаю пеликанов, а прыжки вверх-вниз и металлический блеск объясняются потоками горячего воздуха, струящегося над горами и создающего миражи. И в самом деле, рядом с горой Рейнир проходит традиционный маршрут миграции пеликанов, а возникающие в тех местах миражи весьма эффектны (например, исчезновение горных вершин, когда гряда кажется словно срезанной ножом). Да и выглядит строй перелётных пеликанов похоже на то, что описал Арнольд:

Одна проблема - пеликаны летают довольно быстро, но уж никак не со скоростью 1200 миль в час.

Официальная версия, с которой дело было благополучно закрыто, гласит, что Арнольд видел экспериментальные самолёты, вылетевшие с авиабазы Уидби (Whidbey Air Base). Подозреваю, что эти самолёты были военными просто придуманы, чтобы по-быстренькому успокоить общественное мнение (ибо резонанс история Арнольда вызвала просто катастрофический). Однако даже если вдруг какие-то там самолёты действительно проносились строем над Рейниром, Арнольд видел явно не их - потому что хвостовое оперение есть самая заметная деталь самолёта, если смотреть на него сбоку, а как раз его-то видно и не было, что сразу насторожило Арнольда. Ну и скорость, опять-таки. Напомню, что скорость звука впервые была преодолена самолётом почти четыре месяца спустя, 14 октября 1947-го года, и такой самолёт существовал в единственном экземпляре. А 1200 миль в час - это почти две скорости звука - подобных показателей авиация достигла лишь через много лет.

Прославленный лётчик Чак Йегер и его самолёт, на котором он впервые в мире преодолел звуковой барьер (обратите внимание на большое и ясно видимое хвостовое оперение)

P.S. Любопытно отметить, что серповидная форма объектов, описанных Арнольдом, перекликается с описанным мной ранее случаем в городе Лаббок...
Tags: здесь красивая местность, несекретные материалы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 116 comments