Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

К вопросу о "школьном аниме" и широко распространённых заблуждениях

Тупая школота может искать глубинный смысл
и хвалить анимы со "сложным сюжетом" и "философскими идеями".
Это всё шлак. Чем дольше ты живёшь, тем больше понимаешь,
что самое интересное - поход на пляж с разбиванием арбуза,
летний фестиваль Обон и сплетни в школьной раздевалке.
Кейон и Лаки Стар - вот настоящее аниме для взрослых.


Всё началось с того, что я где-то прочитал фразу, вынесенную в эпиграф (цитирую по памяти и потому отнюдь не дословно). Прочитал, посмеялся и вроде как-то даже забыл про неё. А вот на днях вспомнил и кое о чём задумался. Собственно, в среде отечественных любителей и нелюбителей аниме есть два фундаментальных заблуждения, касающихся девочкового аниме про школу. Это то, что оно (а) для девочек и (б) про школу. Доводы в пользу того, что подобное мнение является именно заблуждением, очевидны и находятся на виду, однако отчего-то до сих пор почти никто их не заметил (по крайней мере, мне подобного рода мысли не встречались, если не считать всё той же фразы из эпиграфа). Хотелось бы, конечно, ради красного словца завернуть в стиле одного широко известного британского "историка", сказав, что когда мне открылась эта истина, я всю ночь пел старые хорошие песни и смотрел на звёзды, но на самом деле я просто улыбнулся и пошёл спать. Знание истины успокаивает. Вы всё ещё думаете, что аниме про девочек-школьниц предназначено для девочек-школьниц? Спешу вас разочаровать - оно предназначено для нас с вами. Взрослых, почти всегда серьёзных и зачастую усталых мужчин. А девочкам-школьницам оно как раз противопоказано, да чаще всего и непонятно.


Это становится достаточно очевидным, стоит только обратить внимание на ряд характерных моментов. Ну, во-первых, хотя жанр вроде как называется "про школу", по факту собственно школу нам и не показывают. То есть, учебный процесс. Вспомните, сколько процентов времени отнимают у школьника уроки в реальной жизни. Вспомните, сколько мыслей у того же школьника занимают оценки, жизненно важный вопрос где спрятать шпаргалку и проблема как не засыпаться на контрольной. А домашние задания? Целая драма, битва за свободное время между школьником и предками. Конечно, кто-то относится к учёбе ответственнее, кто-то забивает на неё болт, но в общем можно сказать, что она тем или иным образом занимает одно из значимых мест в мозгу подростка. А теперь вспоминаем, что нам показывают в "школьном" аниме. Школа там - это такое здание, куда ученики собираются чтобы пообщаться, скушать принесённый из дома обед, потусоваться в кружках по интересам, а также принять участие в дне физкультурника и культурном фестивале. Всё.




Ах, да, ещё - побыть в одиночестве в пустом классе после уроков. Ну, или перед уроками.


Учебный процесс упоминается лишь иногда и в немногих представителях жанра. Обычно - в качестве источника комических ситуаций, не более того.


Причина подобной избирательности довольно проста - про школьную учёбу взрослому думать неинтересно. Она естественным образом изглаживается из его памяти, когда он начинает думать о "школьных годах чудесных". Ну сами попробуйте вспомнить что-нибудь интересное про своё бытие школьником. Разбили мячиком окно кабинета химии, а потом прятались от выбежавшего на шум завуча. Решали с Васьком и Жекой глобальную задачу - как Жеке подойти к Ленке из 8-го "Б" и сказать, что она клёвая, чтобы не получить портфелем по башке и не быть поднятым на смех. Подрались с пацанами из девятого на пустыре после уроков из-за того, что один из них Васька козлом обозвал. Воспоминания типа "весь вечер учил стихотворение Некрасова, а потом на уроке рассказал его, и мне поставили четвёрку" будут явно находиться далеко не на первых страницах альманаха "Когда мне было пятнадцать". Вот поэтому "школьное" аниме предлагает не реалистичную картину школьной жизни и даже не ту картину, которая складывается в голове у настоящего школьника, а идеализованное воспоминание взрослого человека. Память - она, знаете ли, воспоминания имеет свойство фильтровать, оставляя в них только то, что кажется приятным и уместным.






Второй момент - в сюжете отсутствуют родители. Как максимум - выйдут навстречу друзьям главгероя, пришедшим в гости, поприветствуют их вежливо и вновь скроются из вида. Причина очевидна - взрослый человек уже отвык и забыл, что существование подростка проходит с непрерывным ощущением присутствия кого-то, кто над тобой главенствует. Ну, то есть, отца и матери. Что, собственно, сам "переходный возраст" есть постепенное привыкание к самостоятельной жизни, заключающееся в непрерывных попытках скинуть родительский авторитет. Есть ли что-то подобное в аниме рассматриваемого жанра? Да упаси господи! Откуда? Герои совершенно самостоятельны, как и взрослый зритель. Живут, такое ощущение, что одни, еда в холодильнике берётся сама собой из ниоткуда, а даже если и упоминается при принятии какого-нибудь решения (например, отправиться в гости к подружке с ночёвкой) "надо у папы спросить", то папа непременно разрешает, причём даже сам диалог не показывают - чистая условность, в общем.


А почему в качестве главных героев выступают именно девочки? Да очень просто. Потому что нам показывают не настоящих девочек, а девочек, какими они представляются с мужской точки зрения. Как всё было среди мальчиков, каждый мужчина помнит прекрасно, и романтики в этом не очень много. А вот девочки-старшеклассницы - ну это же очевидно! Тортики, платьица, фанатение по поп-звёздам, милые кулончики на мобильных телефонах. Трогательные добрые вещи от забора и до обеда.


О том, что женский коллектив (особенно подростковый) зачастую гораздо более жесток и нетерпим, чем мужской, мужчины если и знают, то стараются не задумываться. Для них бытие среднестатистической школьницы и её общение с подругами представляется как сплошное cute girls doing cute things.






Ну и последний довод. Большинство так называемого "школьного аниме" не только не несёт в себе никакого воспитательного эффекта, но и наоборот - будет отрицательно влиять на умы подростков, если им его показать. В Японии, знаете ли, к таким вещам относятся со всей серьёзностью - молодежь у них больное место. Снимают вещи типа, скажем, Принца тенниса (мегахит, кстати), которые исподволь, ненавязчиво агитируют школьников заниматься полезными делами - спортом, учёбой и всяким прочим в этом роде. А вот взять тот же K-On! - что мы там видим? Девчонки, которые вроде как организовали музыкальную поп-группу, никаким боком даже не пытаются в ней играть. Относятся по принципу "как-нибудь само устаканится".


Как метко сказано в одной из рецензий: "Девочки живут так, будто этих самых жизней у них впереди ещё три-четыре, и эта - даже не генеральная репетиция" Создать как бы группу, назвать её "Чай после уроков", заниматься в ней тем, что пить чай после уроков, школьное начальство, требующее результатов, кормить "завтраками", с грехом пополам сочинить за двенадцать серий одну полутораминутную песню, всех возмущающихся затыкать фразой "да ладно, забей, нахрена напрягаться? возьми лучше пирожное", а при внезапном провале на контрольной поднапрячься, за ночь всё выучить, написать пересдачу на отлично, после чего сразу же всё забыть и продолжить бить баклуши - подростку такое показывать нельзя.






Ему такое ещё рано смотреть, иначе он решит, что так и надо, и вырастет аморфным говном, ленивым и безответственным. А вот взрослому человеку, который уже вырос (в лучшем случае - всё-таки не аморфным говном) и давно уже не нуждается в примерах для подражания, такие вещи смотреть - самое оно. Потому как страна мечты. Мир, где можно просто положить на всё с прибором, и оно само образуется. Где работать требуется только если тебе нужна клёвая гитара - а после того, как ты на неё заработал, можно тут же работать перестать. Каждому из нас, знаете ли, нужно время от времени свалить груз ответственности за себя, семью и тэдэ - хотя бы мысленно - и пожить в мире, где не надо ни о чём думать заранее. Это чисто взрослая заморочка - у подростка ни ответственности такой ещё нет, ни необходимости от неё отдыхать.




Ну и, разумеется, идеальный мир мечты должен выглядеть узнаваемо, но более привлекательно, чем реальный. Узнаваемо - чтобы проще и легче было представить себя в нём. А привлекательно - чтобы в нём хотелось себя представлять. Поэтому даже самые унылые и будничные пейзажи в школьных аниме прорисовываются, словно волшебная страна.










И какой же вывод следует из всего вышесказанного? Да всё тот же, что и в самом начале этого поста - "школьное аниме про девочек" не имеет ничего общего ни со школой, ни с девочками. Это - инструмент временного эскапизма для взрослых заёбанных жизнью серьёзных мужиков. Средство на полчаса в день оказаться в идеальном мире, где все друг друга любят, совсем не надо работать, и всегда всё хорошо (а если и не хорошо, то это легко поправимо). Попытка представить, что целевой аудиторией данных произведений действительно являются девочки-подростки, наивна и является откровенным натягиванием совы на глобус. Как-то так, да.

В качестве источников иллюстративного материала для поста использованы следующие аниме-сериалы школьно-девочкового жанра: Aoi Hana, Azumanga Daioh, K-On!, Sasameki Koto. Также использованы кадры из Kimi ni Todoke, который к теме статьи не относится, поскольку на самом деле предназначен для девочек-школьниц, но уж очень там бэкграунды красивые :) И, да - доброго утра вам.

Текущий статус - 91.496
Tags: aoi hana, k-on!, аниме, аниме по пятницам, умняк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 411 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →