Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

Поезд на небо

Последний поезд на небо отправится в полночь...
(Nautilus Pompilius, "Железнодорожник")


Я, как многие, наверное, знают, редкостно придирчив к изображению космоса и космических полётов в художественных произведениях. Даже такой традиционной условности, как слышимые в вакууме звуки, обычно достаточно для того, чтобы заставить меня морщиться и ныть о том, как круче было бы без этого. И космооперы я поэтому не особо люблю - потому что космоса-то там толком нет, а есть фэнтези или пиратский авантюрный роман, только вместо драконов или фрегатов изображены звездолёты, каковые, по сути, есть только условность, без малейшего учёта сопутствующей специфики. Однако же можно сделать вещь, никаким местом не пытающуюся изобразить космические путешествия реалистично, но при этом способную понравиться мне на все сто. Для этого нужно только перестать пытаться соблюдать законы физики "хотя бы в чём-то" и шагнуть за грань безумия, возле которой классическая космоопера лишь робко стеснительно топчется. Нужно зайти настолько далеко, чтобы споры о звуках в вакууме просто потеряли смысл. Нужно совместить романтику космоса с романтикой поездов. Нужно придумать паровоз, мчащийся по рельсам межзвёздного пространства.

Да, я посмотрел Галактический экспресс 999. Нет, не оригинальный сериал - на сто тринадцать серий мне пороху, боюсь, не хватило бы. Две полнометражки я посмотрел. Первая вышла параллельно с сериалом и, по сути, вкратце пересказывает его, однако имеет, если верить википедии, ряд заметных отличий в сюжете (судя по тому, что я прочитал, отличия эти - в лучшую сторону). Вторая - Прощай, галактический экспресс - является продолжением, выпущенным два года спустя (действие, кстати, разворачивается тоже через два года после событий первой части), и завершает глобальный сюжет.

Жаль, конечно, что я не посмотрел эти фильмы лет двадцать назад. Потому как, по-хорошему, вещи это подростковые. Взрослому человеку, да ещё и наевшемуся всякоразной качественной фантастики в количествах неимоверных, местный сюжет покажется простоватым, мораль - очевидной, а интрига - слишком шаткой, дырявой, да ещё и изобилующей роялями в кустах. А вот лет в тринадцать-четырнадцать - это самое то, что нужно. Романтика, итить... Персонажи, впрочем, совершенно обаятельны без всяких скидок на возраст целевой аудитории. Графика красива и качественна, хотя поначалу к стилю рисовки конца семидесятых пришлось привыкать. Музыка - выше всяких похвал, по крайней мере, на мой скромный вкус. И женщины, да. Лейджи Мацумото, автор оригинального сериала, умеет рисовать таких женщин, каких не умеет рисовать больше никто. Так что вещь в итоге оказалась более чем достойной, даже при том, что я опоздал её посмотреть на полжизни. Краткие бесспойлерные впечатления и много слайдов - как обычно, под катом.


Экспресс номер "девять-девять-девять", вообще-то, только снаружи выглядит пришельцем из первой половины двадцатого века. Это - просто косметика, имидж для увеселения пассажиров (как правило, весьма состоятельных людей, ибо билет отнюдь недёшев). А на самом деле он весь из себя навороченный, хай-тековый, с антигравами и силовыми полями. Ну, по крайней мере, нам так говорят.


Но мы-то знаем, что на самом деле это просто отмазка для зануд-заклёпочников, сторонников тотального реализма. А экспресс идёт вперёд отнюдь не на антигравах и силовых полях, нет. Лопата, уголёк и топка. Космические карты вместо схем движения электричек на стенах вагонов. Та сторона безумия, помните? Поэтому - лопата, уголёк и топка. Полные штаны романтики, а как же. Пусть эпизод с маханием лопатой всего один, зато какой атмосферный.


И даже самый ярый заклёпочник согласится, что в зрелище поезда, уходящего в небо, есть что-то, захватывающее дух. Что-то такое, что прямо, блин, словами не передашь. А если не согласится - значит, у него нет сердца, да.


Да что там паровозы! Тут есть даже космический дирижабль!


Который на самом деле - космический галеон (присмотритесь к гондоле дирижабля на кадре выше).


Хотя в дирижаблях-галеонах, как ни крути, нет той нотки благородного захватывающего безумия. Так что не канают они супротив паровоза.


А фильм, на самом деле - про мальчика, который становится мужчиной. Начинает с наивных детских мечтаний, основанных лишь на сегодняшнем дне, а заканчивает... ну, тут лучше самим посмотреть. Благо, главный герой и его взросление показаны очень хорошо.


"А война? Ну что война? Так заведено. Спи, солдат..."


И он попадает на экспресс номер 999, который есть альфа и омега, начало и конец его маршрута. Поезд, идущий в небо.


А в попутчицей ему становится женщина по имени Метель. То есть вообще-то она Maetel, поэтому правильнее произносить "Матэль" или как-то в этом роде, но "Метель" - звучит для русского уха многозначнее и романтичнее.


Хотя, по-хорошему, если взглянуть правде в глаза, господин Мацумото рисует, как и большинство художников, всегда одну и ту же женщину.


Всё ещё не убеждены? Ну тогда вот вам ещё. Их там много.


Но Метель всё равно прекраснее всех. Она такая, знаете... Эх, да что я тут рассказывать буду. Всё-таки хорошо, что я не посмотрел это в тринадцать лет, а то был бы ещё более шибанутым на голову романтиком (хотя, казалось бы, куда уж). Всё к лучшему в этом лучшем из миров.


Ветер дальних странствий присутствует. Как же без него в фильме про поезда и космос?


Правда, в сериале всего этого было явно больше, ибо в полнометражке, как я понимаю, отрезали всё, не имеющее прямого отношения к сюжету. Но некоторому количеству красивых инопланетных пейзажей нашлось место и в ней.


Вот, скажем, планета вечного льда с подозрительно знакомой архитектурой.


А вот - постапокалиптический вестерн.


В википедии пишут, что персонажи других сериалов Мацумото, в частности, капитан Харлок, появляются тут "в камео". Ага, как же. Камео, если память мне не изменяет, это когда известная личность входит в кадр на несколько секунд, произносит что-нибудь незначительное типа "Кушать подано" и исчезает. А тут не камео никакое. Тут, выражаясь языком настольных ролёвок, "любимая мастерская энпися" во всей красе. Такой крутой персонаж, который засунут во все дыры (плакат "разыскивается" с портретом Харлока - первое, что видно на экране в начале первого фильма), роялем выскакивает из кустов по поводу и без, и, разумеется, спасает персонажей игроков... то есть, пардон, главных героев фильма из пасти смерти. А даже если не спасает, то по крайней мере прилетает пострелять - хотя по сюжету в этот момент совсем, вроде бы, не нужен. Просто потому, что мастер... пардон, автор сценария прётся от его невъебенной крутизны. Да-да, Харлок настолько крут, что в бою стоит на мостике своего корабля без скафандра, и набегающий поток свежего вакуума развевает его пафосный плащ.


Пепел потопленного "Ямато" стучит в сердца японцев. Ну, в сердце господина Мацумото точно стучит. Чтобы это понять, не нужно даже смотреть соответствующий сериал, достаточно увидеть, как звездолёт капитана Харлока отбивается от роя вражеских истребителей. Неповоротливый левиафан, рассыпающий вееры зенитных трассеров в попытке разогнать жалящих его пчёл - и в итоге таки успешно разгоняющий. Нет-нет, врождённая обида за низведённую американскими самолётиками гордость императорского флота тут, разумеется, вовсе не при чём!


Романтика поездов, по крайней мере, для меня, наполовину состоит из романтики вокзалов. И уж чего-чего, а этого тут хватает сполна. Будь то окраинный полустанок среди сортировочных путей...


...нуарный перрон с часами...


...или хай-тековый терминал в лучших традициях фантастики семидесятых.


А вот здесь прямо сейчас произойдёт самая, чёрт побери, трогательная сцена обоих фильмов. И нет, спойлеров не будет.


Традиционно - ни пылинки на кителе...


Нет, несовершеннолетним - только безалкогольное.


Смотреть? Вообще-то, конечно, смотреть. Потому что глоток ностальгии из далёких времён, когда мы были юными и глупыми, а мир вокруг - огромным и чудесным. Потому что, несмотря на весь мой напускной взрослый цинизм, на сценах встреч и прощаний по-настоящему щемит сердце. Потому что просто красиво, наконец. Ну и потому что классика - куда ж без этого.


Текущий статус - 94.035 (заморожено)
Tags: аниме, тяжелоиллюстрированные обзоры: аниме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 261 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →