Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

Антиобзор "три в одном"

Есть, знаете, такие вещи, которые, как это принято говорить, многообещающие. Начинаешь их смотреть потому, что по рекомендациям знакомых или по информации в интернете они показались тебе весьма заслуживающими внимания. Смотришь, стало быть, жадно нарезаешь скриншоты, уже предвкушаешь, какую подпись выдашь наиболее смачным из них, как ловко завернёшь описание сюжета - чтоб без спойлеров, но вызывало жгучее желание посмотреть. Однако по мере просмотра всё прочнее осознаёшь, что вещь-то - так себе. И не просто серость какая унылая, которую что смотрел, что нет - всё едино. Нет, что тебе активно жаль времени, потраченного на. И что писать об этом, и уж тем более рекомендовать не будешь точно.

Я бы и не писал. Но когда за несколько месяцев таких произведений набралось три штуки - решил таки написать. Сделать маленький антиобзор. По посту на каждое - это для таких вещей слишком жирно, поэтому - три в одном. И, да, я не претендую на истину в какой бы то ни было инстанции - я выражаю своё и только своё мнение. Сугубо личное и частное. Если кто-то является фанатом обозрённых сегодня тайтлов - он волен оставаться им и в дальнейшем, я не возражаю. Если кто-то не смотрел, но решит посмотреть - полный вперёд. В руки флаг и в справку печать. Вдруг понравится - хорошо будет.

Есть много разновидностей депрессии, выплёскиваемой на читателя/зрителя в художественных произведениях - в конце концов, депрессия есть природное и естественное состояние творческого интеллигента. Есть британский сплин, есть русская тоска, есть экзистенциальная невыносимость бытия, одиночество в толпе, трагедия непонятого маленького человека и куча прочих жанров, повествующих о психологической незрелости автора. Но среди всего этого страшным чёрным утёсом, издалека отпугивающим путников, возвышается депрессия японская. Не знаю уж, каким словом сами японцы её называют, но штука весьма характерная. Это когда всё настолько плохо, плохо, плохо, что даже если где-то и мелькают светлые моменты, то они настолько незначительны и мелки, что только оттеняют общую пучину бессмысленности существования. И от того чтобы, демонтировав люстру, прикрутить на потолочный крюк петельку, удерживает только осознание того, что лучше от этого не станет, а будет так же плохо, плохо, плохо, никчёмно и бессмысленно.


Значительная часть виденного мной японского кинематографа и практически вся читанная мной японская литература в той или иной степени несёт на себе отпечаток этой депрессии. В аниме такое встречается, вроде бы, заметно реже (и нет, не надо мне про Евангелион - он штука бодрая, весёлая и жизнеутверждающая по сравнению с) - но есть и такое. Вот, к примеру, Saikano, порекомендованный мне кем-то за вроде бы как сходство с понравившимся мне Denpa Teki na Kanojo.


Трудно сказать, что у этого сериала общего с Подружкой со странностями - та, несмотря на угрюмый антураж и ряд по-настоящему жестоких моментов, есть всё-таки вещь оптимистичная. А тут... Ну да, вроде как про любовь. Но на самом деле основной мотив тут - выжимание слезы из зрителя путём издевательств над доброй, тихой и милой девочкой. Кто-то, помнится, поругивал Elfen Lied за то, что там для морального воздействия используют такой примитивный и безотказный ход, как избиение до смерти маленького щенка. Мол, это признак творческой беспомощности авторов, раз уж они более тонких способов воздействия не нашли. Так вот, Saikano - это одно долгое, сладострастное, методичное избиение щенка. В роли такового выступает местная главная героиня, которую против воли переделали в абсолютное оружие, необходимое для спасения страны от иноземных агрессоров.


Она тихо молча страдает, потому что ей сказали, что она - единственная надежда всех людей. А у неё под воздействием трансформирующих технологий прямо сквозь плоть постепенно прорастают разные грубые оружейные железки, превращая нежное девичье тело, ещё не познавшее мужских рук, в уродливого монстра, ощетинившегося стволами. А главный герой, который её любит, хочет её от этого спасти, но понимает, что всё безнадёжно и ничего не получится, потому что процесс необратим, и потому что их всё равно найдут, и... В общем, я вытерпел три серии. Потом заметил, что как-то подозрительно часто начинаю поглядывать на люстру, и бросил от греха подальше. Ну их нахрен, этих японцев с их депрессиями.


Опять-таки, присутствует в сериале стандартный штамп с мерзкими и злыми военными - бездушными машинами убийства, которые только и думают, как бы затеять резню. Причём, желательно, не своими руками, а заставив биться насмерть мирных, ни в чём не повинных людей. Лучше всего - детей. Вот не люблю я этого либерального заблуждения. Военные ведь, на самом деле - самые миролюбивые из людей. По одной простой причине - воевать и погибать, если что, придётся именно им. И противно не столько заблуждение - каждый имеет право заблуждаться - сколько навязчивая его пропаганда, которой авторы, претендующие на интеллектуальность и "небыдловость" ездят по ушам последние полвека, если не больше.


Момент с налётом неизвестного врага на мирный японский город показан сильно. Сочно так, объёмно. Пожалуй, единственное, что мне понравилось в сериале. Не потому понравилось, что я кровожаден, нет. Потому, что единственный из всех отсмотренных мной трёх серий момент, в котором не было фальшивого слёзовыжимания. Трагедия - была. А слёзовыжимания - не было.


Второй пункт нашего сегодняшнего антиобзора - овашка с длинным сложносоставным названием Iriya no Sora, UFO no Natsu (Небо Ирии, лето НЛО). По названию всё казалось самым радужным. Небо, сталбыть, лето, летающие тарелки. На скриншотах радостно улыбались школьники, в описаниях упоминался кружок фотографов-уфологов и красавица-новенькая, переведённая из другой школы в середине учебного года, так что сюжет представлялся легкомысленным, радостным и романтичным. Наверное, там будет про любовь, про прогулки летними вечерами по холмам с целью зафотографировать летающих тарелок и послушать цикад, ну и всякое такое.


Как нетрудно понять, если бы всё так и было, то обзирал бы я эту вещь далеко не в этом посте. Всё было не так. Оказалось, что это такая облегчённая и разбавленная версия всё того же Saikano, только героиня тут не сама трансформируется в вундервафлю, а пилотирует её. И она таки да, этому не сильно рада. И таки да, она единственная, кто может спасти Японию от злобных захватчиков - на сей раз, космических.


И да, она страдает душевно и телесно, а в итоге ещё и рассудком трогается. По большей части - по вине главного героя (основополагающий момент японской депрессии: "ты всё поломал, и теперь это никак не исправить, поэтому живи с осознанием того, какое ты говно").


Нет, были и хорошие душевные моменты - например, вальс человека и самолёта (это трудно описать словами, это, наверное, лучше таки посмотреть... хотя только и исключительно ради этой сцены - всё равно не имеет смысла терпеть шесть серий). Но по большей части это оказалась вялая жвачка про то, что все люди твари, а некоторые - твари особо мерзкие. И даже нервного напряжения нет совсем - даже в сцене, представленной на скриншоте.


В общем, шесть серий оказались совершенно ни о чём. Конечно, концентрация японской депрессии была достаточно маленькой, так что я смог досмотреть это до конца, но беда в том, что и заявленного в анонсах школьно-уфологического сюжета с романтикой там не оказалось. В большой бочке мёда оказалась маленькая ложка дёгтя, да, но самое обидное в том, что в ней не оказалось мёда - его заменили водой из-под крана.


И таки да, вы не поверите, но здесь тоже есть бездушные уроды-военные.


Последий пункт сегодняшнего антиобзора, за который лично мне особенно обидно - двухсерийная овашка с коротким и непонятным названием T.O., которая была, по рекомендациям, вещью чертовски завлекательной. Истории про освоение космоса, про простых людей будущего. С трёхмерной графикой и кучей всего. В манге, как обещала википедия, всё было ещё круче - множество глав, формально не связанных друг с другом, но пронизанных внутренними взаимосвязями (решения и поступки героев одних глав находили продолжение в других, рассказывающих о более далёком будущем). Я даже собирался, по итогам просмотра, мангу раскопать и почитать...


Интриги добавляла трудность обретения - попробуйте-ка сами найти на любом трекере что-нибудь по поисковому запросу to - поймёте, о чём я. Ну и да, конечно же хоровые ахи и охи фанатов о небывалом реализме и густом флёре космической романтики вызывали у меня дрожь нетерпения и слабость в коленях.


Таки обрёл (поиск по иероглифическому написанию トゥー, утащенному с ворлд-арта, оказался не в пример продуктивнее). И что бы вы думали? Прямо с самого начала меня ударили в рожу нечеловеческим реализмом в лице рёва двигателей, звучно разносящегося по космосу, звёздновойновскими просторами коридоров и отсеков на станциях, где дорог каждый кубический сантиметр пространства, а также искусственной гравитацией, использующейся только и исключительно для того, чтобы герои на борту кораблей ходили по полу, а не летали в воздухе, и не применяемой ни в каких других механизмах.


Ладно, такие вещи я готов потерпеть. Привык - условности жанра же. Тем более, что многим хорошим произведениям о космосе они совсем не мешают. Поэтому сразу же настроил в мозгу фильтр, отсекающий подобное заклёпочническое нытьё, и продолжил просмотр. Однако с каждой минутой приходило понимание, что космооперные благоглупости здесь - самый незначительный из недостатков. Сюжеты, оба-два, не содержали ничего из обещанного. Ни романтики космоса, ни простых людей, ни картин будущего. Содержали они экстракт из малого типового набора для написания фантастических рассказов в журнал "Уральский следопыт" образца 1982 года вперемешку с захватывающими интригами и поворотами из фантастических фильмов категории "Б" того же временного периода. Я не говорю о каких-то там проблесках оригинальности, бог бы с ними - но даже обычного японского сценарного идиотизма, лучезарного в своей незамутнённости, там нет. Очень пресно, очень по-западному, очень под копирку.


Потом появились пиу-пиу штормтруперы в ацких чорных скафандрах, злые корпораты, дубоголовые военные, которых хлебом не корми - дай развязать войнушку (ага, опять они!) и прочие совсем уж подростковые типажи. И всё стало совсем банально, шаблонно и картонно. Сдерживая зевание, досмотрел-таки сей гипершедевр до конца - ибо всего две серии по часу. Было б длинее - бросил бы, не досмотрев. Мангу читать передумал. Хоть там звуков в космосе и нет, от идиотичности сюжетов это не спасает. Если две экранизированные истории оказались сочинёнными творческим импотентом на основе малобюджетных американских говнофильмов для кабельного ТВ, логично предположить, что и остальные не лучше.


И даже графика в итоге тоже оказалась не ахти. Разбирая скриншоты, обнаружил с удивлением, что в статике всё смотрится вполне даже эстетично. При просмотре же картинка просто резала глаз - неестественной кукольностью анимации и условностью рисовки. Не той условностью, которая является художественной фичей и именуется "минимализм", а той, которая проистекает от недостатка мастерства. Или терпения. Или бюджета.


Вот такой вот антиобзор. Хотите - доверяйте моему мнению, хотите - посмотрите сами и составьте своё (и это, наверное, будет даже лучше). В любом случае - доброй ночи и до новых, как говорится, встреч в эфире.

Текущий статус - 94.035 (заморожено)
Tags: аниме, тяжелоиллюстрированные обзоры: аниме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 158 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →