Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

О шизомилитаризме, киноблокбастерах и патриотическом чувстве

Поздно, пора спать, завтра вставать в кромешную рань - а я зачем-то сел за этот чёртов слоупок-обзор. Вот уже два... нет, три часа на него убил. Будем надеяться, что не зря. В смысле, что кому-нибудь будет интересно. Хотя игры на сей раз, пожалуй, ещё более хитовы и широко известны, чем обозрённые в прошлом выпуске. Это Call of Duty IV: Modern Warfare (в дальнейшем, для краткости, просто MW1) и её прямое продолжение, потерявшее цифру в первой части названия, но обзаведшееся ей во второй - Call of Duty: Modern Warfare II (кратко, соответственно, MW2).

Обе игры пользуются неизменной популярностью у школоты нового поколения геймеров - правда, по большей части, их многопользовательский режим. Я, знаете, мультиплеера не фанат, поэтому сосредоточусь исключительно на одиночной сюжетной кампании обоих проектов. Правда, в силу позднего времени, обзор вышел заметно короче, чем предполагался изначально, да и посвящён, по сути, отличиям второй части от первой. Так что про первую скажу вкратце. Мясной киношно-скриптованный коридорный экшен (пусть "коридоры" тут и располагаются большей частью под открытым небом) с клюквенным сюжетом, достойным голливудского боевика-технотриллера (то бишь, про войну и глобальные заговоры). Причём боевика "летнего", то есть берущего не логичностью происходящего, а бюджетом спецэффектов - такие в Америке обычно летом выпускают, чтоб народ в жару мозги сильно не напрягал. Сюжет среди отечественных игроков поколением постарше отчего-то традиционно считается руссофобским, но на самом деле отнюдь не такой. Ну, то есть, не больше, чем в среднем - какой-то специфически антироссийской направленности там нет. В первой части американцы вторгаются за нефтью в некую ближневосточную страну, а параллельно с этим английская диверсионная группа совместно с российским спецназом МВД ловит на просторах Азербайджана чеченского террориста, который, на словах прикрываясь идеями восстановления СССР и тем завоёвывая себе сторонников, на практике занимается традиционными террористическими и бандитскими делами, с коммунизмом и восстановлением Союза никак не связанными. Во второй части подручный того самого чеченского террориста путём теракта (понятное дело, иначе-то он не умеет) развязывает войну между Россией и США с целью половить рыбки в мутной воде глобального конфликта, а уже знакомые нам британцы пытаются его поймать - и попутно остановить войну, хотя это для них цель явно побочная. В обеих сериях положительные герои не гнушаются разнообразных неспортивных методов и этически неоднозначных решений, то есть паладинами Добра и Света в сияющих доспехах отнюдь не являются. Русские в каком-то особенно отрицательном свете не показаны - скорее, наоборот, чувствуется в отношении авторов к ним некоторое опасливое уважение. Американцы (да и британцы тоже) периодически оказываются гадами. Кстати, повоевать с американскими солдатами героям тоже придётся, не только с нашими.

Спойлеров под катом практически нет (над ним, по большому счёту, тоже) - ну мало ли, вдруг кто-то ещё не играл, а по паре годных и неожиданных сюжетных поворотов в каждой из игр таки встречается. Зато, как обычно, много кликабельных скриншотов. Скриншоты, как и в прошлый раз, сделаны на максимальных настройках графики. Перепроходил игры, как и для предыдущего обзора, параллельно и буквально на днях, так что впечатления свежи и интересны.


При создании второй части разработчики пустыми умствованиями не заморачивались и хитрых способов не искали. Взяли то, что больше всего понравилось народу (судя по форумным воплям), и увеличили его концентрацию в несколько раз. Во-первых, разумеется, ГРАФОН. Красивый эффектный видеоряд нравится всем и всегда, и раз уж первая часть удостоилась многочисленных похвал по этой части, во второй всё постарались сделать ещё красивее и эффектнее. Движок у серии, конечно, престарелый весьма был даже на момент выхода MW1, но навешивание ещё некоторого количества украшательных финтифлюшек выдержать пока мог. Вот, скажем, живой пример. Это автомат АК-74 с подствольным гранатомётом ГП-25 в MW1:


А вот он же, но в MW2. Разница в прорисовке, на первый взгляд, ошеломительная. Но если стряхнуть первое впечатление и присмотреться поближе, станет заметно, что моделька-то одна и та же (обратите внимание, к примеру, на рукоятку гранатомёта), и полигонов в ней прибавилось всего в паре мест. Основное же различие - более детализованные текстуры. Видно заводское клеймо, номер оружия (правда, на всех экземплярах, по понятным причинам, один и тот же - 122674). Лёгкий щелчок пальцев (на самом деле, конечно, суровый кропотливый труд художников) - и картинка смотрится вполне актуальной, словно и не прошло двух лет между релизами. За это, собственно, и люблю ребят из Infinity Ward - взяв старый движок, они чисто художественными приёмами, без злоупотребления новейшими наворотами, умудряются сделать так, что он смотрится современно и красиво, при этом быстродействие остаётся всё тем же. Та же MW1, к примеру, мной была впервые пройдена на компьютере с гигабайтом оперативки, одноядерным пентиумом-4 и видеокартой Radeon 9800. В минимальных настройках, понятное дело, но без единого подтормаживания и с более чем отличной картинкой на экране.


Игра подверглась украшательству не только в локальном плане, но и в глобальном. Уровни в MW1 были хоть и разнообразные, но объединённые некой общей... запылённостью что ли. Этакой стилизацией под документалистику, а также под современные военные фильмы, традиционно, ещё со времён Saving Private Ryan, снимаемые через синий светофильтр.






В MW2 всё сделали ярким и солнечным - и в самом деле, при таком подходе, как под острыми приправами, успешно маскируется тот факт, что коронное блюдо приготовлено не из рябчиков и пулярок, а из баночной тушёнки.


Вместо сталкеровских промзон - всякие экзотические пейзажи. В первой части действие разворачивалось, по большому счёту, в двух местах попеременно - ближневосточный город и леса Северного Кавказа. Переключения на другие места действия происходили эпизодически и ненадолго. В MW2 игроку устраивают калейдоскоп-диснейленд с виртуальными экскурсиями по самым разнообразным и красочным местам. То заснеженные горы, то залитые солнцем трущобы Рио-де-Жанейро, то нефтяная платформа посреди океана, то старинный замок, переоборудованный в тюрьму...






Второй фактор, весьма понравившийся игрокам и сильно развитый во второй части - отсылки к известным кинофильмам. В MW1 были моменты, заимствованные из киноблокбастеров (например, сценка высадки на скриншоте ниже, напрямую срисованная с Black Hawk Down, включая не удержавшегося на тросе бойца), однако были всё-таки скорее easter egg'ами.


MW2 же из подобных цитат состоит практически целиком. Вот, скажем, перестрелка в тюремной душевой из The Rock (там тоже заманили штурмующих на скользкий кафель и расстреляли сверху, но в игре штурмующие победили). Кстати, один из самых сложных моментов игры - даже на лёгком уровне меня там знатно размазали раз пять подряд.


Из свежего (на момент выхода игры) бразильского Tropa de Elite пришли эпизоды с разборками в фавелах - бедняцких трущобах Рио. Откуда там взялось исконно русское трёхбуквенное слово - не спрашивайте. Очевидно, перекочевало из первой части в качестве пасхалки (им там половина заборов была исписана).


Миссии по обороне Вашингтона от русского вторжения вдохновлены начальными сценами Red Dawn (первая из них даже называется "Wolverines!" - по боевому кличу главгероев фильма). Кстати, там же проехались и по коротенькому самоироничному эпизоду из стартового ролика стратегии World in Conflict (01:05-01:25), где американские солдаты трагично, с пафосом, превозмоганием и вархаммеровским надрывом штурмуют неправедно захваченный коммунистическими варварами "Бургер-Кинг". В MW2 игроку придётся на протяжении целой миссии оборонять от российских войск площадку с целыми четырьмя заведениями фаст-фуда. Поневоле задумаешься, то ли сценаристы умеренно толсто троллят, то ли они и в самом деле такие...


А первые две миссии MW2 неприкрыто, откровенно и местами вообще точь в точь срисованы с сериала Generation+Kill. Вплоть до дословного совпадения некоторых диалогов.


И тут мы неудержимо переходим к третьему пункту бизнес-плана разработчиков "сделать побольше того, что круто получилось в первой части". Шизомилитаризм. Точнее, его внешняя атрибутика - так называемый "tactiCOOL", от слов "tactical" и "cool". Сиречь, надрачивание на умиление от разнообразных военных финтифлюшек. Вот, к примеру, тот же "калаш", который мы видели ранее, во второй части сменил олдовые деревянные накладки на модные пластиковые (на некоторых экземплярах покрытые современным "пиксельным" камуфляжем), отрастил себе рельсы для крепления всяких прицелов и прочее. Попутно, правда, потерял гранатомётный прицел - он, наверное, своим грубым железом портил электронно-пластмассовый модерновый гламур.


Зато в первой части похвастать всякими коллиматорами и лазерными целеуказателями могли только несколько стволов, обычно вручаемых по умолчанию в начале миссии (см. скриншот ниже), а во второй практически каждое оружие попадалось в "тюнингованном" варианте на любой вкус.


К сожалению, одну охренительно шизомилитаристическую штуку во вторую часть не перенесли - уровень, где игрок управлял орудиями ганшипа. Эпизод, неприкрыто сделанный под распространённые на ютубе ролики с "killcam" - прицельных видеокамер натовских самолётов и вертолётов, воюющих на Ближнем Востоке. Ленивая перебранка лётчиков, под кофе и пончики обрушивающих неумолимую гибель с небес на беспомощных противников, которые их даже не видят - очень сильно пробирало. Даже несмотря на то, что миссия проходилась, на самом-то деле, сама собой - персонажи на земле, которых ганшип должен прикрывать, легко справлялись сами, даже если игрок не прикасался к управлению.


И самое последнее - хотя, пожалуй, самое важное - что взяли разработчики из первой части. Миссию в Припяти. Именно с ней отчего-то было связано больше всего восторженных воплей геймеров. Мол, она эпик, рулез и вообще шедевр. Я, честно признаюсь, этого восхищения никогда не разделял. Миссия в Припяти показалась мне чертовски скучной - игрока ведут за ручку, детально подсказывая каждое следующее действие. Послушно делаешь всё, как скажет капитан МакМиллан - миссия пройдена. Шаг вправо, шаг влево - вас убили, загружаем предыдущий чекпойнт. Неинтерактивный видеролик, в котором тебе только и надо, что старательно и без фантазии играть по сценарию, вплоть до мельчайшего чиха. Ой, нет, вру: дважды МакМиллан даёт тебе выбор - обойти очередной патруль или тихонько уничтожить. Охренительная нелинейность.


К тому же, в том же году вышел первый S.T.A.L.K.E.R. - на фоне тамошних до жути аутентичных и узнаваемых постсоветских ландшафтов, местная Припять, пусть и "воссозданная по реальным фотографиям", смотрелась глупо и клюквенно.


Однако же публика пищала от счастья и требовала добавки - и добавки ей дали. Причём сразу по двум направлениям. Во-первых, все игровые локации MW2 превратили в Диснейленд, демонстрируя ту или иную экзотическую местность (об этом я уже упоминал выше), а во-вторых, и это самое печальное, существенно сузили свободу действий игрока. Казалось бы, куда ещё можно сузить эту самую свободу, если в рельсовой стрелялке, каковой Call of Duty испокон веку являлся, её и так нет и не было никогда? Оказывается, можно, если приложить к этому усилия. На практически каждом уровне к главному герою приставляется гуру-наставник, он же экскурсовод - обычно в лице непосредственного начальника. Он ведёт тебя за ручку, подсказывает каждый шаг (без преувеличения - каждый), и если ты, паче чаяний, решил действовать неположенным образом, игра просто замирает. Нет, тебя, по крайней мере, не убивают, как в Припяти (ну, почти никогда) - но действие стопорится, и актёры терпеливо ждут, пока шибко самостоятельный товарищ по ту сторону экрана не одумается и не вернётся к предписанному сценарию. Да, в финальных титрах, кстати, прямо говорится - что, мол, показанные события являлись приключенческим фильмом, а игрок играл за ключевых его персонажей. Постмодернизм зашкаливающий.


Итог, увы, невесел. MW2 получилась более зрелищной, более разнообразной, более захватывающей (в первый раз я её прошёл вообще на одном дыхании, за утро субботы), однако при этом как таковых "warfare", то бишь боевых действий, в ней осталось мало. Если первая часть была именно классическим технотриллером, где мы принимали участие в городских боях и диверсионных акциях, то во второй нас ждут по большей части суперагентские кунштюки в духе нового Джеймса Бонда или даже фильма True Lies (только, в отличие от True Lies, без столь откровенной иронии и с гораздо большим накалом пафоса). Покатушки на снегоходах (с пальбой), плавание с аквалангом (снятие часового броском из-под воды прилагается), штурм старинного замка, погоня на моторной лодке (включая неизменный по законам жанра полёт с водопада) и прочая ололо-пыщь-пыщь веселуха. Нет, я против ничего не имею, я только за - но это уже не warfare, никаким боком.


Ладно, что мы всё о грустном. Лучше напоследок вывалю подборку скриншотов просто так. Вот, скажем, из MW1 - злодеи запулили ядрён-батон по Америке. Ужасное злодеяние!


MW2 - герои запулили ядрён-батон по Америке. Гениальный план! Что, вам тоже кажется, что последние два пункта как-то слабо согласуются? Привыкайте: это не безумие - это Спарта классический технотриллерный сюжет.


MW1 - добывание информации из пленного. Положительными героями, ага. Пленного потом пристрелят - не тащить же его с собой.


MW2 - информация из пленного добыта (он в кадре слева). Пристреливать не пришлось - сам отбыл в процессе добывания (процесс, к счастью, не показали). Главные положительные герои - они такие, а как же.


MW1 - русские охранники (в кадр не попали) никого не трогали, культурно играли в шахматы (на столе - только газировка и банка чая, заметим, никакой vodka). Пришли герои и хладнокровно расстреляли их в упор, пользуясь внезапностью и темнотой.


MW2 - временами встречаются сценки, достойные скорее F.E.A.R., чем боевика "про войну". Двери лифта пытаются закрыться, но, наткнувшись на труп, разъезжаются, а потом пытаются закрыться опять. Снова и снова. Жутковатое зрелище.


MW1 - здесь нередко приходилось прятаться и выжидать (вот, например, как сейчас, нервно гадая, наткнётся ли на тебя луч прожектора). Противник зачастую сильно превосходил в численности, и даже читерская регенерация здоровья главгероя не всегда спасала.


MW2 - схватка в абсолютно тёмном здании посреди обесточенного города. Один из наиболее атмосферных моментов. Фонарика в игре не предусмотрено, химические осветители напарники и враги кидают редко и только в местах, предусмотренных сценарием, поэтому большую часть времени бегаешь и сражаешься совершенно вслепую, ориентируясь только по пламени выстрелов да вспышкам молний за окном.


И напоследок - таки немного шизомилитаризма в наиболее рафинированном его виде. Ведь наша любовь - это танки, you know... MW1, танк "Абрамс" с именем собственным "Бойцовый хряк" "War Pig" демонстрирует превосходство над продуктом легкового автопрома.


MW2 в промежутках между всеохватывающим супешпионским балаганом таки умудряется временами выдавать правильный и годный военный пафос. Жаль, редко и понемногу. Танк "Абрамс" без имени прикрывает пехоту, идущую на прорыв.


Текущий статус - 49.068
Tags: call of duty, виртуальность, слоупок-ревю, шизомилитаризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →