Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

О филлерах, экранном времени и динамике повествования

Обычно по умолчанию подразумевается, что хорошего художественного произведения должно быть много. Нет, имеются, конечно, такие вещи, которые хороши своей лаконичной формой, и любое развёртывание их бы погубило, но это именно что особенности формы. Как модель Останкинской телебашни, выточенная из спички - смотрится офигенно, но будучи выполненной с тем же качеством проработки в большем размере, восторгов не вызовет. Но если мы говорим о произведениях более традиционного плана, то они, понятно, всегда приятнее, когда длиннее. Полюбившиеся герои, интересный мир и всякое прочее в этом духе - всегда ведь грустно, когда оно заканчивается. Однако есть, как вы понимаете, и проблема. Авторы - они того... не резиновые. В смысле, рано или поздно выдыхаются (и обычно, увы, скорее рано, чем поздно). Мало кто способен выдавать жару долго - недаром же появилось полушутливое "правило сиквела", гласящее, что вторая часть фильма или книги всегда хуже первой. Вот и с японцами всё так же, как и со всеми. Совершенно не редкость длиииииинная манга, которая всё тянется, и тянется, и тянется - "пока не упадут кассовые сборы", как шутили в Last Action Hero. Если у мангаки в голове при этом есть годные сюжеты, которые могут радовать читателей - отлично. Если при этом у него в голове ещё и живёт глобальный сюжет, по которому шаг за шагом продвигаются герои по мере прохождения второстепенных сюжетных арок - вообще замечательно. Однако подобные уникумы - большая редкость. Чаще бывает хуже. Нет, если плохо всё - и герои, и сюжеты, и прочее - выпуск манги просто вянет, ибо не находится достаточно читателей. Но гораздо более часта ситуация, когда герои хороши, и стартовая ситуация для них придумана удачно, а потом у автора кончается порох, и начинает он переливать из пустого в порожнее, через силу вымучивая сюжеты и прочее "что будет дальше". Бросать-то персонажей неохота - читателям нравятся, и издатель требует продолжений. А что писать дальше - неясно. Вот и начинается...

Когда такую мангу берутся экранизировать, поступают по-разному. В лучшем случае режут её вдоль и поперёк, выкидывая откровенно слабые и ниочёмные моменты, исправляя ляпы и заполняя сюжетные дыры написанными с нуля сценами. В худшем... ну да, в худшем - снимают как есть. Вот, например, посмотрел я некоторое время назад сериал, который вызвал у меня непривычное желание - чтобы он был покороче. Не в смысле, "чтобы поскорее уже закончился", а именно чтобы сценаристы порезали провисающие эпизоды и оставили только хорошие. Двадцать шесть серий в данном случае - слишком много. Будь в нём двенадцать, он смотрелся бы сильно лучше. Сериал называется Kaichou wa Maid-sama! (Президент учсовета - горничная!), и потенциал в нём (точнее, собственно, в оригинальной манге) был большой. Есть школа, которая долгое время была школой для мальчиков, но недавно была реорганизована в смешанную. Есть главная героиня - упорная, ответственная и суровая девушка из бедной семьи, которая пробилась, ни много, ни мало, в президенты учебного совета этой школы и горит желанием превратить это заштатное и излишне переполненное духом мальчишеского распиздяйства учебное заведение в приличное место. Есть финансовые проблемы главной героини (точнее, её семьи), из-за которых она вынуждена подрабатывать по вечерам в мейдо-кафе - носить костюм горничной, вежливо улыбаться и говорить посетителям всякие вещи типа "Чего изволите, мой господин?" и "Как прикажете, мой господин" - что совершенно не по нутру её пробивному феминистическому характеру, но уж очень деньги нужны. Есть главный герой, который случайно обнаруживает, что вырубленная из единого куска нержавеющей стали школьная диктаторша, которая строит всех по стеночке и устраивает мужской части школьного населения перманентный тридцать седьмой год с массовыми репрессиями ради высшего блага, после уроков едет в соседний городок, надевает там костюм горничной и говорит всякие вещи типа "Чего изволите, мой господин?" В общем, отличный потенциал. Можно из этого было сделать и шикарную комедию, и мощную драму про жизнь небогатой ячейки общества, для которой наличие ужина на столе - вещь вариативная, а не гарантированная, и трогательную романтику (ибо между президентшей и раскрывшим её тайну парнем, понятное дело, сразу же проскакивает такая специальная искра, как и полагается по законам жанра). Можно было.

Однако всё, пересказанное мной выше - это же даже не спойлеры, ибо выкладывается нам в первых двух сериях. И автору даже хватило пороху на то, чтобы протянуть на достойном уровне ещё немного. А потом, увы, начались метания, переливание из пустого в порожнее и прочие признаки того, что автор просто не знает, что писать дальше. Ведь и комедия есть, и драма, и романтика - но годные моменты разбросаны среди мутных и скучных филлеров. Такое бывает, когда редактор требует с тебя по новой главе каждую неделю, и ты хоть разбейся, но роди её, так что к мангаке, собственно, претензий нет. Но вот при создании экранизации сценаристы могли бы немного поработать ножницами с целью повышения динамичности и увеличения концентрации годности. Рисовка сериала, кстати, такая же неровная, как и он сам. В тех местах, на которые потратили больше усилий и бюджета, мы видим замечательную карандашно-акварельную графику, почти равную Aoi Hana, и это радует глаз. Но там, где прорисовка отдавалась на откуп менее квалифицированным сотрудникам, качество картинки падает катастрофически. Нет, оно понятно, что это общая практика экономии сил, времени и денег при создании сериалов - подряжать крутых профи только для прорисовки критично важных сцен и ключевых кадров, а всё остальное доверять практикантам, китайским фрилансерам и прочим шабашникам - но обычно разница в проработке всё-таки не настолько бросается в глаза.

В общем, под катом - традиционные слайды. Спойлеров нет, ибо спойлерить там нечего, последнюю сюжетную тайну раскрою вам прямо сейчас - да, в конце они таки друг другу признаются и даже поцелуются. А вот слайды - таки да. В основном, из хорошо прорисованных сцен, понятное дело.


Это - наша главная героиня, Мисаки (или, если коротко - просто Миса). Красивая очень. Мне нравится. Правда, резкая немножко, и к мальчишкам без понимания относится, но это у неё от тяжёлой жизни. К тому же она, невзирая на все ниочёмные филлеры, таки постепенно растёт над собой - то бишь, становится мягче, женственнее и прочее в этом духе.


Миса в школе. К обязанностям президента относится ревностно, наведение школьного порядка считает своим долгом, а заботу о девочках, которые неуютно чувствуют себя в заведении, долгие годы бывшем чисто мужским - святой миссией. При любых попытках мальчишек нарушить дисциплину или (не приведи господь кого-то к такой опрометчивой идее) обидеть девочку, мгновенно устраивает им экстерминатус, децимацию, а также владимирский централ и ветер северный. И, знаете, я её, в общем, поддерживаю. Это не обычное для аниме цундеристое самодурство, а реально необходимые меры - поскольку дисциплина в школе и в самом деле хромает (мягко говоря), девочек действительно обижают, а пацаны, большинство из которых происходят из семей вполне пролетарских и выросли (мягко говоря) не на паркете великосветских бальных залов, надёжнее и быстрее всего понимают именно мотивационный дидактический пиздюль. Как тоталитарист, не могу не одобрить. Хотя временами Мису таки заносит - этого не отнять.


Миса дома. Причина того, что она относится к мужскому полу с недоверием и излишней строгостью, легко понятна - отец бросил её мать с двумя дочками на руках, оставив на память лишь кучу долгов и старый деревянный дом постройки чуть не довоенных времён, разваливающийся прямо на глазах.


Матушка пашет на трёх работах, берёт на дом мелкую халтурку типа раскраски игрушек и охотится за скидками и распродажами в продуктовых магазинах. Младшая сестра (в кадре она справа), которой работать по закону пока рано, занимается веерной рассылкой открыток в газеты и журналы с целью выиграть различные полезные в быту штуки - блок бумажных полотенец там, арбуз или ящик соевой пасты.


Миса на работе. Кафе "Maid Latte" погружает посетителей в обстановку европейского особняка викторианской эпохи и предоставляет возможность почувствовать себя настоящим лордом (или леди) в окружении прелестных и услужливых горничных.


Она прекрасна же! Я понимаю, что манга рисовалась женщиной и для девочек, никакого отношения к моэ-тортиковому жанру для взрослых мужчин не имеет, но и мужчинам есть на что посмотреть, ага. Если, конечно, их не разражают такие признаки сёдзё-жанра, как периодически покрывающие экран цветы, сердечки и солнечные зайчики.


Главный герой, он же - романтический интерес Мисы. Зовут его Усуи и, так как произведение сделано девочками для девочек, то он весь такой прямо офигенный. Такой прямо романтичный, и при этом колкий. Властный, но при этом в глубине души нежный. И красавчик. И ну прям ваще. Девочкам, предполагаю, такое нравится. Мальчикам (и тридцатилетним мужикам) - ничо так, смотреть можно. Не разражает своим видом, голосом и поведением - и то ладно.


Ах, да, ещё он, конечно же, безупречно элегантен, образован и готовить умеет. Умён (в шахматы играет, да) и, кажется, даже богат. И ещё у него есть тайная уязвимость, которая заставляет девичье сердце зрительницы трепетать от материнского желания пожалеть - у него не идеальное зрение, и дома, когда этого никто не видит, он носит очки. Но тссс, я вам этого не говорил.


Раскрытие страшной тайны Мисы - Усуи видит её на рабочем месте (угу, мусор выносить горничным тоже приходится, а как же - не всё же чай наливать). Если в школе узнают о том, где и как президент проводит вечера - с завоёванным столь большими трудами авторитетом можно будет распрощаться. И Миса очень испугается, что Усуи расскажет. Он, конечно, не расскажет (он ведь положительный герой), но крови своими намёками и мелким троллингом Мисе попортит изрядно (он ведь весь такой крутой и суровый, не плюшевая рохля какая-нибудь).


Понятное дело, что романтическая линия развивается по всем традициям, и потому к осознанию мысли о взаимном интересе (не говоря уж о её озвучивании вслух) герои придут не сразу. Миса не верит мужчинам, Усуи навязчиво набрасывает, автор, потеряв ориентиры развития сюжета, продолжает эксплуатировать эти моменты раз за разом, пока читатели/зрители не взвоют, а потом ещё немного...


Будет и так...


...и вот так...


...но временами всё-таки и так.


И в эти самые времена женская часть зрителей начинает скандировать "Дура, ну отдайся же ему уже прямо сейчас!", а мужская делает фейспалм и уходит за добавкой пива. Всё-таки законы жанра мелодрамы, наложенные на творческий кризис автора и многосерийность - страшная вещь, почти как бубонная чума и демократические реформы вместе взятые.


Самую малость фансервиса. В плане обнажёнки - это максимум, чего можно ждать от сериала. Для девочек же - им панцушоты весьма параллельны, как правило.


Зато в плане всего остального - фансервиса лопатой выгребай. Ибо в "Maid Latte" регулярно проводятся тематические дни - ну там, к примеру, день кошачьих ушек, день дворецких, день девочек-волшебниц и прочее. Персонал переодевается соответствующим образом, несказанно радуя зрителя как своим видом, так и сопутствующими переодеванию комическими сценками. Мимо Мисы в день меганекко я, как вы понимаете, просто не мог пройти.


Миса с телескопической дубинкой. Такая, знаете, милая штукенция из двух-трёх толстых пружин и залитой свинцом гайки на конце - в подростковые годы, помнится, пацаны у нас на раёне такие мастерили самостоятельно. Хорошим ударом ломает руку. Или пробивает череп. Что, в Японии такие действительно легальны? Нет-нет, не переживайте - хоть аниме для девочек обычно преисполнено кровищей, расчленёнкой и прочими подобными вещами, здесь обойдётся без членовредительства.


Кстати, Город. Прекрасен, как и всегда. И, да, мне таки безумно нравится местная рисовка (там, где она не отдаётся на откуп студентам-первокурсникам, работающим за еду).






Впрочем, как бы ни была халтурна прорисовка отдельных моментов, ради таких вот кадров можно простить многое. Не всё, нет. Но многое.


Традиционное "Ни пылинки на кителе!" Угу, несовершеннолетним наливают пива. Ужас-ужас. Я ведь всегда говорил, что произведения для девочек куда более суровы, чем для мальчиков.


Смотреть или нет - вопрос непростой. В плюсах красивая графика (там, где она красивая, но всё-таки много где), симпатичные девушки (и, наверное, юноши, но в этом я не специалист), интересные характеры (там, где они развиваются, а не зависают на месте в череде очередных филлеров) и добрый юмор. В минусах - затянутость, неровность, провисы в сюжетной и художественной части. На мой вкус, баланс в итоге таки положительный, но смотреть залпом настоятельно не рекомендуется - можно скиснуть. Лучше умеренными порциями, под лёгкие закуски (и, опционально, пивко), чередуя с чем-нибудь более динамичным и бодрым.


Текущий статус - 49.068
Tags: аниме, тяжелоиллюстрированные обзоры: аниме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 168 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →