Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Танго безбрежного неба

У меня временами случается поистине археологическое счастье - раскопать вещь, никому толком не известную. Ну, по крайней мере, если верить окружающим интернетам. В этот раз я набрёл по рекомендации ipona_mat на сериал Simoun, упоминаний о котором я до того момента не встречал как-то нигде. Сериал снят, насколько я понимаю, по оригинальному сценарию, что лично мне всегда импонирует. Хоть и имеется одноимённая манга (я её не читал), но, думается мне, она не является первоисточником, так как выходила параллельно сериалу, да вдобавок состоит всего из пяти глав, и в неё физически невозможно даже в сжатом конспективном виде втиснуть то, что показано в двадцати шести сериях, особенно если учесть, что серии эти сюжетно весьма насыщены.

Сразу хочу предупредить, что сериал достаточно специфичен и может произвести неверное впечатление или отпугнуть. Кого-то полусказочным внешним антуражем с плавными линиями, позолотой и витражами, а также недостатком шизомилитаристической брутальности в видеоряде (при изрядном наличии её в сюжете), кого-то - гендерными особенностями местного мира, кого-то - излишней, как может показаться, сентиментальностью. Мне понравилось, причём понравилось буквально всё. Серьёзная, красивая, трогательная и удивительно неглупая история про людей, про жизнь и про войну. И немножко - про любовь. С ароматом старой доброй фантастики, читанной в детстве, и ровным, цельным, завершённым сценарием. И на удивление без типовых анимешных штампов. Но специфичная, да. Под катом - подробнее. Без спойлеров и с картинками, как обычно.


Отчего-то везде помечено, что сериал этот юрийный и весь из себя сёдзё-айный. Люди, которые это говорят, либо не смотрели его, либо смотрели чем-то не тем, поскольку любовью женщины к женщине тут толком и не пахнет. Более того, невзирая на внешнюю атрибутику, сюжет и мир здесь скорее напротив - гетеросексуальные до мозга костей. Впрочем, ярые гомофобы сериал всё равно смотреть не будут, так что большого значения это не имеет. Сюжет-то на самом деле не про это. Это просто особенность мира такая, навроде пресловутого зелёного солнца - рождаются тут только девочки, а потом, повзрослев, выбирают свой пол и отправляются к волшебному Источнику, войдя в который, становятся мужчинами либо женщинами. Именно поэтому все роли здесь - даже мужские - озвучены женщинами. Это на самом деле таки довольно странно, так как гормональные изменения в организме затрагивают голосовые связки в первую очередь, но спишем на художественный приём. К тому же, чёрт его знает, какая у местных обитателей физиология и как её перестраивает Источник.


Да, мир здесь совсем не наш. Кстати, железное и несокрушимое доказательство того, что это не Земля прошлого/будущего/параллельной Вселенной, нам показывают только в последней серии. Показывают чертовски изящно и как бы между делом, так что этот момент можно легко пропустить. В этом мире давным-давно существовала развитая цивилизация, которая канула в Лету, а нынешние обитатели, как и полагается по законам жанра, пользуются оставшимися от них артефактами, толком не разбираясь в их принципах действия. Самое главное, что оставили предки - так называемые "спиральные моторы". Это такая круглая штуковина со спиралью внутри, которая, будучи запущенной, производит энергию из ниоткуда, а при правильном применении может создавать и различные дополнительные эффекты вроде антигравитации. На таких моторах различного размера здесь работает всё - и поезда, и корабли, и даже, похоже, стрелковое оружие.


А, самое главное, на них работают симуны - летательные аппараты, которые почитают как священные колесницы богов. Всё потому, что симун, в отличие от других аппаратов, умеет творить самую настоящую магию. Вычерчивая в небе определённые символы, один или несколько симунов создают самые разнообразные эффекты. Правда, управлять симуном могут только девы, не прошедшие Источника, и только парой - причём, между членами пары должно быть полное духовное взаимопонимание, иначе симун просто не взлетит. Магия - дело тонкое. Даже техномагия.


Символы, которые симуны чертят в воздухе, называются "ри-маджон" и бывают самые разные. Часть из них просто ритуальные, не имеющие никаких эффектов, а часть дают выброс энергии, способный испепелить целую армию. Для некоторых достаточно одного симуна, а какие-то требуют максимально слаженных действий целой эскадрильи ("хора" в местной терминологии).


Собственно, основная причина, по которой на сериал вешают метку "сёдзё-ай", как я понимаю - этот вот ритуал запуска "сердца симуна" (что-то вроде магического компьютера, управляющего двигателями), проводимый перед взлётом. Пилотессы целуют друг друга, а затем отсек с "сердцем" (прозрачный фонарь со светящимся зелёным шаром, виден справа). Чувственности в этом не больше, чем в прокрутке стартёра земного "кукурузника". В одном из эпизодов младшая из героинь с удивлением узнаёт от подруг, что, оказывается, можно целовать не только напарницу, но и человека, который тебе нравится, и в этом случае действие имеет совсем-совсем другой контекст.


И вот есть у нас не очень большое, но весьма гордое государство, именуемое "Теократия Симулякрум". Гордое оно не просто так - собственно, именно у них и сосредоточены основные мировые запасы спиральных моторов, в то время как прочие вынуждены зачастую обходиться вещами более примитивными, вроде дизелей и паровых турбин. Кроме того, симуны есть только у них - это древняя тайна, бережно охраняемая священнослужителями Симулякрума, а сивиллы - девушки, пилотирующие симуны - являются священницами и пользуются большим уважением. Ведь симун это колесница богов, а полёт на нём - молитва чистых юных сердец. Без ри-маджонов в небе не обходится ни один государственный праздник (так как тут теократия, то все государственные праздники имеют религиозную основу).


И, понятное дело, подобная ситуация не может не вызывать у соседей определённых претензий - потому как когда у одних есть много чего-то полезного, а у других его мало, это несправедливо. Геополитика, конечно, вообще штука несправедливая, но несправедливость при этом получается обоюдоострая. То есть, к тому, у кого всё есть, те, у кого ничего нет, могут придти. И в начале сериала таки приходят.


Война. Она здесь показана как-то совершенно необычно. На удивление мельком - и при этом заполняя собой всё. Показана самым важным событием в жизни героинь, переворачивающим весь их опыт и мировоззрение - и при этом совершенно неуникальным. Ясно даётся понять, что война эта не первая (хотя первая настолько масштабная) и, совершенно очевидно, не последняя - но от этого ничуть не слабее бьющая по тем, кому приходится в ней участвовать.


Вполне ожидаемо, что Симулякрум, опирающийся в основном на доставшиеся в наследство супер-технологии и оттого заметно отставший от соседей в техническом прогрессе и, главное, численности войск, ощутив столь сильный, невиданный доселе напор врага, пускает в бой сивилл. Вроде бы всё хорошо - симун есть машина быстрая, маневренная и надёжная, отлично защищённая, а, самое главное, способная при помощи ри-маджонов выкашивать нападающих целыми дивизиями. Если бы авторы остановились на этом и не стали копать дальше, мы бы получили типовое произведение про подростков, пилотирующих супер-мехи и спасающих мир. Но они стали копать дальше, и произведение получилось честнее, многограннее и взрослее.


Ведь на второй, более внимательный взгляд - всё плохо. Во-первых, симунов не так уж много, и заткнуть ими все дыры фронта нет физической возможности. Во-вторых, господство в воздухе, даже если его удастся завоевать, даёт весомый козырь, но не обозначает автоматической победы. В-третьих, сивиллы есть, как ни крути, священнослужительницы, то есть проходят по ведомству церкви, а не генштаба. Понятно, что в теократическом государстве церковь так или иначе слита с каждой из госструктур, но всё же не до такой степени, так что неизбежны конфликты полномочий. И, наконец, в четвёртых, сивиллы - не солдаты. Это просто юные девушки. Подростки со своими тараканами и проблемами взросления. Пилоты, обученные хорошо управлять своими священными машинами, но совершенно не подготовленные для того, чтобы убивать и умирать.


И вот девочки пытаются приспособиться к своей новой роли, как-то адаптировать сознание и мировоззрение. А попутно они ещё и взрослеют, и ломка психики, присущая переходу во взрослое состояние (тема взросления в сюжете вообще чуть ли не одна из заглавных), накладывается на ломку психики на поле боя. Конечно, "окопной правды" и прочей чернухи тут нет и быть не может - элитное подразделение, как и полагается по логике вещей, видит войну под сильно специфическим ракурсом. Больших потерь не несёт, вшей по траншеям не кормит и под недельными артобстрелами не сидит.


Ход самой войны показан весьма реалистично - насколько я понимаю, примерно так и выглядят боевые действия с точки зрения отдельного бойца в мире, где толком нет средств массовой информации в современном понимании. Куда-то посылают, куда-то гоняют со спецзаданиями, потом внезапно объявляют, что настало прекращение огня и переговоры (при том, что хрен знает, по чьей инициативе, и кто вообще выигрывает), потом вновь дают отмашку на открытие огня. Карт с красивыми стрелочками и линиями фронтов не покажут - война от первого лица. По мне - так совершенно правильный подход.


Момент, когда симунам впервые приходится по-настоящему пускать в ход бортовые пулемёты. По наземным целям. Одно дело, когда ты чертишь боевой ри-маджон - можно притвориться перед собой, что это обычный ритуал для очередного торжества, а вспышки взрывающихся вражеских машин вокруг, такие далёкие и нестрашные - просто праздничный салют. И совсем другое - когда ты видишь в перекрестье прицела фигурки живых людей. Беззащитных, поскольку их карабины не способны даже поцарапать твой симун. Разбегающихся в панике, потому что им негде спрятаться от пикирующей с неба смерти. Гашетка скользит под вспотевшим пальцем, и в этот момент с кристальной ясностью осознаёшь, что на самом-то деле ты - убийца. Ты убиваешь ради доброго дела, защищаешь свою родину, спасаешь женщин и детей - но сути это не меняет. Одно движение пальца - и в мире станет несколькими жизнями меньше.


И, да - героинь здесь тоже не стесняются убивать. И второстепенных, и главных. Будьте морально готовы к тому, что война здесь, при всех внешних рюшечках и фестончиках, совсем не карамельная.


Высшая форма любви. И нет, это не то, о чём вы наверняка подумали.


Этот мир, как ни крути, всё-таки женский. Хоть половина населения и становится мужчинами в пятнадцать-двадцать лет, но образ мысли-то остаётся, хоть и отчасти, старым. Поэтому задники здесь весьма такие... не дизельпанковские. Понятно, что "Аркус Прима", летающий корабль, на котором изначально базируется хор наших героинь - это нифига не боевой авианосец, а переоборудованный прогулочный лайнер, но всё равно.






Есть, конечно, интерьеры более кондовые и простецкие - но даже в них чувствуется какой-то уют. Как там англичане говорят? 'Men make houses, women make homes' ("Мужчины строят здания, женщины создают дома")


Это, кстати, "Аркус Прима" снаружи. По этому кадру не очень понятно, но он поистине огромен - настоящий летающий город.


Несколько портретов героинь. Это далеко не все, просто выбранные практически наугад. Сериалу, кстати, совершенно замечательно удаётся рассказать о добром десятке персонажей так, что каждому уделяется достаточно внимания, про каждого узнаёшь что-то важное, и совершенно в них не путаешься. Редко так получается - обычно авторы либо концентрируются на двух-трёх любимчиках, оставляя остальных на заднем плане, либо мешают характеры и биографии в малоперевариваемую кашу.










При обсуждении Sora no Woto, помнится, все, не исключая и многих из здесь присутствующих, гадали, каков реальный прототип тамошних характерных касок. Вспоминали немецкие, голландские, ещё какие-то. Так вот, это, похоже, просто "анимешные каски". По крайней мере, уже в ряде вещей, не связанных ни сюжетом, ни авторами, встречаются именно такие - глубокие, с отогнутыми полями и чем-то вроде козырька.


Беспроводная связь здесь не изобретена (а скорее - забыта). Единственный способ связи между симунами в полёте - выстреливаемый телефонный кабель с магнитным якорем.


А фансервиса здесь нет. То есть, от слова "совсем". Ни одной двуcмысленной шутки, ни одного панцушота, ни одного кровотечения из носа. Как-то не до этого, знаете ли.


Гомосексуализма, как уже упоминалось, тоже нет. Довольно глупо устраивать однополые романы в мире, где можно самому выбрать себе пол. Собственно, и романтика, неизбежная у подростков, имеет здесь вполне читаемую основу - "когда мы пойдём к Источнику, мы станем мужчиной и женщиной и сможем создать семью".


По традиции - немного кадров вразнобой.
















А ещё тут совершенно безумный чарующий саундтрек. Я люблю танго, это не секрет. И я хочу напоследок поделиться с вами заглавной темой сериала. Танго безбрежного синего неба. Танго, под которое девчонки уходят в бой, и под которое они из него возвращаются. А иногда - не возвращаются. Танго вечной молодости.



Текущий статус - 50.005
Tags: аниме, тяжелоиллюстрированные обзоры: аниме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 163 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →