Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

Иногда они возвращаются

Печальные вещи творятся в последние года этак три-четыре. Один за другим кончаются периоды ожидания, которые казались вечными. Я о тех вещах, которые ты ждёшь (или, может быть, даже не очень ждёшь, но знаешь, что они грядут, и что их ждёт много кто), причём ждёшь так долго, что сам процесс уже теряет остроту и становится обычным мысленным фоном. Эпические монстры, динозавры мультимедийной эпохи. Они всегда запланированы на весьма отдалённую перспективу, которая всё никак не наступает, потому что переносы, задержки, смены движков, авторских составов и фаз Луны, потому что when it's done и потому что never. И да, ты на самом-то деле ждёшь мало что из этого, просто гудящий над ухом информационный шум всё время упоминает о них голосами тех, кто ждёт, и поэтому ты тоже как бы причастен к процессу. Маленькие кирпичики бытия. Элементы жизни, имеющие важность, близкую к нулевой - и при этом важные самим фактом своего существования. Как тиканье часов в комнате.

А потом хлоп - и кто-то выдёргивает нить из гобелена окружающего тебя мироздания. Да какие там "кто-то" - сами творцы и выдёргивают, осмеливаясь завершить своё произведение и лишая тебя столь важной мелочи жизни, взамен даруя сомнительное удовольствие это их произведение таки употребить. Вещь, которая из категории легенды и культа разом рушится в категорию бытовых товаров качества от "неплохо" до "средне", вставая в один ряд с тысячами других таких же - только делавшихся год-два и не имевших культового статуса. Словно бы бывший таинственный незнакомец в маске, возможно даже принц или великий древний маг, снимает маску, одевает серую шинель и становится в строй солдат. Пехота мультимедийного рынка, где разжалованный генерал неотличим от забритого на днях призывника. Разве что по возрасту - и морщины устаревших на пять-семь-десять лет концепций (и графики, да) нашего бывшего мистера Икс совсем не красят. Ну, если, конечно, он не делает на полдороге пластическую операцию по смене лица, пола и возраста, оставляя от былой легенды только имя да несколько немудрящих мелочей.

Взяли и вышли Корсары III и Дальнобойщики III, вышел Prey, которого прочили ещё убийцей первого Quake, вышел Team Fortress II и Starcraft II. Вышел S.T.A.L.K.E.R. про который мне один весьма знающий человек за пару месяцев до релиза с уверенностью говорил, что он не выйдет никогда, потому что его никто не делает, рожая только фотошопные скриншоты для журналистов. Да о чём там говорить: вышел, мать его, Король Вечности, икона и флаг всех долготерпцев, образцово-показательный долгострой, игра, обложка которой во всех энциклопедиях иллюстрирует статью "Игры, которые будут в разработке всегда" - Duke Nukem Forever! Крушение мира. Ждать больше нечего. Я и не ждал, конечно, но пчелиный гул всенародного ожидания был привычен, как тиканье часов в комнате.

А на днях гобелен реальности потерял ещё одну ничего не значащую нитку. Спустя десять лет вялотекущей разработки вышла вторая редакция Эры Водолея - и японская мегакорпорация "Дайсами Кидатсо" в моём лице пребывает в недоумении - теперь-то уж точно небо рухнет на землю. Грядут последние дни, истинно говорю вам. Давным-давно, в двухтысячном году, я о настольных ролевых играх слышал только в теории и очень хотел в них поиграть. В сборниках фидошного юмора, ходивших по рукам, временами попадались весёлые истории из жизни партий, классические анекдоты типа "из пропасти, быстро-быстро махая руками, взлетает дварф" и краткие обзоры ролевых систем (обычно - AD&D). Найти в Москве ролевиков отчего-то не удавалось - ну, впрочем, я тогда был нелюдим, мрачен и слегка ебанут на голову, поэтому круг моего общения был узок. Да и хрен бы с ними с ролевиками, не удавалось найти и полных версий хоть каких-нибудь ролевых правил - да, в интернеты я тогда тоже был не ходок по ряду технических причин. И вот, стало быть, внезапно - Эра Водолея. Была мгновенно куплена, немедля заштудирована, потом как-то сами собой нашлись ролевики (и не только эровцы, но и дээндэшники), и заверте. А по Эре мы потом водились ещё очень долго, кстати. Даже после того, как освоили D&D и World of Darkness, попробовали на зуб Shadowrun и GURPS, а также перечитали кучу прочих систем. Она, Эра-то, конечно, кривая, дырявая, дисбалансированная, изрядно спёршая почти всё из иностранных систем, но всё равно чем-то родная. Мы её и дополняли, и хоумрулами перепиливали до неузнаваемости, и под другие сеттинги приспосабливали. Эх, было времечко...

Так вот, в первой книге обещан был скорый выход всякоразных расширений, углублений и обострений. И даже было анонсировано первое из них - Бубен Среднего мира. И я какие-то рабочие материалы, по большому блату раздобытые одним из друзей, в руках держал и читал. И уже по ним было видно, что Бубен выходит за рамки простого "комплитника по магии и духам", каковым был заявлен изначально, и зверски меняет всю систему - вероятно, таки в лучшую сторону. Потом стали даже ходить слухи, что Бубен будет вовсе и не дополнением к игре, а полноценной второй редакцией. А потом всё умерло, и Эра-2 переместилась в раздел культовых вещей, которые никогда не выйдут. А совсем недавно покинула его и получила материальное воплощение. И я его таки обрёл незамедлительно - ностальгия же. Под катом - впечатления от беглого прочтения и некоторое количество кликабельных говнофоток.

Disclaimer: Размещённые под катом фотографии отдельных страниц данных книг предназначены строго для обзорно-ознакомительных целей и не несут в себе намерений пиратски распространить соответствующие материалы.

Книга как таковая
На фото выше старая книга слева, новая - справа. Как можно заметить, книга форматом стала больше, оформление обложки, хоть и не эпический фонтан, но тоже заметно прибавило в привлекательности. Всё так же осталась анимешная стилистика, это да - впрочем, далеко не для всех это недостаток. Кстати, рисунки теперь в разы качественнее и симпатичнее. По крайней мере, отчётливо чувствуется таки рука профессионала - старая книга оставляла ощущение самопального фанатского веб-издания, оформленного хоть и с любовью, но абы как. Новая смотрится солиднее и приятнее. Но есть одно большое "но" и имя ему - мягкий переплёт. За несколько лет умеренного юзания (правила все быстро выучили и так, поэтому большей частью книжка стояла на полке) старая Эра оказалась изрядно распидарашена и сейчас держится вместе токмо волею Омниссии и твёрдого переплёта. Экземпляры, принадлежащие друзьям и таскавшиеся ими по городу в рюкзаках от сессии к сессии, имеют ныне вид гораздо более жалкий. Что станет с новой книжкой буде её начнут юзать хотя бы так, как мою старую - страшно представить. А конкретно в моём экземпляре ещё и брак оказался - отсутствует полтора десятка страниц (161-176). Сейчас вентилирую вопрос обмена - покупал-то не в магазине, а на ролевом конвенте прямо с рук у одного из авторов. В экземпляре, купленном для t_r_o_l_l, всё в порядке, так что это, очевидно, таки брак единичный, а не всей партии. Но всё равно стоит быть бдительными. Кто будет покупать - проверяйте на месте, мало ли что.

Моя старая добрая заслуженная боевая Эра первой редакции - найденные на официальном сайте поправки и дополнения к правилам перенесены прямо в текст от руки, дополнительные материалы распечатаны и подклеены в виде новых страничек в соответствующие разделы.

Содержимое
Технически всё вроде неплохо. Имеется мизерное количество опечаток и пара огрехов вёрстки, но ничего критичного. Со структурой всё сильно хуже. В рамках отдельно взятой главы материалы излагаются последовательно, логично и в меру доходчиво. Однако в стратегическом плане, то бишь в распределении информации по главам и глав по книге - всё жутко. Последовательности толком нет - правила разрознены и излагаются обрывочно. Скажем, правила по магии приведены в пятой главе на странице 100 (и никак не выделены, а находятся просто в тексте, повествующем о парадигмах мировоззрения персонажа), в то время как описание ритуалов магии дано в приложении три, на странице 185. Никаких ссылок типа "Как использовать ритуалы - см. стр. такую-то" нет в принципе. Вообще, со ссылками и примечаниями в книге беда - буквально всё приходится искать самому путём тотального прочёсывания, а не ознакомления с алфавитным указателем (которого, кстати, нет) и/или хотя бы оглавлением (которое на редкость неподробно и неинформативно). Неинтуитивно построена книга. Отдельно напрягает любовь авторов к терминам-сокращениям. Всякие ПП, ПШ, ИС, ИСС и прочие аббревиатуры переполняют текст, делая его трудночитаемым для свежего человека. Конечно, потом, когда с правилами познакомишься поближе и запомнишь значения всех этих буковок, станет сильно проще, но для первичного прочтения - сложно. Особенно если учесть, что расшифровки терминов запрятаны в тексте и никак не выделены (и приведены, ясное дело, один раз, при первом употреблении), а в глоссарии в конце книги отчего-то отсутствуют вовсе.

Недостаток, который некритичен для людей "в теме", но может совершенно убить книгу для неофитов - полное отсутствие какой бы то ни было информации о том, что это вообще такое и с чем его едят. В старой книге были весьма толковые, подробные и развёрнутые пояснения что есть ролевая игра, как она происходит, зачем нужен Мастер, кто такие персонажи и т.д. Даже небольшой комикс был с совершенно гениальным композиционным ходом - слева показывалось, что происходит в мире игры, а справа - то, как это играется за столом. Любому сразу было понятно. Была замечательная глава для Мастера, в которой рассказывалось понятным для новичка языком как вести игру так, чтобы было интересно и увлекательно. В новой же книге - голые правила. Очевидно, подразумевается, что читатель - опытный ролевик. Ну, или не опытный, но хотя бы попробовавший это дело на практике и представляющий, что к чему. Это, я считаю, большой минус - не получится так, как это было у многих ныне матёрых зубров со старой Эрой десять лет назад: увидел в магазине прикольную обложку, полистал, заинтересовался, купил - и открыл для себя совершенно новое интересное хобби. Получится скорее - увидел в магазине прикольную обложку, полистал, нихуя не понял и поставил обратно на полку.

Тот самый комикс - точнее, один разворот из его середины.

Отдельный стон и плач - отсутствие картинок оружия. Оно понятно, что ебанутые шизомилитаристы типа меня и так знают, как выглядит пистолет АПС или карабин М4, но если взявший книгу в руки человек такими вещами не увлекается, а просто хочет своему персонажу клёвую пушку, он будет немного озадачен, запутавшись во всех этих технарских обозначениях и сокращениях. Картинки в таком случае играют очень важную роль. Из разряда "О, а я этот пистолет в кино видел - пускай у моего агента будет такой же!" В старой книге были вполне качественные фотографии, даже с линеечкой, позволяющей прикинуть размер оружия. А в новой - унылый голый список, состоящий из унылого голого текста.

Наглядное сравнение. В новой книжке лучше бумага и чётче полиграфия, а всё остальное, увы, невзрачнее.

Зато гораздо веселее картинки в прочих местах, как я уже и упоминал. Вот, скажем, типовые персонажи из старой и новой книг. Текст примерно равноценен, зато иллюстрации - сами видите.




Правила и прочая техническая часть
Вот здесь моё ворчание смолкает, ибо сделано хорошо. Ну, с моей точки зрения хорошо. Большинство хоумрулов, родившихся в нашей компании, мистическим образом воплотились во второй редакции - наверное, мысли у дураков таки сходятся. И если, скажем, навык Взрывотехники переносил из Везения в Мышление каждый Мастер-эровец, которого я встречал, то вот, скажем, разветвление навыков типа Стрельбы и Вождения на категории мне у других компаний отчего-то не встречалось. Стало логичнее и удобнее. Местами навороченнее, но в рамках - до переусложнения не доходит. Некоторые усовершенствования в правилах мне в голову даже не приходили, но оказались весьма в тему. Скажем, в старой редакции пирамидка здоровья была стандартной для всех хомосапиенсов - и мощному кабану-омоновцу, и тощему студенту-задроту нужно было одинаковое количество повреждений для получения ранений. Теперь же сложность нанесения ранения зависит от Выносливости персонажа, и те повреждения, что студенту будут тяжёлой раной, омоновцу окажутся лёгкой, а то и вовсе царапиной. Кроме того, эту сложность можно теперь прокачивать за плюшки. Навыки имеют максимум, зависящий от параметра, к которому они привязаны: больше не получится иметь пятый Менеджмент при первом Мышлении - навык может превышать соответствующий ему параметр не более, чем на единицу.

Экстрасенсов порезали. В смысле, несколько прикрутили им фитилёк - теперь недостаточно просто кинуть горсть дайсов и всех зарулить. Чтобы кастануть что-нибудь, экстрасенсу надо теперь войти в ИСС ("изменённое состояние сознания" - одно из тех самых сокращений, ага), что требует проверки соответствующего навыка, и только потом кидаться суперсилами. Причём хреновый бросок приводит к интересным результатам - например, сила может сработать не так (при том, что кастующему будет казаться, будто всё идёт как надо - поэтому веселее, если бросок будет делать Мастер, втайне) и в итоге вдарить по мозгам самому экстрасенсу. Чем мощнее применяемая сила, тем толще потенциальные геморрои и тем выше шансы экстрасенсу примерить рубашечку с длинными рукавами и переехать в комнатку с мягкими стенами, так что теперь не выйдет отмазываться от каждого встреченного гаишника при помощи телепатии пятого уровня.

Сразу видно, что игра русская народная - правилам по алкогольному опьянению и похмелью уделена целая страница с красивыми табличками и картинкой. Правила по таким менее интересным вещам как голод, жажда и недосыпание обходятся коротенькими абзацами. Без картинок.

Система дайсометания поменялась. Как и говорили в самых первых анонсах, горы дэ-шестых заменены всего на два. Правда, их придётся теперь брать разноцветные или же кидать по очереди, поскольку один из них является "хорошим", а другой "плохим". При броске цифра, выпавшая на "плохом", вычитается из цифры, выпавшей на "хорошем", давая разброс результатов от +5 до -5. К этому прибавляется значение параметра и навыка, а также положительные и отрицательные модификаторы, и получившееся в итоге число сравнивается с заданной сложностью броска. Наверное, это и в самом деле удобнее - но надо пробовать на практике, навскидку сказать не возьмусь.

Самое, что понравилось - концепция парадигм. У персонажей теперь есть мировоззрение (собственно, "парадигма"). Верит ли он в сверхъестественное, и если да, то как его объясняет для себя? Если нет, то как рационализирует увиденное, если таки сталкивается с ним? Он научник-материалист, православный или, скажем, приверженец скандинавской веры в Тора и Одина? Персонаж приписывается к одной из парадигм и ему задаётся цифра "погружённости" - то есть, насколько серьёзно он верит в то, во что верит. Столкновения с явлениями, не вписывающимися в парадигму, колеблют мировоззрение и могут привести к шоку, нервным срывам и даже кризису сознания (итогом которого может стать переход в другую парадигму - например, был язычником, но узрел ангелов Господних в сиянии славы Его, осознал, что был неправ, и стал христианином). Смеха ради можно взять парадигму "обыватель" (средний человек с улицы, толком не верит ни во что, кроме своей тёплой норки и уютного экрана телевизора) и получать вышеописанные эффекты при лицезрении любого сверхъестественного проявления - каковые, как вы понимате, персонажи игры по служебной необходимости встречают повседневно.

Мир, сеттинг и прочая художка
Из игрового мира убрали множество лулзов и "тусовочных" персонажей. Нет теперь ни Винни-Пуха, ни Ас(у)ки, ни Рей(н). Это, я считаю, хорошо. Именно привкус "внутренних шуток", непонятных непосвящённым, привёл в своё время к тому, что я в своих играх по Эре тамошних именных персонажей практически не использовал. Правда, в иллюстрациях авторы таки похохмили - анимешники найдут множество совешенно знакомых лиц, которые как бы случайно населяют страницы. Ну в самом деле, если в разделе по герметической магии нарисован низкорослый юноша с забранными в хвостик блондинистыми волосами, склонившийся над светящейся на полу печатью-пентаграммой - это же просто случайность, верно?

Какой такой Индекс? Ничего не знаю! Это всё ваши домыслы!

Ещё теперь чётко прописано, что мир наш формируется в основном верованиями людей - собственно, именно поэтому существуют вещи из разных парадигм, то есть одновременно с христианскими ангелами есть и домовые, и русалки, и шаманские духи животных, и пернатый змей Кетцалькоатль. Это даёт интересные эффекты в случае людей с сильной волей и фанатичными верованиями - скажем, некие "партизаны"-конспирологи (одни из прописанных в книге противников), начитавшиеся Лавкрафта, Петухова и Яроврата, охотятся по стране на инфернальных тентаклевых жидогадоидов из космоса и, что характерно, действительно везде их находят, поскольку их упёртая упоротая вера этих самых жидогадоидов вокруг них и создаёт.

Организаций для игры теперь, как, опять-таки, обещалось с самого начала, целых три. Остался всё тот же старый добрый Институт прикладной экзофизики. Там всё привычно и уютно - ячейки, региональный штаб, утренний хлоп, ящик ПМов и шприц-тюбик амнезина. Чёрную расчёску, правда, из списка экипировки убрали - по понятным причинам. Это был элемент, наиболее нагло и откровенно спизженный из Bureau 13, в который тыкали авторам первой редакции все, кому не лень. Впрочем, тем, кому расчёска нравилась (как мне, например), ничто не мешает мастерским произволом её вернуть - благо, никаких цифровых параметров в игромеханике у неё нет, так что конверсии не потребуется. Остальные две организации более фетишистские и располагающие к более раздолбайскому стилю игры. Частное охранное предприятие ЗАЩИТНИК - это для тех, кто хочет как в песне про "мы спецназ - истребители вампиров" махать заколдованными катанами, стрелять с двух рук в падении, топить упырей в цистернах со святой водой, взрывать вертолёты, ломать токийскую телебашню и устраивать прочий трэш-боевик. К этому добавляется густой шизомилитаристический фетишизм, ибо официальная униформа данного ЧОП (её можно видеть на девушке, которая на обложке посередине) практически полностью копирует советскую военную форму начала сороковых (высокие сапоги, петлицы со знаками различия и мягкая фуражка-"сталинка" в комплекте), только она ЧЁРНАЯ. А в качестве табельного оружия для скрытных миссий ЗАЩИТНИКи используют "Наган" с глушителем, ага. В итоге мы получаем Хеллсинг, только без Алукарда и вместо британского спецназа - НКВД. Организация под названием Утописты - почти прямая противоположность. Это овеществлённая мечта любого гика-задрота про то, как простой студент или админ тайно воюет против сил Зла (живой пример - на обложке справа). Авантюры с переодеванием и тайным проникновением, древние клады, Индиана Джонс и Джеки Чан, никакой отчётности и ответственности - сплошные приключения. И тонны магических гаджетов самого разного толка (которых в книге, правда, прописано немного - остальное отдано на откуп фантазии игроков и Мастера). Имеется и раздел по игре за независимые группы, работающие по собственной инициативе, вообще без организации. Получается интересный расклад с массой возможных межведомственных тёрок и проистекающих из этого сюжетов. Мне понравилось.

Вместо постскриптума
Ну что, оно таки случилось. По итогам почитания книжки встрепенулась ностальгия, взыграло в жопе детство - захотелось опробовать. Правда, расписание ролевых суббот и без того плотнейшим образом забито на многие недели вперёд, но, думаю, наша компания таки не откажется тряхнуть стариной и размять кости. Эргономика текста и удобство пользования книгой, правда, на хлипкую троечку (даже по сравнению с первой редакцией, не говоря уж о зарубежных играх), да и для новичков оно практически не подходит, но в целом бодрее, сочнее и интереснее. А совсем напоследок, в качестве бонуса - официальный аусвайс, подрезанный с официального же форума. Пока что в не очень большом разрешении и в виде картинки - нормальный pdf с возможностью заполнять поля прямо на компьютере обещают позже.


Текущий статус - 50.005
Tags: contemporary fantasy, дайсометание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 168 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →