Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

Лучший экипаж Галактики

Ночь прошла, будто прошла боль.
Спит Земля - пусть отдохнёт, пусть.
Ведь у неё, как и у нас с тобой,
Там, впереди - долгий, как жизнь, путь.

Я возьму этот большой мир,
Каждый день, каждый его час.
Если что-то я забуду,
Вряд ли звёзды примут нас.
(песня из х/ф "Москва-Кассиопея")


Свершилось событие, которое в рамках отдельно взятой жизни отдельно взятого меня смело можно назвать эпохальным - был полностью отсмотрен классический Star Trek, он же Звёздный путь. Тот самый, который The Original Series, старый то бишь. Имею сказать по этому поводу, что очень давно, если не сказать никогда, не смотрел вещи настолько мощной и очаровывающей. Сериал, снятый во времена простые и неполиткорректные, когда друг был другом, враг - врагом, и псевдогуманным притворством люди страдали в заметно меньшей степени. Сериал, где не стесняются показывать реальные приёмы рукопашного боя в драках - позже это перестали делать, заменив их на нарочито неэффективные, хоть и зрелищные, удары, чтобы молодёжь, насмотревшись телевизора, не поубивала друг друга, а отделалась только синяками. Сериал, снятый людьми, принимавшими участие в самой страшной войне - и оттого смотрящими на мир несколько иначе, чем их потомки. Сериал, на котором в буквальном смысле слова выросло не одно поколение - количество явных и неявных отсылок к нему в западной культуре просто титаническое, и после просмотра, когда начинаешь их замечать, чувствуешь, что у тебя просто открылись глаза. А уж кинофантастика из Звёздного пути выросла вообще почитай вся - нет, не на уровне плагиата, ни в коем случае. На уровне идей - когда некто смотрит серию, видит там некоторые сюжетные завязки и разворачивает их по-своему. Сериал, который на удивление не отдаёт картонным ура-патриотизмом, несмотря на времена, в которые был снят. Напротив - в ряде мест он опасно близко подходит к высказыванию мыслей, которые в колыбели свободы и демократии не одобрялись ни тогда, ни сейчас. Даже та пара серий, где в сценарии появляется проамериканский пафос, смотрится скорее иронически, с дружеской улыбкой гражданина человечества. Сериал про то, что добро должно быть с кулаками - но при этом оставаться добром. Сериал, который стоит посмотреть всем.

Для слабых духом есть ремастеренное издание, выпущенное к какой-то из юбилейных дат - там кукольно-макетные спецэффекты заменены компьютерными. Но это, как вы понимаете, не труъ. Истинные сыны и дочери Императора смотрят тёплый ламповый оригинал (слайды для обзора нарезаны именно из него). Тем более, что как таковых спецэффектов там, на самом деле, не очень много. Дело в том, что сериал при производстве испытывал непрекращающиеся проблемы с бюджетом и постоянно балансировал на грани закрытия, поэтому съёмочная группа по большей части обходилась чем могла. В итоге, получившееся удивительно гармонично смотрится и посейчас - за счёт того, что авторы не стали выжимать всё возможное из современной им техники кинематографа (что в наши дни выглядело бы в любом случае смешно), а вместо этого сосредоточились на персонажах. Получилось хорошо и правильно. Герои и играющие их актёры, по большому счёту, и делают этот сериал. Даже те серии, сценарий которых откровенно слаб, команда звездолёта "Энтерпрайз" вытягивает своей могучей харизмой.

Под катом - много картинок и некоторое количество подробностей. Как и обычно, да.


Собственно, сразу и окончательно закрывая тему, расскажу про спецэффекты. Кадров космоса немного, и они в основном кочуют из серии в серию. Например, вот эта сцена присутствует почти в каждой, только внешний вид планеты меняется.


Улетает вдаль "Энтерпрайз" тоже всегда одинаково. Кстати, обратите внимание на мощный ляп изготовителей моделек - задняя часть двигателей выглядит совсем не так, как на предыдущем кадре.


Космический бой. "Энтерпрайз" делает пиу-пиу фазерами главного калибра. Достаточно редкое зрелище, так как использование бортового вооружения обычно тем или иным образом ограничено - то мирные жители в зоне поражения присутствуют, то противник неуязвим для человеческих атак, то какая-нибудь очередная неведомая тварь высосала всю энергию из реактора.


Впрочем, как я уже говорил, космических сцен немного. В основном действие сосредоточено на людях и происходит, соответственно, в помещениях или на местности. В качестве местности используется либо ангар, декорированный под инопланетные пустоши, либо (заметно реже) уголок какого-нибудь ботанического сада.


Иногда попадаются и техногенные пейзажи - их изображают плоские задники. Весьма хорошо нарисованные, впрочем.






Однако большую часть экранного времени занимают интерьеры. Выглядят они чаще всего довольно минималистично (тяжкая рука бюджетного дефицита, наложенная на спартанский стиль шестидесятых), но весьма приятно. Кстати, если память мне не врёт, практически такую же комнату я видел в лукасовском квесте The Dig в конце девяностых.


Внутренности звездолёта - самое частое из того, что мелькает на экране. Если не обращать внимания на тотальное отсутствие привязных ремней (из-за чего персонал периодически мухой летает по всему помещению при всяких встрясках и коллизиях), смотрится вполне реалистично.


Отдельный очень приятный момент - проработка мелочей. Без халтуры народ подходил к делу. Скажем, для каждой инопланетной цивилизации, даже если она и появлялась всего в одной серии и в дальнейшем никак не фигурировала, не только разрабатывали свой запоминающийся визуальный стиль (одежда, интерьеры и прочее), но и актёров подбирали по фенотипу. Ну, то есть, со сходными чертами лица, как бы характерными для данной конкретной расы.


А вот экипаж "Энтерпрайза", напротив, представляет собой Федерацию, как она есть. Смотрите сами - полный интернационал.


Ну и командование Звёздного флота не отстаёт. Кстати, второй слева - наш соотечественник. По лицу узнаётся, да.


Реквизит хорош отдельно. Конечно, он несёт на себе отпечаток ретро-футуризма, и сейчас подобные устройства изобразили бы сильно иначе, особенно в части интерфейса, но кое-что вполне современно выглядит и в двадцать первом веке. Например, повсеместно используемые героями планшеты с тачскрином - они применяются для ведения записей и протоколов. Данные при необходимости сбрасывают в центральный компьютер корабля (или, наоборот, закачивают из него). Ну чем не айпад - разве что для манипуляций используется стилус, а не пальцы.


Или, скажем, беспроводная гарнитура для связи. Это нам сейчас подобное кажется естественным, а полвека назад до наушника, не подключённого проводом к терминалу, надо было ещё додуматься.


А вот трикордер (местный универсальный детектор и анализатор всего на свете) выглядит совсем не пророчески. Архаично выглядит, откровенно говоря. Хотя этот вот маленький экранчик, как продемонстрируют нам в одной из серий, вполне способен воспроизводить видео в довольно неплохом разрешении.


Оружие. Его тут часто носят с собой, но весьма редко применяют. Команда "Энтерпрайза", в отличие от большинства других героев приключенческого жанра, старается до последнего избегать насилия. И если набить супостату морду Кирк и компания, в общем, не стесняются, то стрелять на поражение предпочитают только в крайних случаях, и то в основном переключив фазеры в режим парализации.


Но что мы всё о вещах. Надо бы таки - о людях. Благо, как и любое хорошее художественное произведение, Звёздный путь - про людей. И начать, разумеется, нужно с капитана. Джеймс Тиберий Кирк. Лучший капитан космического корабля ever. Да, я стопроцентно серьёзен и готов отстоять свои слова.


Какова основная функция капитана? Она очень проста - капитан должен принимать решения в критических ситуациях и нести за них ответственность. В команде квалифицированных специалистов каждый знает, что надо делать, и не нуждается в указаниях, касающихся его профессиональной сферы. В чём эти специалисты нуждаются - так это в том, кто направит их, если ситуация нештатная и уставами не предусмотренная (или если уставы предусматривают несколько вариантов действий). Кто даст сигнал "поступаем так-то, и никаких вопросов - я знаю, что я делаю". И здесь Кирку нет равных. Он ест на завтрак любого другого звёздного капитана из любого другого фантастического произведения - без малейшего преувеличения. Да, он работает не интеллектом, а интуицией - но это чаще всего и требуется. Какое-нибудь решение прямо сейчас гораздо ценнее, чем логичное и правильное решение - но когда уже поздно. И интуиция Кирка работает мгновенно, ни на секунду не задерживаясь. Да, потом может оказаться, что его приказы были не идеальны и привели к нехорошим последствиям - но если бы он вместо того, чтобы их отдавать, остановился бы подумать, всё было бы гораздо, гораздо хуже.


И ответственность он принимать не боится. Сам накосячил - сам отвечает. И не только за себя - за всех своих. Особенно если дело касается команды и корабля. Потому что вторая правильная черта Кирка - он любит свою команду. Как семью. И любит свой корабль - всем сердцем. Но чуть меньше, чем команду, потому что семья без дома существовать может, а вот в доме без семьи смысла нет.


Совершенно отдельное удовольствие при просмотре сериала - наблюдать за действиями капитана в ситуациях класса "жопа" и "полная жопа" (каковые, по понятным причинам, случаются каждую серию). Оказавшись в, мягко говоря, затруднительном положении, Кирк начинает с огромной скоростью пробовать все возможные варианты действий - даже самые дурацкие. Этакий мозговой штурм в исполнении одного человека - и не с высказыванием идей в пространство, а с мгновенным применением их на практике. Как только какой-то из вариантов даёт отклик, плюс-минус близкий к нужному (то есть, к "выбраться отсюда и вытащить своих"), капитан начинает его продавливать и продвигать. Если облом - мгновенно, без задержки переходит к следующему. Восхитительный пример правильного интуитивного мышления. И неудивительно, что большинство враждебных телепатических сил и машинок для промывания мозгов на капитана действует плохо или не действует никак - он не мозгом думает. Нутром, жопой, чем угодно - но не мозгом.


Естественно, что капитана надо уравновешивать. И идеальный противовес у него есть - старший помощник, он же офицер по науке. Мистер Спок ("Моё настоящее имя слишком сложно, чтобы вы могли его правильно произнести"), наполовину человек, наполовину вулканец. Вулканцы славятся своей культурой, отрицающей эмоции и превозносящей интеллект - и Спок, как любой полукровка, старается быть вдвое большим вулканцем, чем сами вулканцы. Получается у него, впрочем, так себе - в смысле, эмоциям он вполне подвержен. Однако работает он всё-таки прежде всего мозгом - и потому успешно отрезвляет капитана, когда того начинает заносить. Если Кирк - это "сначала газ до отказа - а там поглядим", то Спок работает при нём тормозом, рулём и коробкой передач.


В сериях, когда корабль временно остаётся без одного из этих двоих, чётко видно, что поодиночке они хоть и хороши, но не вполне эффективны. Кирк слишком много мечется туда-сюда и временами излишне агрессивно реагирует, а Спок склонен слишком много думать перед принятием решений и очень боится ошибиться. Вдвоём же они составляют почти идеальный тандем.


Почти идеальный. Потому что помимо газа и руля машине нужны окна и зеркала заднего обзора. В смысле, возможность на секунду встряхнуться и взглянуть на ситуацию со стороны. Эту возможность обеспечивает доктор Леонард МакКой по прозвищу Боунз (Bones - "кости"). Желчный резонёр, больная совесть экипажа, носитель неподражаемого врачебного цинизма, автор и исполнитель легендарных культовых фраз "He's dead, Jim" и "I'm a doctor, not a %profession%". Кстати, алкоголик. Хотя фанатская молва отчего-то числит бортовым алконавтом инженера Скотти (ну как же, он шотландец, и лицо у него всё время румяное), но по факту Скотти был замечен за принятием на грудь только раз, и то по служебной необходимости, док МакКой же каждое второе появление в кадре на рабочем месте предстаёт перед зрителем с рюмкой общеукрепляющего.


Сложная ситуация требует взвешенности мышления. Кирк с МакКоем осуществляют философское погружение.


Вместе неразлучная троица совершенно идеальна. Титаны, способные решить любую проблему. Мы с супругой после просмотра задумались - отчего почти в каждой серии "Энтерпрайз" непременно встречает какое-нибудь всемогущее существо, которое способно лёгким усилием воли блокировать оружие героев, забирать энергию из корабельного реактора, телепортировать персонажей против их желания и прочее. И пришли к выводу, что разгадка проста - более простые препятствия, неспособные создать столь могучих помех, сминаются командой титанов походя, и если про это снимать серии, то они будут минуты по три каждая, не больше.


Конечно, вышеупомянутой троицей герои сериала не исчерпываются. Есть и другие, не менее эпические - но им экранного времени уделено, увы, заметно меньше. Вот леди Ньюберри очень любит уже упомянутого инженера Монтгомери Скотта (для друзей - просто Скотти). Главный механик "Энтерпрайза" и основная причина, по которой эта жестянка до сих пор летает, несмотря на всё пережитое.


Как и прочие герои сериала, Скотти обладает вредной привычкой брать всё на себя. Залезть в дальний служебный тоннель, рискуя жизнью из-за прорыва антивещества, и руками закрутить нужный вентиль? Можно, наверное, послать кого-то из подчинённых, да - но они же ему как дети родные. Нет уж, лучше он сам. Лучше не подвергать чужую жизнь опасности зазря.


Та самая сцена с возлиянием - Скотти подпаивает одного из... гм... гостей корабля. С глубоко идущими сюжетно обусловленными намерениями.


Машинное отделение и Скотти - вещи неразрывно связанные, почти как Ленин и партия.


И традиционно - немного (точнее, на сей раз - много) кадров вразнобой. Это вот - Страж Вечности (Guardian of Forever). Нам известен в первую очередь из пасхалки в Fallout II.


Тихо спиздил и ушёл называется "нашёл". Кирк пиздит находит секретный вражеский девайс.


"Я простой звёздный капитан и не знаю слов любви..."


Харизма. Если она есть, нужно ли что-то ещё?


Куча серий сняты по принципу "О, в соседнем павильоне обеденный перерыв - давайте туда быстро набежим, дёрнем у них на часик костюмы и реквизит и отснимем серию в их декорациях! Чего снимают? Гангстерский боевик про времена Сухого Закона? Покатит!" Соответственно, помимо экономии сил и средств ("И тут наши герои попадают на планету, которая по странному совпадению, которое мы, может быть, даже отмажем по сценарию, выглядит как Земля двадцатых годов двадцатого века") получается также фансервис, выражающийся в переодевании главных героев во всякие прикольные костюмы - типа, надо же им как-то под местных маскироваться. Вот, скажем, Кирк и Спок в обличье тех самых гангстеров.


Бывает и вот так.


И даже так, да.


А это - процедура добычи местных костюмов. Проще говоря - спёрли с бельевой верёвки на чьём-то балконе одежду и попытались слинять, но были застуканы. Кирк, разумеется, не протормозив ни секунды, пошёл лепить отмазки - на сей раз, правда, не выгорит, но это отдельная история.


В гостях у очередного представителя внеземных культур. Пока Спок исследует помещение на предмет чего-нибудь интересного с научной точки зрения, капитан с доктором отдетектили графинчик коньячку. Выражения лиц говорят сами за себя. И да, разумеется, они немедленно накатят проведут органолептический анализ обнаруженного образца - а вы сомневались?


Светский раут на борту. "Энтерпрайз" везёт разношёрстную компанию послов самых разных рас на космическую станцию Федерации, которая служит центром галактической дипломатии. Станция называется "Вавилон" (Babel) - да, Стражински смотрел Звёздный путь.


В отдалённой рудодобывающей колонии пропадают шахтёры - неизвестная тварь подстерегает их поодиночке, нападает из темноты и убивает. Появляется из самых неожиданных мест, почти не реагирует на попадания из табельного оружия и зачастую проявляет пугающе высокий уровень интеллекта. Вот Кирк пробирается по логову зверя среди россыпей яиц... Угу, и авторы Чужих тоже смотрели Звёздный путь.


Некий таинственный господин, управляющий подземным поселением, создал себе дочку путём клонирования. Правда, в силу ряда технических причин, дочки хватает ненадолго, поэтому он наклепал их побольше, с запасом. Когда старая кончается, он достаёт из хранилища новую, такую же. А зовут это скромное, тихое и очаровательное клонированное создание - Рэй Рэйна. Сценарист Евангелиона, сцуко, тоже смотрел Звёздный путь!


Краснорубашечники. Кстати, по просмотре становится ясно, что распространённый мем "красные рубашки носят безымянные эпизодические персонажи, которые массово погибают, чтобы показать суровость и опасность ситуации" в корне неверен. Во-первых, красные рубашки носит весь "рабочий" состав корабля (жёлтые - командный, синие - научный). Скотти, например, тоже в красном ходит. Во-вторых, погибло краснорубашечников совсем немного - в тематической вики они перечислены все, и это около двух десятков на семьдесят девять серий. В-третьих, они не безымянные пешки - имена практически всех из них упоминаются в кадре. В Звёздном пути отношение к потерям вообще лишено типичной киношной несерьёзности. Оно неудивительно - снимали его, вновь повторюсь, люди воевавшие.


Трёхмерные шахматы - непременный атрибут фантастики шестидесятых. Спок очень любит в них играть - правда, играет в основном сам с собой. Никто почему-то не хочет составить ему компанию - проигрывать неохота, видимо. Только Кирк играет с ним - и, что характерно, постоянно выигрывает. Но с ним не любит играть уже сам Спок - потому что нелогичных завихрений капитанского образа мысли понять неспособен, и играет, по сути, вслепую.


Злодеи держат Кирка на мушке. Большая ошибка. Я бы даже сказал - стратегическая ошибка. Ни один из тех, кто держал Кирка на мушке, хорошо не кончил. Если бы они были умнее, они бы прочитали это по его лицу.


Как очень верно заметила леди Ньюберри, Звёздный путь - это мир, где женщина не может стать капитаном звездолёта, но когда она входит - все встают. Никакой политкорректной эмансипации и прочего агрессивного равенства полов. Да, в команде "Энтерпрайза" нет ни одной женщины на руководящей должности. Но простой старшине-оператору доктор МакКой подаёт руку при выходе из шаттла.


Вообще, красивых женщин в оригинальном сериале много - этим он выгодно отличается от более поздних итераций. Кстати, я люто бешено одобряю местную женскую униформу - особенно длину юбок. Да, теперь вы знаете, откуда пошла эта мода - любой уважающий себя космофлот в фантастических произведениях наряжает женскую часть персонала в мини именно со времён Звёздного пути.


Нет, это не то, о чём вы подумали.


Шарик слева - суперкомпьютер, вместилище могучего искусственного интеллекта. Капитан Кирк в гробу видал все суперкомпьютеры и искусственные интеллекты вместе взятые - что не стесняется демонстрировать.


Ремонт - дело непростое. Но временами этим приходится и капитану со старпомом заниматься.


Телепортатор. На той стороне в кои-то веки агрессивная среда, а не стопроцентно пригодная и безопасная атмосфера, так что десантная партия озаботилась респираторами.


Встреча особо важных гостей. Экипаж при параде. Скотти даже традиционный килт надел - единственный раз за весь сериал.


На самом деле, обзор этот должен был быть раза в три длиннее, и слайдов в него не вошла целая куча, но уже и так пора закругляться. Лучше посмотрите Звёздный путь сами - он того стоит, честное слово. Классика, как-никак. Живительный источник всей кинофантастики конца двадцатого века.


Текущий статус - 56.099
Tags: fire in the sky, star trek, сериалы, тяжелоиллюстрированные обзоры: сериалы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 247 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →