Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Барсумская рулетка, раунд шестой

В шестом туре рулетки книжка мне попалась... неоднозначная. Горан Петрович, Атлас, составленный небом. Я, увы, слишком примитивен и приземлён для литературы подобного рода, посему объять в целом и выдать резюме не смог. Буду аккуратно по пунктикам разбирать. Итак, хорошая ли это книга? Да. Хорошая в том смысле, что пронизана добром, оптимизмом и позитивным взглядом на мир, в силу чего послевкусие оставляет бодрящее, в отличие от. Возможно, причина этого в том, что написана она не титаном мысли и страдальцем за судьбы человечества (читай, интеллигентом), а рабочим вагонного завода. В тех, кто работает руками (окей, поправка - кто вообще в принципе работает), любви к жизни как правило больше, чем в титанах мысли. Написана очень хорошо, лёгким таким приятным языком. Не знаю, как оно там в оригинале по-сербски было, но перевод дивно радует при прочтении. Недостаток (не объективно, а с моей точки зрения) только один - текст настолько преисполнен аллегориями и символами (а точнее, состоит из них целиком), что сюжет я уловить не осилил при всём желании. Претерпев мозговое истощение странице на десятой, окончательно забил и дальше просто наслаждался вкусом текста, не включая мозг и не пытаясь понять, к чему это всё. Про что книга? Про карты (географические, не игральные), про небо, про ветер дальних странствий, про жажду познания и любовь ко Вселенной. Очень душевно так, знаете. Шизофренично, но душевно. Я против аллегорий, символов и шизофрении совершенно ничего не имею, даже наоборот - просто конкретно здесь этого для меня слишком много и в слишком высокой концентрации. Даже в Охоте на снарка были, помнится, места, где читатель мог, пусть ненадолго, перевести дух и подхватить уносящуюся в горние выси голову, покрепче зафиксировав её на плечах. Здесь такого нет, здесь от начала до конца прёт плотный поток вот этого самого, которое не для средних умов. Так что меня не хватило. Хотя кому-то, наверное, понравится. Под катом - два коротких отрывка. Умные слова у меня кончились, а так у вас будет возможность оценить и содержание текста, и форму. Оба куска выдернуты совершенно случайно и наугад, один из начала книги, второй - из конца (и угадайте, какой откуда, угу).

"Из своих интересных путешествий тетя Деспина присылала нам не менее интересные подарки. Мы получали почтовые марки стран, территория которых была меньшей, чем две стопы, старые карты и книги, листья и корни редких растений, ракушки с морских отмелей, влажные носовые платки, все еще хранившие запах воды далеких рек. Одним из первых подарков было странное Северное зеркало (купленное во время поездки по древнегреческим местам прорицаний). Оно было странным по крайней мере по трем причинам: его поверхность была составлена из трех разных частей, трех кусков с изломанными краями, которые совпадали столь точно, что не возникало сомнений - так соединить может только судьба, но никак не рука человека. Первая часть Северного зеркала постоянно запаздывала, она отражала прошлое - и когда на дворе уже вовсю бурлил день, в зеркале едва лишь проглядывало утро. Вторая часть была обычной, она отражала настоящий момент - в полдень там царил полдень и так далее, по порядку. (Единственная странность этой части зеркала состояла в том, что, даже находясь от нас за тысячи и тысячи километров, в нем время от времени показывалась тетя Пина.) Третья часть Северного зеркала всегда спешила, она отражала будущее - в полдень эта сторона зеркала была уже окутана тьмой ночи, которая еще только должна была наступить. И кроме того, будто всех его странностей и так было недостаточно, история, связанная с Северным зеркалом, еще и усложнялась его своенравием - иногда оно скрывало прошлое, иногда утаивало что-то из будущего, а судя по пробелам в отражении, кое-что не существовало и в настоящем."

"К этому нужно еще добавить, что создателем парящего портала и не сохранившихся до нашего времени окон был некий самоучка Адам Спан, человек с кратким именем и долгим дыханием. Рассказывают, что фамилия Спан выросла у него оттого, что на его лице никак не хотела прорастать борода. Единственное свое произведение для заказчика, имя которого осталось тайной, он создавал ровно пятьдесят два года, изо дня в день, из часа в час, с коротким отдыхом в ночь полнолуния, единственное время, когда он спал, правда совсем мало, ровно столько, сколько ему было нужно для того, чтобы сделать вдох, потому что наяву он вообще никогда не дышал. Сотня помощников, с головы до ног запорошенных каменной пылью, покинула Адама Спана еще до того, как из глыбы розового мрамора проглянули очертания переплетающихся фантастических созданий и извивающихся растений. Еще сотня сбежала тогда, когда под пальцами мастера начала вырисовываться фигура портала (и утраченных окон) - ангел с улыбающимся лицом. И под конец лишь третья сотня помощников, через пятьдесят два года мучительного труда, увидела, как Адам Спан удовлетворенно вздохнул наяву после того как из мягко улыбающихся губ ангела послышался смех, смех столь легкий, что мог вынести тяжелый вес камня. Сияла ночь полнолуния, когда постоялый двор для путников был закончен. Его нашел бы даже слепец - таким звонким был смех ангела на портале. Адам Спан, безбородый каменотес, умер в ту же ночь. Он задохнулся, потому что забыл окунуться в сон, чтобы вдохнуть воздух. Тот, кто, листая страницы истории в обратном порядке, доберется до начала, сможет прочитать все так, как оно было. В те периоды года, когда сюда не долетают прозрачные византийские ветры, смех изваянного ангела над Змаевацем свидетельствует о том, что нет ничего такого, чей корень тяжести нельзя пресечь нежностью."

Текущий статус - 66.532
Tags: барсумская рулетка, материалы для чтения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments