Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

К вопросу о высших существах и работе мозга

И сразу за порогом - глухая тьма вокруг,
Коварная дорога захватывает дух.
И кружит по оврагам, и кажется впотьмах,
Что вот разгадка рядом, в каких-то двух шагах.

Пролезешь по болотам и влезешь в бурелом,
Одно возьмёшь обходом, другое - напролом.
И вот поставил точку, труба трубит отбой.
А точка усмехнулась - и стала запятой...

Закройте, отодвиньте, оставьте толстый том -
Мы в этом лабиринте дороги не найдем.
Не вышло так не вышло, и время зря не трать.
Тише, тише, дайте дочитать.
Пожалуйста, потише - дайте дочитать...
(Ю.Ким, "Тихий марш")
Тут не только слова идеально попадают в сюжет, атмосферу и характер главгероя.
Именно этим голосом и с этими интонациями должен говорить герой в гипотетическом русском дубляже.
За нахождение ролика и его осмысление спасибо rotten_k


Что приходит в голову при словосочетании "школьный детектив"? Различные подростковые книги, фильмы и игры про школьников, которые расследуют тайны и загадки. Ну и непотопляемая Нэнси Дрю ещё, хотя она уже не совсем школьница. Однако во всех из них имеется одна знатная сюжетная натяжка - детишки-герои там, как правило, раскрывают преступления самые настоящие (ну, или то, что поначалу кажется похожим на таковые). Согласитесь, хотя в поимке школьником террориста, шпиона или, на крайний случай, подворовывающего сторожа нет ничего невозможного - в истории чего только не бывало - сделанный из этого сюжет всё равно воспринимается как-то сказочно, не жизненно. Мол, "это ж кино". А ведь наша жизнь, если вдуматься, регулярно преподносит загадки, может и не столь значимые, как возвращение Янтарной Комнаты или поимка убийцы Кеннеди, но всяко не менее интересные. И, самое главное, гораздо более повседневные - а значит, близкие читателю/зрителю/игроку. Вот наш сегодняшний фигурант, сериал Hyouka - он как раз про это. Школьный детектив без убийств, ограблений и терактов. Без потайных ходов, заброшенных домов, зашифрованных записок и прочих атрибутов жанра "детектива подросткового". Вместо этого он берёт самые простые ситуации, без малейшей примеси мистики или криминала. Почему в школьной библиотеке каждую пятницу в одно и то же время берут одну и ту же книгу совершенно разные люди? Как девочка могла оказаться в запертом снаружи классе, если на этаже больше никого не было? Почему учитель литературы сказал, что любит вертолёты, и с восторгом наблюдал за пролетевшей над школой "стрекозой", а месяц спустя даже ухом не повёл, когда за окном рассекал целый строй военных вертушек с авиабазы? Вопросы, ответы на которые ничего не меняют и не делают мир лучше - но которые всё равно интересно узнать.

"Интересно!" - именно эта фраза заглавная для всего сериала. Ну, это ж Kyoto Animation, вы понимаете. Мрачный мальчик встречает странную девочку - и заверте. Хотаро Ореки - лентяй, соня и любитель посидеть, уткнувшись носом в книжку. Его жизненное кредо - экономия энергии. Нет, не электрической - энергии организма. Если что-то можно сделать завтра - это стоит отложить на завтра. Если чего-то можно не делать вообще - лучше не делать. Эру Читанда - наивная и немножко легкомысленная отличница. Смотрит на мир широко открытыми глазами и всему удивляется. Говорит вежливо и по три раза спрашивает разрешения и просит прощения на каждую реплику. Готовится принять бремя семейного бизнеса, поэтому подходит к учёбе крайне серьёзно - ну, кроме тех моментов, когда её что-то отвлекает (а происходит это постоянно). Что у них может быть общего, спросите? Да они подходят друг другу как патрон и патронник, отвечу я. Читанда любопытна - ей интересно буквально всё, а уж если речь идёт о загадке навроде той самой книги, которую берут каждую пятницу, то вообще туши свет. "Мне интересно!" - умоляюще кричит она, хватая Хотаро за руки, и тот со вздохом начинает раскручивать логический клубок. Потому что он умён, и такие вещи у него получаются. Кстати, тонкая деталь - Хотаро, по большому счёту, не ищет отгадку и ему довольно пофигу, как всё обстоит на самом деле - он ленив, вы же помните. Он просто придумывает наиболее логичное объяснение, в которое ровно укладываются все улики, ниточки и зацепки. Конечно, в большинстве случаев оказывается прав, но не всегда. По поводу последнего не переживает - главное, что Читанда больше не пристаёт с расспросами, заставляя тратить лишнюю энергию счастлива, получив ответ.

Загадки - на удивление качественные. Невзирая на несерьёзную (по большей части) тематику, сюжеты построены по всем правилам классического детектива (с некоторыми редкими отступлениями, которые сами по себе тоже являются реверансом классике). Все улики демонстрируются зрителю, и принимать участие в разгадывании можно как в романе Агаты Кристи - параллельно с главгероем-сыщиком. Сюжетные подоплёки загадок душевны, персонажи объёмны и интересны. Про графику, музыку и озвучку предпочту промолчать - KyoAni, которая и так аутсайдером по этой части, мягко говоря, никогда не являлась, выделила на съёмки, кажется, вообще все ресурсы, которые нашлись. Получился оверкилл. Ну это примерно как ты выходишь на ринг против чемпиона мира по боксу, уже, в общем, знаешь, что сейчас после первого же удара увидишь небо в алмазах, уже морально готов к этому, а этот боксёр достаёт из-за спины кувалду и навешивает тебе в челюсть именно ей. По детальности изображения глотают пену далеко за флагом не только мультики, но и, пожалуй, многие "живые" фильмы. Как Хотаро, скучая на уроке, вставляет грифель в автоматический карандаш, как посылает в камеру призрачный блик стрелка настенных часов в кафе, как всплёскивает хвостом рыба в канале - сериал соткан из миллиарда мелочей, которые зритель может даже не фиксировать сознанием, но они складываются в запредельно волшебную картинку.

Под катом - слайды. Без спойлеров. И совсем немного текста - мне нечего рассказывать об этом сериале, его надо смотреть, а не читать о нём.


Вот при просмотре Меланхолии Харухи Судзумии некоторые задавались вопросом - а какого хрена Кён, раз ему это всё так не нравится, не пошлёт эту шумную невоспитанную занозу куда подальше? Странные люди. Наверное, слишком юные ещё. Или наоборот - слишком старые уже. Так вот, для непонятливых в Хёке показано подробно и детально. Почему Хотаро, раз он такой лентяй, не отмахнётся от Читанды раз и навсегда? Да потому что, знаете, есть у каждого мужчины такая женщина, от которой нельзя отмахнуться. Просто невозможно. Она смотрит на тебя, ты смотришь на неё, и, как бы тебе ни было лениво и плохо, ты встаёшь, идёшь и делаешь. Обычно это называют "любовь".


Это Хотаро, да. Вы не обращайте внимания - это у него нормальное выражение лица. Штатное.


А это Читанда. Простите, что я её по фамилии, а Хотаро - по имени. Как-то так сложилось. Ну и, конечно, согласно Поливанову она таки Титанда, но этот вариант транскрипции вызывает у меня непроизвольный смех, так что я его не употребляю.


"Мне интересно!" Ага, вот примерно так оно и выглядит.


"Ну интересно же!"


Остальные два центральных героя.


Друг Хотаро, Сатоши Фукубе - человек с шилом в жопе, адепт тысячи хобби одновременно и библиотека бесполезной информации.


Подруга Читанды, Маяка Ибара - ворчливая девочка-отаку с не самым мягким характером.


Второстепенная героиня, но от её упоминания я удержаться не могу, и те, кто меня знает, поймут, почему. Фуюми Ирису по прозвищу "Императрица".


Женщина, в присутствии которой даже такой человек с занятым сердцем как Хотаро начинает инстинктивно распушать хвост. Простите, мне надо выйти - у меня от этого кадра кровотечение из носа начинается.


Графон.








Детали. Вплоть до потёков извёстки вокруг смесителя и следов чая на не до конца отстиранном полотенце.


Ракурсы.






Мыслительный процесс Хотаро и его разъяснения происходящего показаны потрясающе. От, в буквальном смысле, "крутящихся шестерёночек" до блок-схем и обучающих комиксов. Временами практически SHAFT.






Кстати, о SHAFT. Вот чего нельзя отнять у KyoAni, так это собственного мгновенно узнаваемого стиля. И фансервиса это тоже касается - там, где SHAFT выдают картину глазами мужской шовинистической свиньи, и камера чуть ли не осязаемо ощупывает девушку, словно потными ладонями (заметьте, я не говорю, что это плохо), КиоАни заставляют камеру скользить по коже, будто кончиками пальцев. Электрически чувственно и предельно нежно. И, разумеется, такой момент всего один на весь сериал - больше было бы бесвкусицей.


Ещё немножко фансервиса. Да, если кто-то забыл, "моэ-моэ-кюн~" придумали именно КиоАни.


Тематическое косплей-кафе на культурном фестивале. Вы знаете, кто эти люди программы.


Наши женщины - наш командирский состав, и мы готовы исполнять любой их устав.


Я дам вам "Парабеллум" "Глок"... Игрушечный, понятное дело.


Нет, это не то, о чём вы подумали.




Впрочем, не вы одни это подумали...


Хотя... Нет! Нет-нет, это точно не оно.


"Мы осилим!" Не знаю кто как, а я пасхалку оценил.


Хотаро, кстати, временами бывает адово нуарен. Впрочем, здесь весь сериал такой - по-взрослому серьёзно, без хиханек, показывают вещи, которые, хоть и кажутся глупыми со стороны, у непосредственных участников презрительного смешка не вызывают.


И вообще, когда он вырастет, я бы ему дорогу не загораживал. При всём своём, он из тех, кто может размазать оппонента в буквальном смысле силой интеллекта и, главное, ни секунды не поколеблется, решая, стоит ли делать это.


Традиционно - немножко кадров вразнобой.












Смотреть? Если хотите глубинного смысла, драм и взрослых проблем - то, конечно, нет. Даже близко не подходите. Если хочется просто отдохнуть в компании приятных персонажей и их на удивление неглупых историй - добро пожаловать. Это, в конце концов, единственный из встречавшихся мне доселе сериал, где серии, целиком состоящие из разговоров четырёх человек в одной комнате (а таких тут едва не половина), смотрятся на одном дыхании, увлекая не хуже адреналинового боевика.


Текущий статус - 61.756
Tags: аниме, аниме по пятницам, тяжелоиллюстрированные обзоры: аниме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 211 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →