Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

К вопросу о ролевых играх и порочном пристрастии к ним

Нет, не о тех, когда "давай ты будешь моей Рэй, а я твоим Синдзи". О других ролевых играх. Как-то так совпало, что не далее как сегодня обсуждали с ready_2_rock старые и новые компьютерные RPG, а параллельно с этим в gamer упомянули про CRPG Addict, и я вспомнил, что давненько собирался рассказать об этом интересном человеке и его увлекательном проекте.



В чём соль - некий американец очень любит компьютерные ролевые игры. Причём под словами "очень любит" подразумевается "одержим ими, как некоторые одержимы героином". По его собственному признанию, играя в игру, он полностью погружается в её выдуманный мир, зримо представляет себе детали, даже те, которые не отображены на экране, додумывает характеры и истории персонажей, ведёт с ними диалоги вслух и вообще, цитируя его самого, "выглядит как младшеклассник, возящийся на полу с фигурками героев Звёздных войн". В игры других жанров он тоже немного играет, но без особого фанатизма, а вот CRPG его люто затягивают. В юности чувак был классическим гиком, живущем исключительно в стране игровых фантазий, и спасло его только то, что компьютер Commodore 64, на котором он играл, сломался, а денег на починку или покупку нового у семьи не было, так что ему пришлось завязать с ролёвками, найти девушку и взяться за учёбу. Это позволило ему нормально вписаться в общество, получить хорошую работу, завести семью и вообще подняться. Однако десять лет спустя, в конце девяностых, он вспомнил про своё старое увлечение и решил посмотреть, что новенького появилось на ролевом фронте за прошедшее время. Появились там, как вы помните, Might & Magic 6, Wizardry 8, Baldur's Gate и куча прочей годноты, так что наш герой вновь пропал. Симптомы были сходны с алкоголизмом - минимум два-три будних дня в неделю из пяти он появлялся на работе с квадратной башкой и красными глазами, потому что накануне до раннего утра проходил очередную игру, задания от начальства всё чаще не выполнялись в срок или выполнялись плохо, поскольку основное время он посвящал не им, а виртуальным похождениям, жена постепенно начинала всё больше ворчать и пилить его за то, что он уделяет ей меньше внимания, чем прокачке своих варваров и чародеев. В общем, довольно грустно всё было. Кризис осознания произошёл осенью 2009-го. Супруга нашего героя уехала на три дня в командировку, и тот решил посвятить это время редактированию текста, который давно обещал сдать руководству. Поредактировав с часик, он подумал, что надо сделать перерыв и развеяться, и запустил Oblivion. Ненадолго - пару мелких квестов выполнить и тут же выключить, да. Семьдесят два часа спустя, когда в двери повернулся ключ, в отредактированном тексте не прибавилось ни байта. Тогда-то чувак и понял, что надо выкарабкиваться, причём прямо сейчас, не откладывая. Он собрал все свои диски с играми, включая десяток свежекупленных, которые он даже распаковать не успел, свалил их в большой мешок для мусора и вынес на помойку. И держался несколько месяцев. Но потом понял, что уж очень его ломает. И тогда ему пришла в голову замечательная идея - раз уж ролевые игры рушат жизненное расписание, надо просто сделать их частью жизненного расписания. Взять и сыграть во ВСЕ компьютерные ролевые игры, которые есть на свете. Мол, тогда-то его уж точно попустит.

И вот он начал вести тематический блог, в котором делится впечатлениями от игр, проходя их в хронологическом порядке, от самых старых к новым. Блог переводят на русский - правда, с изрядным отставанием, на два с лишним года. Найти русскую версию можно здесь. Начал он с игры Akalabeth: World of Doom 1979 года, в настоящий момент добрался до Dungeon Master: Chaos Strikes Back 1989-го. Несколько раз он возвращался к играм, пропущенным по тем или иным причинам - в частности, сыграл в первую в мире CRPG The Dungeon 1975 года и в первую коммерческую CRPG Beneath Apple Manor 1978 года, хоть они и не выходили на PC. Проходить игры до конца автор старается, но не считает это обязательным. Каждой игре даётся "испытательный срок" - шесть часов чистого геймплея. Если спустя шесть часов игра встаёт поперёк горла, или просто становится очевидно, что ничего нового, кроме стапятисот однотипных данжонов с однотипными монстрами, в ней не предвидится, автор оставляет за собой право закруглиться, написать рецензию и перейти к следующему пункту списка. Тем не менее, делает он так очень нечасто - не для галочки же играет, в конце концов, а для удовольствия, поэтому бросает игру только в том случае, если этого самого удовольствия от неё нет ну вовсе ни капельки. Проходит, кстати, без солюшенов и читов, принципиально - говорит, "в восьмидесятых у нас всего этого не было, и ничего, играли как-то". Только в определённых случаях просит "помощи зала", задавая вопросы комментаторам по особенно заковыристым местам.

Проект начат почти ровно три года назад, 15 февраля 2010-го, всего за это время освещено 84 игры. Список игр формируется по ряду принципов:
  • Только ролевые игры. Признаки ролёвости у автора субъективны, но звучат разумно. Ролевой он считает игру, в которой присутствуют как минимум два из трёх следующих признаков: инвентарь для предметов, которые можно применять в любой момент, по желанию (а не строго в определённых местах для решения головоломок, как в квестах), количественное и/или качественное улучшение параметров персонажа, зависящее от игрока (то есть, не привязанное к сценарию, как, скажем, в экшенах, где шотган ты получаешь строго во второй миссии, а заклинание невидимости только после победы над боссом пятого эпизода), и зависимость хода сражения от параметров персонажа, а не только от навыков игрока (то есть, попадёт ли паладин мечом по орку и сколько хитов потеряет орк должно хотя бы отчасти определяться не тем, насколько ловко игрок шевельнул мышкой, а характеристиками паладина, орка и меча).

  • Игры только для DOS и Windows (изначально разработанные или впоследствии портированные). Искать на ебее раритетные платформы и дискеты/кассеты/картриджи к ним у чувака нет ни сил, ни желания, ставить альтернативные операционки - тоже, а эмуляторы его не раз подводили, так что в списке присутствуют только DOS/Windows проекты - исключение делается только для особо знаковых вещей. Дата выхода игры в списке определяется по самой первой версии, даже если она выходила на другой платформе и портирована была сильно позже.

  • Только коммерческие игры. Хотя автор признаёт, что фриварные игрушки и моды могут быть весьма годными, но так как исчерпывающего перечня таковых составить невозможно, он решил убрать их из рассмотрения полностью - исключения возможны только для тех проектов, которые будут неоднократно и настоятельно рекомендованы ему комментаторами. Кстати, все игры из списка автор намерен честно купить - те, которые доступны для приобретения. Если найти игру в официальной продаже не представляется возможным (например, в силу её почтенного возраста) - тогда, конечно, он её скочает бесплатно без смс и регистрации, но только в этом случае.

  • Только игры, имеющие полноценный одиночный режим. Как выразился сам автор: "Я и на синглплеерных-то ролёвках сижу, как на наркоте - даже не хочу пытаться представить, что случится, если я решу попробовать что-то вроде World of Warcraft". Кроме того, официальные сервера большинства старых MMORPG мертвы, а фанатские имеются далеко не у всех, так что поиграть в них физически невозможно.

Из списка исключаются игры, с которыми случилась одна из следующих неприятностей:
  • Автор не нашёл её. В наш век торрентов и ебеев такое случается редко, но, увы, таки случается. Если игру не удаётся ни купить, ни спиратить нигде, её, по понятным причинам, приходится вычёркивать из списка.

  • Автор не смог запустить её или заставить работать нормально. Конечно, досовские игры под DOSBox'ом идут замечательно и проблем пока не возникало, но автор опасается, что когда он доберётся до ранних игр под Windows, не имеющих DOS-режима, его семёрка может их не всегда корректно переваривать, поэтому оставляет за собой право пропустить игру в этом случае.

  • Игра выходила только на языке, которого автор не знает. Ролёвка - не стрелялка, в ней важно понимать текст. Автор пытался осилить несколько игр на французском, но большого удовольствия это ему не доставило, так что если у игры нет ни английской версии, ни хотя бы самодельного фанатского англофикатора, он также будет вынужден её пропустить.

Параллельно с обзорами, автор иногда делает и аналитические посты - например, про системы магии в ролевых играх, про эволюцию боёвки и про прочие интересные вещи. Оно и понятно - знакомясь с CRPG в хронологическом порядке, он буквально вживую видит, как жанр развивался, как появлялись в нём различные штуки, которые нам сейчас кажутся обычными (Например, вы знали, что побочные квесты впервые встречаются в Wasteland? До этого нормой считалось, что все телодвижения главгероев относятся только к достижению ими сюжетного финала), а когда таким вот образом охватываешь общую картину, само собой возникает желание ей поделиться. Чертовски интересное чтение, в общем. Рекомендую самым настоятельным образом.

Текущий статус - 66.641
Tags: виртуальность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →