Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

К вопросу о клинках виртуального мира

Глубина-глубина, я не твой. Отпусти меня, глубина.
(С.Лукьяненко, "Лабиринт отражений")

Давненько собирался написать об этом сериале, да и отдельные товарищи просили. Наконец, собрался. Сериал про компьютерную игру, названный в честь этой самой игры. Игра Sword Art Online (Искусство меча онлайн) - звучит как название очередной дешёвой азиатской MMORPG навроде тех, что пачками локализует у нас mail.ru. На самом деле всё несколько не так. Верно только то, что это MMORPG и что она азиатская. Это первая игра с полным погружением - при помощи специального нейрошлема, прилагающегося к коробке с диском и ключом, игрок получает стопроцентный эффект присутствия: изображение, звуки, запахи, телесные ощущения - всё это проецируется напрямую в мозг, а нервные импульсы, направленные к мышцам, перехватываются и преобразуются в команды управления персонажем. Естественно, столь революционная игра вызвала массу интереса, и в день её выхода тираж был раскуплен практически целиком. Был в числе покупателей и простой японский парень по имени Казуто Киригая (игровой ник - "Кирито"), большой любитель онлайновых ролёвок. Он участвовал в закрытом бета-тесте игры и стал её фанатом ещё до того, как большинство прочих игроков увидели её воочию. Однако, первый день запуска игровых серверов закончился совсем не так, как думали игроки - их собрал на центральной площади первого города некто, представившийся Хозяином Игры, и объявил, что виртуальному развлечению придаётся дополнительная острота: все игроки заперты здесь, и выйти смогут только после того, как игра будет пройдена до сотого яруса (мир игры представляет собой исполинскую башню в сто этажей, начинают все на первом, а для перехода на следующий нужно убить босса). Кнопка "Выход" в интерфейсе отсутствует, а при попытке разлогинить человека аппаратно (путём выдёргивания шнура из нейрошлема, например) его мозг будет вскипячён небольшим микроволновым излучателем, коварно в этот шлем встроенным. Кстати, если персонаж в игре погибает, управляющего им игрока убивает этот же излучатель - ну, чтоб жизнь тортом не казалась. Согласен, злодейский план полон дыр. Во-первых, технических: скажем, откуда микроволновка возьмёт энергию, необходимую для поджаривания мозга, если отключить от шлема питание - парой пальчиковых батареек тут не обойдёшься. Во-вторых, логических: не верю, например, что никто из технически подкованных бета-тестеров, заполучив в свои руки нейрошлем, не разобрал его, невзирая на все запреты и NDA - а ведь если раскрутил бы, мигом обнаружил бы встроенную опасную штуковину, никаким боком для игрового процесса не нужную, и наверняка не стал бы молчать. Власти, опять же, действуют на удивление пассивно - вряд ли вычисление местонахождения серверов игры заняло бы больше нескольких месяцев, в то время как в произведении полиция за два года так ничего и не смогла сделать. Но это всё, в конечном итоге, придирки - просто автору требовалось задать сюжетное условие "герои находятся в виртуальности, выйти не могут и умирают по-настоящему", и он его задал. Наверное, не стоило ему даже пускаться в подробные описания - попытка логически оправдать отправную точку сюжета обычно ни к чему хорошему не приводит. Приключенческая фантастика - она на то и приключенческая (и фантастика), что построена вокруг каких-то особенностей мира, и если эти особенности убрать, сказав "так не бывает", произведения не станет. Завёрнутый вверх горизонт на Саракше, летающие острова Пандоры, потеющие наркотиком гигантские черви Дюны - всё это существует потому, что "автор так сказал, и точка", и если кому-то это не нравится, он просто идёт смотреть/читать другое произведение. Так что не знаю как, но лично я это недостатком не считаю. Недостатки у сериала другие - но мы сначала не о них. Мы сначала о достоинствах.

Первая половина сериала замечательна во всех отношениях. Во-первых, я просто люблю истории про "попаданцев в опу" - то есть, не таких, которые оказываются где-нибудь в прошлом и учат Сталина строить Су-27 и Т-90, а тех, что внезапно оказываются в суровых и смертельно опасных обстоятельствах и пытаются всеми силами из них выбраться. Особенно интересно это если в опу попал не один человек и не тесная компания друзей, а большая и разрозненная группа. Вот Королевская битва, например, отличный образец (только, умоляю, читайте книжку - экранизация говно, а манга слишком увлекается визуальной стороной происходящего в ущерб психологической). Так вот, бытие самых разных людей, оказавшихся запертыми в игре, показано вполне интересно и достоверно. Поначалу кто-то паникует, кто-то кончает с собой, кто-то рвётся организовать игроков для скорейшего прохождения, кто-то решает, что теперь каждый сам за себя и всё можно. Кто-то, что характерно, забивает болт и остаётся на первом, практически безопасном, ярусе - пускай, мол, другие воюют. Всё равно когда игра будет пройдена, свободу получат все игроки, а не только непосредственно победители финального босса. Появились и ПК, которым осознание того, что жертва умирает по-настоящему, придавала дополнительной остроты увлечению, а насчёт ответственности - война, мол, всё спишет. Появились построители тоталитарных обществ, потому что таковые общества более эффективны в кризисных ситуациях, и борцы с оными, потому что временами построители тоталитарного общества излишне увлекаются тоталитарностью в ущерб конечной цели построения такового общества. Ну и так далее. Показано интересно, выпукло и достоверно. Во-вторых, специфика онлайн-игр. В отличие от многих других произведений, где внутренности "игры с полным погружением" ничем не отличаются от реальности (за исключением пейзажей и флоры/фауны) и служат просто оправданием для того, чтобы засунуть героев в необычный для них мир, в SAO про игровую специфику постоянно помнят и крайне красиво её обыгрывают. Девушка готовит обед? Разложила в рядок ингредиенты, щёлкнула по каждому из них поварским ножом (+10 к навыку "Кулинария"), выбрала из выпавшего меню конечный результат, бац - готов аппетитный многоэтажный бутерброд. Или, скажем, вещи, которые персонажи носят с собой - думаете, они их из карманов достают? Отнюдь - они их достают из инвентаря, каковой тоже есть красивая менюшка. Всё как полагается: хрупкий паренёк, не имеющий ни рюкзака, ни сумки, таскает на себе целый воз шмотья, который, если выложить его на землю, будет размером чуть ли не больше его самого. В-третьих, графика и музыка просто чудесны - сериал приятен и глазу, и уху. Много разливаться соловьём об этой части достоинств не буду, поверьте мне на слово - бюджет у сериала приличный, и художники с композиторами отработали его на все сто, в отличие от сценаристов.

Что же о недостатках, то самый весомый из них, заметно и почти непоправимо портящий впечатление от сериала (по крайней мере, для меня) - это его вторая половина. Сериал является экранизацией цикла романов Рэки Кавахары, а с книгами, особенно многосерийными, сами знаете как бывает - даже если первая часть была ого-го, в дальнейшем могут происходить вещи весьма неприятные. Начиная от простейшего "исписался", когда автор, у которого закончились оригинальные сюжетные идеи, ударяется в самоповторы, и заканчивая полной передачей популярной серии в руки литературных негров, которые пишут за еду ради нескольких лишних копеечек в доход издательства. При экранизации таких серий можно поступать по-разному - можно снимать как есть, стараясь разве что вытащить наиболее провальные эпизоды за счёт визуальных красот, можно переработать книжный первоисточник в сторону улучшения (это долго и дорого, к тому же надо иметь сценаристов с руками более прямыми, чем у автора оригинала, поэтому так делают редко), а можно поступить так, как это сделали люди, писавшие сценарий SAO. Всего сериал охватывает две глобальные сюжетные арки, которые в первоисточнике представляют собой четыре романа и пригоршню рассказов. То, что для сериала истории из этих произведений пересортировали, расставив в хронологической последовательности - это нормально. В конце концов, первый роман рассказывает о финале мира Sword Art Online, когда Кирито (мегаспойлер! неожиданный сюжетный поворот!) спасает всех оставшихся к тому моменту в живых игроков, включая и себя самого, возвращая их в реальный мир - было бы довольно глупо разрулить главную интригу в первых трёх-четырёх сериях, а потом заниматься флэшбэками. Читавшие оригинал, конечно, ворчат, что всё запороли и похерили, вписав какие-то истории не туда, где они смотрелись бы гармоничнее, но с точки зрения человека нечитавшего, смотрится всё вполне достойно. Гораздо обиднее другое - когда делали вторую арку, которая по сюжетным посылкам объективно слабее первой, зачем-то переставили акценты, вытащив на передний план неинтересные второстепенные моменты и вырезав или отодвинув в тень моменты хорошие. Собственно, я сначала думал, что это третий и четвёртый романы такое говно, но товарищи читавшие подсказали, что в романах сделано неплохо, а вот сериал запороли. В итоге, если в первой половине сериала всё идёт бодро, интересно, и, хоть и не без некоторых провисаний и перескоков, но таки ровно, то вот во второй, с началом нового глобального сюжета, сериал стремительно теряет очарование, превращаясь сначала в пустенький аттракциончик, затем в мутную затянутую жвачку, а под конец закидывая проблемы главгероев барражом разнокалиберных изподкустовых роялей. Прискорбное душераздирающее зрелище.

Под катом - немножко слайдов. Отчего-то действительно совсем немножко по сравнению с прочими обзорами. Нет, это не потому, что сериал некрасив - как я уже сказал, графика здесь очень даже. Просто так сложилось.


Магии в игре нет - ну, то есть, некоторые волшебные свойства у некоторых предметов и оружия имеются, но кидаться молниями из пальцев или иные какие заклинания применять у персонажей возможности нет. Здесь, кстати, и дистанционного оружия нет - ни луков, ни арбалетов, ни пращей (только метательные ножи, но они редки). Как и намекает название, игра посвящена сугубо боям на холодном оружии, в основном на мечах всех форм, размеров и систем (хотя встречается и некоторое количество древкового оружия - в основном, алебард). Правда, некоторые спецприёмы, доступные бойцам, по воздействию на противника и количеству визуально-звуковых спецэффектов не сильно уступают иной магии. Отдельно прошу отметить тонкий прикол для тех, кто в теме: кого валит игрок первого уровня для начальной прокачки? кабанчиков, конечно!


Лечебные бутылочки с красной жидкостью, ага. Куда ж без них...


Чудесный момент в одной из первых серий:
- Откуда ты так много знаешь про игру и так классно нагибаешь? Может, ты админ, сука?!
- Нет, блеадь, я просто МАНУАЛЬ ПРОЧИТАЛ! Что и вам советую.


Те самые менюшки, при помощи которых происходит большинство взаимодействий игроков с миром игры. Конкретно тут - кидают инвайт в пати.


Пафосный меч и его параметры. Создан персонажем-крафтером, о чём имеется соответствующая пометка.


Лавка оружейника. Точнее - оружейницы. Её зовут Лизбет, и именно она создала тот самый меч со слайда выше.


Лавка разновсяческих товаров. Поушены в больших банках, продающиеся на разлив, доставляют особенно.


На обоих предыдущих слайдах справа можно видеть Кирито - нашего главного героя. Вот он более крупным планом. Дексовый файтер как он есть - в защите полагается не на доспехи, а на скорость и вёрткость. Предпочитает чёрное (в сериале не упоминается, почему, в книгах же уточняется, что чёрные вещи дают бонусы к скрытности).


Совершенно отдельная причина, по которой сериал приятен глазу. Нет-нет, не спешите скептически фыркать про то, что "в интернетах женщин нет". Коварный Хозяин Игры, после того, как объявил о своём злодейском плане, устроил игрокам ещё одну козу - персонажам был придан облик тех, кто ими управляет (при калибровке нейрошлема производится сканирование тела пользователя). С этим была связана пара забавных моментов, да.




Ярусы местного мира - это не этажи здания. Это многокилометровые платформы, отстоящие друг от друга на сотни метров по вертикали - на них есть и поля, и леса, и даже небольшие моря, да и "потолок" достаточно высоко, чтобы не вызывать клаустрофобии. Вон там, на заднем плане, виднеется необъятная колонна - опора, на которой покоится вышестоящий ярус.


Ещё немного местных красот:






Боёвки в сериале по большей части совершенно потрясающе отсняты. Всё-таки если дать японцу сюжет про рубку на мечах, хороший бюджет и легальную возможность нарушать законы физики ради зрелищности, в 99% случаев получится нечто офигенное. Так вышло и на сей раз.




Ну и самую малость кадров вразнобой:






Смотреть? Положа руку на сердце - да, но до четырнадцатой серии включительно. Потом закройте проигрыватель и запомните сериал таким. Неидеальным, не без недочётов и затянутостей, но душевным и красивым.


Текущий статус - 66.641
Tags: аниме, виртуальность, тяжелоиллюстрированные обзоры: аниме
Subscribe

  • * * *

    Я в общем-то люблю дождь. Но иногда его бывает многовато. Так что очередная пятничная картинка направлена на призыв солнышка. Умеренного - не очень…

  • * * *

    Дождливую картинку нам всем в честь дождливой недели. クリック可能

  • * * *

    Милая картинка в жанре "СССР-2061" от кого-то из азиатских товарищей. вполне кликабельно

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 244 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • * * *

    Я в общем-то люблю дождь. Но иногда его бывает многовато. Так что очередная пятничная картинка направлена на призыв солнышка. Умеренного - не очень…

  • * * *

    Дождливую картинку нам всем в честь дождливой недели. クリック可能

  • * * *

    Милая картинка в жанре "СССР-2061" от кого-то из азиатских товарищей. вполне кликабельно