Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

К вопросу о человекоохранителях светлого (?) будущего

- Ну как живёшь?
- Не спрашивай.
Всем миром правит добрая,
хорошая,
чуть вздорная,
но мне уже не страшная
Белая река...
(ДДТ, "Белая река")

Ну окей, не всем миром, на самом деле, а только Японией. И зовут её "Сивилла" - это интеллектуальная экспертная система, оценивающая массу различных параметров и принимающая на основе этого решения. Не безошибочные, разумеется, хотя жителей, по понятным причинам, стараются уверить в обратном, но работающие. Год на дворе 2112-й, Япония вновь изолировалась от остального человечества и вот уже три десятка лет как обитает в собственном мирке под управлением всемогущей "Сивиллы". Что там в остальных частях планеты - неизвестно. Какая-то жизнь, вестимо, существует, а прочее - предмет для домыслов. Общество функционирует успешно, и хотя болячки вроде нищеты и болезней пока не искоренены до конца, но преступность практически исчезла. "Сивилла" распределяет граждан согласно их дарованиям и предрасположенностям, управляет ресурсами и денежными потоками, следит за просвещением и духовным ростом своих подданных. А самое главное - она умеет измерять склонность человека к совершению правонарушений. Обычный среднестатистический гражданин имеет в голове целый ряд моральных стопоров и ограничителей. Если любому из нас сунуть в руки топор и предоставить возможность убить любого человека на выбор, гарантировав, что за это ничего не будет, большинство всё же не станет этого делать. Я вот точно не стану. Практически все, ворчащие временами "дайте пулемёт - поубиваю всех нахрен" или "так он меня бесит - голыми руками бы голову оторвал", в реальности тоже совершенно безобидны. Потому что воспитали нас так. Потому что убивать - нехорошо. И это значит, что у таких людей показатель "криминального коэффициента" будет в пределах нормы. А вот если у человека кое-каких тормозов нет, и он способен на умышленные поступки негуманного характера - у него коэффициент будет высоким (и чем меньше тормозов - тем более высоким), и попавшись на глаза первому же уличному сканеру, этот гражданин получит чёрную метку. Его вежливо примут под белы руки, препроводят в особое заведение со светлыми обоями, приятной музыкой, вежливым персоналом и очень прочными решётками на окнах, где специально обученные психологи будут прививать ему основы морально-этических норм. До тех пор, пока нормы не привьются, и коэффициент не упадёт до приемлемых величин. Особо одарённых отморозков, правда, приходится запирать пожизненно, а в крайних случаях - и отстреливать на месте вместо задержания. Но это очень нечасто бывает - за годы правления "Сивиллы" отморозки стали исчезающей редкостью. Впрочем, полностью не перевелись - иначе сериал бы не о чем было снимать. Да, сериал - про полицию. Немногочисленную полицию Японии светлого (?) будущего - ловить особо некого, да и большинство оперативно-розыскных функций "Сивилла" берёт на себя, полицейские же (точнее, Бюро Общественной Безопасности, как это тут называется) играют роль финального предохранителя. Система может ошибаться - и поэтому решать, стоит ли жать гашетку в данном конкретном случае, приходится человеку. Так лучше и спокойнее для всех.

Сериал Psycho-Pass (Психопаспорт) - именно этим термином в дивном новом мире обозначается совокупность ментальных показателей человека, включая криминальный коэффициент. Снят по оригинальному сценарию (сейчас перепиливается в мангу, с которой, думаю, тоже надо будет ознакомиться). Сразу привлёк к себе внимание тем, что резко выделяется на фоне основного потока современного аниме - мрачноватый техно-нуар про полицейских в чёрных костюмах и с большими пистолетами, служащих всемогущему компьютеру, без моэ и комедийных сценок, без главгероев-подростков, с кровищей и рядом весьма откровенно показанных жестоких моментов. И при этом - это сериал канала noitaminA, который вообще-то для женщин предназначен и в основном трогательные мелодрамы крутит. Вокруг сериала разгорелись вполне нешуточные дискуссии, однако хочу отметить, что дискуссии эти, по большей части - на пустом месте. Отчего-то все принимают Psycho-Pass за антиутопию и/или пытаются рассмотреть там какие-то философские подтексты. Так вот, Psycho-Pass - не антиутопия. И не утопия, кстати. И не философский трактат. Это два параллельных смысловых слоя, один из которых - довольно едкая сатира на традиционное японское стремление быть правильным и общественно одобряемым и проистекающие из него неврозы (в здешнем мире отдельные граждане, боящиеся, что у них от "неправильных" мыслей вырастет криминальный коэффициент, стараются не думать вообще ни о чём и успешно доводят себя до кататонического состояния), и его можно смело пропустить мимо, а второй - неприкрытый фансервис любителям техно-нуара и киберпанка (вплоть до покадровых цитат из классики). Сверху это сдобрено интересными, хоть и типичными для жанра полицейской драмы, персонажами и крепким, хоть местами и предсказуемым, сюжетом. Не ждите откровений, и тогда сериал вам понравится. Вы любите истории про город, ночь и неон, про отсверки мигалок на мокрых от дождя стенах, про людей, делающих свою неприятную, но нужную работу, про чёрные костюмы, большие пистолеты и удостоверение в кармашке бумажника? Если да, то этого вы тут найдёте полной ложкой. Хотите большего? Ну, тогда вам не сюда. В Psycho-Pass много хорошего, но именно синдром завышенных ожиданий испортил многим моим знакомым удовольствие от его просмотра. Они ждали гениальных откровений и шаблоноразрывающих сюжетных поворотов, а получили просто хороший фильм про людских мозговых тараканов в антураже Бегущего по лезвию и Особого мнения. И разочаровались. Не повторяйте их ошибок.

Под катом - слайды, спойлеров нет. Если интересно - добро пожаловать.


Когда самый первый кадр самой первой серии - полицейский вертолёт, пролетающий над ночным городом, это, знаете, настраивает. Ghost in the Shell? Не, не слышали.


Потом - рекламный экран с миловидной японкой во всю стену. Правда, по канону она должна шоколадную конфетку кушать. Blade Runner? Ой, о чём вы?!


И вот так всю дорогу. Нет, вы не подумайте, это не от нехватки творческого потенциала. Это фансервис такой. Авторы временами просто прямым текстом, устами персонажей, говорят: "А не напоминает ли это тебе, друг мой, одну книжку Филиппа Дика?" и прочее в этом роде. Постмодернизм, итить.


Кстати, времена во второй половине 21-го века у Земли были несладкие - мельком упоминается какой-то неуточняемый, но общеизвестный Большой Пиздец, а часть Токио находится под водой, как Лондон в Split Second.


Здание Бюро Общественной Безопасности. Нет, про Blade Runner тут точно не слышали, вам показалось.


И про Ghost in the Shell не слышали тоже, что вы привязались?


А на этой дискете... ничего не написано. Присмотритесь - вы же видите? Ровным счётом ни единой буковки.


Да впрочем что это я - фансервис есть штука хорошая и правильная, когда к месту и по делу. А тут он именно что к месту и по делу. Всем любителям хорошего такого техногена, правильного и сурового, не может не пролиться бальзамом на душу местный антураж. Вот хотя бы рабочий кабинет героев - с вентиляторами на стенах, заваленными хламом столами и прочей визуальной мелочью.


На месте преступления сбором улик занимаются крохотные дроны, выпускаемые из самоходного чемодана на колёсиках - милая деталь.


И вообще, дроны тут применяются много для чего. Например, для всякой рутины типа оцепления места проведения спецоперации - того, что в наши дни делают патрульные полицейские, в будущем исчезнувшие за ненадобностью. Внешность у дронов, обратите внимание, специально-кавайная, чтобы как можно меньше отрицательных эмоций у гражданского населения вызывать.


Вся полиция в мире светлого (?) будущего делится на две неравные части. Меньшая - "инспектора", люди законопослушные, с чистым психопаспортом. А большая - находящиеся в их подчинении "исполнители", набранные из граждан с сомнительным криминальным коэффициентом. Чтобы поймать преступника, ты должен думать, как преступник - эта истина давно известна. И вот именно для этого в Бюро и держат исполнителей. Если твой криминальный коэффициент высок, но не зашкаливает, и никаких реальных противоправных действий ты совершить не успел, тебе могут предложить стать исполнителем Бюро. Вместо того, чтобы пару-тройку лет куковать в палате с белыми стенами, загоняя свой психопаспорт в общественно приемлемые рамки, можно получить стильный костюм, большой пистолет и... ну да, и пожизненное ограничение свободы до уровня собаки на поводке (на полицейском жаргоне исполнителей так и зовут "гончими") - потому что род деятельности и то, что тебе приходится видеть ежедневно, снижению криминального коэффициента отнюдь не способствует.


Изрядную часть нуара сериалу обеспечивает Масаока - исполнитель из старых. Он помнит мир ещё без "Сивиллы", у него металлический киберпротез вместо левой руки, прищур усталого Рутгера Хауэра и весьма философское отношение к жизни.


Кстати, на предыдущем слайде в руке у Масаоки "Доминатор" - специальный пистолет Бюро. Встроенный модуль обеспечивает мгновенное, "на лету", измерение криминального коэффициента любого человека, на которого нацелено дуло. В зависимости от значения меняется режим работы. В законопослушного гражданина "Доминатор" попросту не выстрелит - спуск будет заблокирован. Если психопаспорт человека достаточно подпорчен, включится режим парализатора для задержания и доставки в соответствующее медицинско-воспитательное учреждение, ну а если криминальный коэффициент зашкаливает до прискорбных значений, будет активен режим смертельного поражения.


ПЫЩЬ!! Особый режим "Доминатора", специально для уничтожения механических и киборгизированных целей - тотальная аннигиляция.


Да, кровищи сериал, кстати, не стесняется. Есть свои преимущества в ночных каналах - почти ничего цензурить не приходится.


Шион - ведущий криминалист Бюро. Потрясающе обаятельная женщина. Эй, я не люблю блондинок, и отдельно не люблю блондинок в красном, но ей удалось меня очаровать - это должно кое о чём говорить, верно?


Инспектор Гиноза, глава отдела. Вы не смотрите, что он смазливый красавчик - он на самом деле гораздо лучше, чем может показаться.


Посередине - главная героиня сериала, инспектор Акане Цунемори, новичок только что из учебки. Масаоку вы уже знаете, а справа - исполнитель Когами, второй центральный персонаж. Ох, как же я боялся, что из него сделают традиционного трагичного превозмогателя, борца за правду и свободу. Не сделали. То есть, он и превозмогает, и за правду-свободу тоже немножко борется, но это как-то гармонично смотрится, не вызывая раздражения.


Кагари - пожалуй, единственный из исполнителей, которому его работа откровенно нравится. Бегать по закоулкам, палить из "Доминатора" - адреналин же, веселуха! А в свободное от данной деятельности время он обычно смотрит мультики или мучает игровую приставку.


По центру - Яёй, самый молчаливый исполнитель отдела. Гитаристка. Бывшая. Отдельная история, да - тут, как и полагается по законам жанра, у каждого есть своя история.


Шеф Бюро. Харизматичная тётка, ого-го какая. Не без причины, впрочем, как покажут нам по ходу сюжета.


Профессор. Просто профессор. Хипстер, двачер, кухонный тилигент и вообще реликт прошедших эпох.


Самая откровенная обнажёнка из тех, что можно увидеть в этом сериале. Хотя интимных тем он отнюдь не гнушается.


Нуар.


Киберпанк.


И ни пылинки на кителе.


Поставщик бухла (натурального, не синтетики какой) - разумеется, Масаока.


Кстати, тут не только пьют, но ещё и курят - редкость в наши политкорректные времена.


И традиционная электричка, куда ж без неё. Весьма специфическая, впрочем.


Ещё тут есть католическая школа для девочек. Ну, вы же знаете - всё становится лучше, если добавить в него католическую школу для девочек.


И да, это именно то, о чём вы подумали.


Кое-какие интерьеры наводят на мысль о том, что кто-то из съёмочной группы явно работал в своё время над Kara no Kyoukai. Ну, над пятой его серией точно.


В светлом (?) мире далёкого будущего куклоёбом быть тяжело - определят в психушку на пожизненный пансион. Слава богу, хоть кукол выдадут вдосталь.


Основное, за что стоит смотреть любой техно-нуарный фильм - виды Города. И их тут, поверьте, есть.








И традиционная пачка слайдов вразнобой.












Смотреть? Любителям жанров, которые я уже задолбался раз за разом перечислять в этом обзоре - несомненно, да. За последние лет, наверное, двадцать, это - единственный нормальный техно-нуарный полицейский боевик как таковой (причём речь не только об аниме, но и о живом кино тоже), да ещё и качественный. Нелюбителям вышеперечисленных жанров - по желанию. Сериал - не эпоха и не веха, покровов не срывает и на вершины не возносит. Да и графика у него временами довольно халтурна, что огорчительно в наши избалованные видеорядом времена. Мне он, конечно, понравился до безумия - но я пристрастен, поэтому в данном случае моё мнение вряд ли можно принимать в расчёт.


Текущий статус - 18.172
Tags: cyberpunk, noir, psycho-pass, аниме, тяжелоиллюстрированные обзоры: аниме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 358 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →