Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

Полный метр звёздного пути

Когда говорят про Star Trek, обычно подразумевают тематические сериалы, и это оправдано - именно они составляют костяк данной выдуманной вселенной, а книги, комиксы и игры лишь дополняют и расширяют её. Однако стоит помнить и о полнометражных фильмах - их было ни много ни мало, а целых десять, что по суммарной продолжительности экранного времени составляет почти сериальный сезон (хотя "полнометризации" подверглись только два сериала из пяти - классический и The Next Generation). Именно о полнометражках я и хотел сегодня рассказать. Отчасти это вызвано недавним просмотром, не к ночи будь помянуты, "перезапущенных" лент (первой и второй), отчасти назревало уже давно. Думаю, когда-нибудь надо будет таки сообразить полноценные тяжелоиллюстрированные обзоры на каждый из этих фильмов, но это потом. Сейчас - краткий перечень с основными впечатлениями и фактами. Без спойлеров.


Star Trek: The Motion Picture (1979)
Первая полнометражка, названная без затей Звёздный путь, больше всего похожа на эпизод сериала - и по структуре, и по сюжетному наполнению. Собственно, она на самом деле им и была изначально - в 1977 году рассматривался вопрос о выпуске продолжения классического (а на тот момент - единственного) сериала, рабочее название было Star Trek: Phase II. Однако не срослось, и тогда сценарий "сдвоенного" пилотного эпизода, который уже был написан, перепилили в кинофильм. Разницу в хронометраже (два с лишним часа получившегося фильма против восьмидесяти минут планировавшегося сериального эпизода) заполнили в основном спецэффектами. Сложно винить авторов в этом - после финансового голода оригинала, где каждую серию приходилось снимать чуть ли не в гараже на последние карманные деньги, возможность при помощи солидного бюджета и "взрослых" мощностей показать любимый мир светлого будущего именно таким, каким он задумывался, явно кружила голову. Один только облёт стоящего в орбитальном доке "Энтерпрайза" занимает почти шесть минут - с упоённым неторопливым любованием со всех сторон. По поводу самого сюжета сказать особо нечего - кроме того, что здесь впервые появляется приём, который впоследствии станет для Трека традиционным и всплывёт ещё не раз: к Земле мчится огромная неведомая хрень, грозящая полным истреблением всего живого на планете, и героям нужно её остановить. Из интересностей - введена в строй модернизированная (refit) версия "Энтерпрайза", которую в дальнейшем классическая команда и будет использовать, а также героев одели в новую униформу, которая, однако, не прижилась и потому фигурирует только в этом фильме.








Star Trek II: The Wrath of Khan (1982)
Вторая полнометражка, Гнев Хана, считается в среде трекки культовой и чуть ли не самой лучшей. Мне, однако, она понравилась не очень - из-за атмосферы. Очень уж она преисполнена депрессии. Герои рассуждают о старости и о том, что жизнь прошла, у них всё не ладится, их грызут прошлые ошибки и семейные невзгоды. Присущего Треку уверенного оптимизма нет и в помине. Да, возвращают на экран одного из самых ярких и запоминающихся второстепенных персонажей оригинального сериала - собственно, Хана (о чём нам спойлерит само название фильма), но Хан дряхл, потрёпан жизнью, потерял любимую женщину и почти всех соратников, и потому полон горечи, обиды и ненависти (что, собственно, тоже ясно из названия). И вообще, у всех всё плохо, а в финале погибает [spoiler] и уничтожают [spoiler]. Конечно, хотя бы один раз фильм посмотреть надо - хотя бы потому, что следующие две полнометражки являются его прямыми продолжениями - но стоит быть готовым к тому, что по настрою он резко отличается от все прочих Треков. Из интересностей - в фильме впервые показывают униформу фасона "малиново-бордовый" (crimson maroon). В ней Звёздный флот будет ходить до самых времён TNG, и она офигенно-шизомилитаристична с этими её лампасами, кокардами, выпушками и отворотами. Ньюберри одобряет.








Star Trek III: The Search for Spock (1984)
Третья полнометражка, В поисках Спока, начинается ровно там, где закончилась вторая, так что смотреть их лучше прямо подряд (а американцам, смотревшим это дело давным-давно в кинотеатрах, пришлось два года ждать, да). Словно реабилитируясь за депрессивный предыдущий фильм, сценаристы выдали жару, и классическая команда отжигает на все сто. Ветераны расправляют кости и трясут стариной во все стороны, явно демонстрируя, что предыдущий сплин был явлением временным, и концентрироваться на нём не стоит. Попутно переигрывают заунывное "всё плохо", которым кончился Гнев Хана - причём, что радует, без применения изподкустовых роялей, а вполне обоснованно с точки зрения заявленных ещё в прошлом фильме моментов. Фанаты третью часть отчего-то не любят, и иногда даже называют худшей из полнометражек о классической команде, мне же она вполне понравилась. Из интересностей - рассказано про тест "Кобаяши-мару" и то, как Кирк его прошёл (единственный из всех выпускников Академии).








Star Trek IV: The Voyage Home (1986)
Фильм Возвращение домой непосредственно продолжает предыдущий и является завершающей частью трилогии, начавшейся с Гнева Хана, так что смотреть его тоже лучше сразу. Сюжет сочетает неведомую хрень, грозящую уничтожением Земли (не ту, что в первом фильме, другую) и классический приём с попаданием героев в прошлое, использовавшийся в ряде эпизодов оригинального сериала. Команда Кирка отправляется в "наши дни" (то есть, в середину восьмидесятых), и из этого проистекает масса забавных ситуаций - ну, вы в курсе, попаданцы это всегда весело. Герои творят невозможное, вершат подвиги ослепительной эпичности, направо и налево нарушают Первичную Директиву и попутно порождают целый ряд нержавеющих фанатских мемов (например, общение Скотти с компьютером и бессмертное "nuklear wessels" Чехова). Сюжет, увы, имеет ряд логических дыр и местами не вписывается в картину вселенной Трека, что не может не огорчать, но общая бодрость настроя и харизма персонажей фильм вытаскивают. Из интересностей - становится известно, что представляет собой "манёвр Кирка", вошедший в учебники Академии Звёздного флота.








Star Trek V: The Final Frontier (1989)
Последний рубеж является самым провальным фильмом Трека по мнению критиков - средняя оценка всего 21% и куча антинаград типа "Худшая лента десятилетия". Оно и неудивительно - фильм есть сугубо фансервисный капустник, снятый, похоже, исключительно для того, чтобы актёры порезвились в своих излюбленных образах. В итоге, фанату будет крайне весело и приятно наблюдать за происходящим, а человек не в теме заснёт на середине. Я фанат, мне понравилось. Кто не фанат, тем смело можно проходить мимо - никакой самостоятельной ценности фильм не имеет, вселенную не обогащает и развитию глобального сюжета не служит. Из интересностей - куча пасхалок и отсылок, Спок с транклюкатором, стриптиз Ухуры, песнопения поддатых Кирка и МакКоя и прочие вещи, неинтересные для не-трекки.








Star Trek VI: The Undiscovered Country (1991)
Шестая полнометражка, Неоткрытая страна, частично возвращает серьёзный настрой после двух предыдущих фильмов, имевших атмосферу раздолбайско-залихватского приключения. Крепкий, хоть и не без некоторых шероховатостей, сценарий про шпионов, политику, заговоры и предательства, масса смачных диалогов, бодрый экшен. Очень хорошее кино, которое завершает линейку полнометражек, посвящённых классической команде. Из интересностей - показывают легендарную клингонскую каторгу (в оригинале, что любопытно, используется слово "gulag") Рура Пенте, откуда "никто никогда не убегал" (Кирку на убежать потребовались примерно сутки). Также показывается заключение союзного договора между Федерацией и клингонами - классические вечные противники, своего рода "орки космоса", с которыми была то война, то напряжённое перемирие, становятся соратниками землян.








Star Trek Generations (1994)
Фильм, который я больше всего боялся смотреть и потому долго откладывал "на потом". Седьмая полнометражка - именуемая Поколения и первая, не имеющая порядкового номера в названии - повествует о том, как встретились Кирк и Пикар. Правильный капитан из классического сериала и неправильный, плохой капитан из The Next Generation. Своего рода связующее звено. Я опасался, что "старичков" заставят петь дифирамбы "новичкам" - мол, такие вот они отважные, классные и вообще продолжатели дела. Не сбылось. Фильм лично я считаю лучшей из полнометражек по Треку - отличное раскрытие характеров, много интересной информации по миру и персонажам, добротный сюжет. И, разумеется, наглядно и контрастно показанное различие между старой и новой командами и их предводителями. Из интересностей - да всё, на самом-то деле, интересно, вычленить какой-то отдельный яркий факт, да ещё и не наспойлерив, не представляется возможным.








Star Trek: First Contact (1996)
Восьмая полнометражка под названием Первый контакт, она же первая, посвящённая исключительно новой команде, вышла на удивление неплохой. По сравнению с сериалом герои действуют смелее, ответственность принимают охотнее и соображают более шустро. Ненамного, конечно, но уже хоть что-то. Сюжет крайне привлекателен тем, что, во-первых, достаточно подробно раскрывается тема боргов, одной из самых интересных рас вселенной Звёздного пути, а во-вторых, нам воочию показывают Зефрама Кохрейна, человека, построившего из говна и палок первый на Земле космический корабль, способный развивать сверхсветовую скорость, и, собственно, первый полёт его корабля. На экране много разнообразного экшена, заметно больше, чем в сериале, но он почти не напрягает, так как не скатывается в непрерывное бессвязное пиу-пиу, в отличие от современных "перезапущенных" фильмов Трека. Из интересностей - новый дизайн униформы Звёздного флота (в сериалах похожий появился чуть раньше, в Deep Space 9) и новый, ещё более навороченный, "Энтерпрайз" модификации "E".








Star Trek: Insurrection (1998)
Восстание - девятая полнометражка. Сюжетно вполне неплоха, хотя, конечно, изобилие стрельбы во втором фильме подряд начинает немного утомлять. Зато приятным бонусом является то, что значительная часть действия разворачивается на поверхности (живописной весьма), что позволяет немного отдохнуть от бесконечных коридоров, отсеков и рубок. Беда фильма в том, что он как-то ничем не запоминается. То есть, вроде, с одной стороны целых два часа на экране что-то происходит, и вроде небезынтересное, а с другой - не во что ткнуть пальцем и сказать "вот это было круто, хочу ещё так же". Из интересностей - увы, ничего.








Star Trek Nemesis (2002)
Возмездие, десятый и последний полнометражный фильм старого Трека, был встречен как публикой, так и критиками с прохладцей. Оно и неудивительно - ряд странных сценарных, режиссёрских и дизайнерских решений привёл к тому, что выглядел фильм как-то не по-трековски совсем, а больше напоминал нечто пёстро-фантасмагоричное вроде Farscape. Нет, это, конечно, было пока ещё не бессмысленное неоновое фрик-шоу Джей Джей Абрамса, но первый звоночек уже прозвучал. Фильм со знатным треском провалился в прокате, и это (наряду с падением рейтингов сериала Enterprise) стало одной из причин свёртывания франшизы как таковой. Однако, жаль, так как сюжет у фильма вполне неплохой, за вычетом ряда мелких недочётов. Про ромулан и их историю - а ромулан, как известно, никогда не бывает мало. Из интересностей - собственно, ромулане и всё, к ним относящееся.








Вот как-то примерно так. От себя могу добавить, что если вам понравились сериалы по Звёздному пути, то и фильмы посмотреть непременно стоит - они раскрывают многие моменты, оставшиеся за кадром в сериалах. Ну а если как таковой Звёздный путь вас не интересует, то большинство из этих лент достойны просмотра и просто так, как образцы хорошей кинофантастики. Знакомства с персонажами и знания различных тонкостей мира для получения удовольствия не требуется, всё прекрасно понятно и так.

Текущий статус - 44.731
Tags: star trek, кино, тяжелоиллюстрированные обзоры: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →