Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

Девушки в униформе

Я таки посмотрел то, откуда есть-пошёл на Руси весь сёдзё-ай, да. Припал, так сказать, к сверкающей живительной благодати первоисточника. Но обо всём по порядку. Со спойлерами, простите уж - иначе не получилось. Причём стартуют они ещё над катом - прямо со следующего абзаца.

Всё началось чуть больше ста лет назад. Жила-была тогда в Германии девушка по имени Криста Винслоу, училась в закрытой женской школе весьма строгих порядков. Была у Кристы одноклассница, и эта одноклассница как-то чересчур крепко привязалась к одной из преподавательниц, которая была, в отличие от прочих, доброй, приветливой и старалась с воспитанницами дружить, а не командовать ими. И вышел из-за этого неприятный конфуз, в результате которого девушку чуть не исключили, и она от стыда и отчаяния бросилась с верхнего этажа школы в лестничный колодец. Выжила, но покалечила ногу и осталась хромой на всю жизнь. Неизвестно, был ли у этой истории какой-либо романтический подтекст. Скорее всего, нет - у ученицы этой за несколько лет до того умерла мать, а отец был офицером и с семьёй виделся редко, так что она, вероятнее всего, просто увидела в доброй учительнице родительскую фигуру, а та, в свою очередь, своих детей не имея, отнеслась к ней как к дочери. Криста Винслоу этот случай запомнила и когда выросла - написала на его основе пьесу под названием Gestern und Heute (Вчера и сегодня). Основным мотивом пьесы была, в общем, не история с отношениями ученицы (в пьесе её звали Мануэла фон Майнхардис) и учительницы (выведенной под именем Элизабет фон Бернбург), а тяготы жизни девушек в закрытых школах, где им приходилось терпеть нужду и голод, страдать от туго, по-прусски, закрученных гаек палочной дисциплины и выносить самодурство начальства. Однако означенным отношениям при этом были приданы явно выраженные розово-лилейные тона (и вот хрен сейчас уже разберёшь, что на самом деле было именно так, а что является художественным вымыслом госпожи Винслоу, которая была открытой лесбиянкой). Мануэла в финале бросалась с лестницы, как и её реальный прототип, но для пущей драматичности таки убивалась насмерть. Интересно, что под оригинальным названием пьеса практически не шла, так как его обычно считали слишком пресным и ничего не говорящим. Премьера в 1930 году в Лейпциге состоялась под названием Ritter Nérestan (Рыцарь Нерестан - внезапно, да), а в Берлин несколькими месяцами позже её привезли как Krankheit der Liebe (Любовный недуг). В 1931 году была снята экранизация, о которой, собственно, речь и пойдёт. Продюсер настоял на смене названия, и фильм был выпущен как Mädchen in Uniform (Девушки в униформе) - в маркетинговых целях, сами понимаете. Такое название должно было привлечь зрителей, в первую очередь мужчин. Розовой тематике знатно прикрутили фитилёк - опять-таки, в целях маркетинга, чтобы не распугивать публику. Отношения Мануэлы и фройляйн фон Бернбург показаны гораздо более обтекаемо, чем в пьесе, и трактоваться могут и так, и эдак - что, впрочем, не помешало нацистам запретить фильм за пропаганду гомосексуализма и упадничество, а позднейшим критикам записать его самым первым в истории кинопроизведением, посвящённым тематике однополых отношений. Когда нацистов укатали, и запрет с фильма был снят, его до конца семидесятых показывали в урезанном чуть ли не наполовину виде. Даже "длинная" восьмидесятиминутная версия, найденная в дебрях архивов сильно позже и показанная впервые в 1977 году по телевизору в ФРГ, а затем изданная на видео в США и Англии (собственно, та, которую смотрел я), по слухам, не идентична оригинальной ленте и лишена нескольких сцен. Что там цензурить - в наши дни толком непонятно. Никакого разврата и порока, всё предельно шёлково и целомудренно. Даже скандальный поцелуй - и тот скандален лишь постольку поскольку, так как обычно вырывается из контекста. Кстати, в сценарии фильма из финала убрали излишки ДРАМЫ - в пьесе учительница не осмеливалась вступиться в защиту ученицы, и та, как уже сказано, кончала с собой, в фильме же фройляйн фон Бернбург открыто противостоит жестокой директрисе школы, а Мануэлу в последний момент успевают схватить и снять с перил лестницы её подруги. Это, я считаю, хорошо.

По итогам своего недолгого, но бурного проката, начавшегося в 1932 году, фильм завоевал изрядное количество положительных отзывов, как от зрителей, так и от критиков, собрал нехилую кассу и породил ряд фильмов на аналогичную тематику, которые тоже были быстро прихлопнуты нацистской цензурой после премьеры. В 1958 был снят ремейк - цветной и навороченный - но его я пока не смотрел. Как посмотрю - тоже надо будет обзор запилить (UPD: Посмотрел). Под катом - слайды. Спойлеров уже не осталось.


Собственно, основной рулез фильма в том, что из него все всё спёрли. То есть, натурально, всё то, что считается традиционными штампами аниме про трогательную женскую дружбу (и столь едко выстёбывалось, скажем, в Maria†Holic), впервые было показано тут. Закрытая школа для девочек - check. Строгость, дисциплина и религиозный уклон оной школы - check. Любовные записочки учениц друг другу - check. Спектакль по классическому произведению, поставленный ученицами - check. Драма, возникшая по итогам этого спектакля - check. Ну и далее по списку. И, да - женское царство на экране. Ни одного персонажа мужского пола в кадре не появляется, даже мельком на третьем плане.


А уж видеоряд той же Юной революцонерки Утены, например, отсюда спижжен и вовсе чуть более, чем наполовину. Узнаёте ракурс и кадр?


А этот?


Ну и, разумеется, этот. Та самая лестница, кстати.


Мануэла.


Фройляйн фон Бернбург.


Кстати, обеим исполнительницам по 23 года, хотя у героинь разница в возрасте - вдвое.


Моя самая обожаемая героиня второго плана в фильме - блондинка Эдельгард. Ну люблю я костистых носатых девиц, ничего не могу с собой поделать.


Суровый фансервис тридцатых. Это в те времена было вместо панцушотов.


Ещё немного сурового олдскульного фансервиса по хардкору.


Директриса. Жуткая тётка, и сыграна очень убедительно. Если молодые актрисы, играющие учениц, временами слишком уж явственно кривляются, то к старшему звену претензий нет от слова "никаких".


Кстати, тонкая подколка на эту тему, она же, в некотором роде, слом четвёртой стены - во время подготовки спектакля учительница показывает ученице, как надо нормально играть. Бесценный момент.


Спектакль. Ставят Грозовой перевал что-то из Шиллера.


Банкет после спектакля, заодно - традиционное "ни пылинки на кителе".


Собственно, спектакль и банкет приурочены ко дню рождения директрисы и являются единственной отдушиной для учениц - в остальное время школьная жизнь состоит из строгих, почти тюремных, порядков и тотальной экономии на всём. Включая жратву, да. Кстати, хотя больше всего педалируется именно тема недоедания учениц, ни одного приёма пищи в кадре нам так и не покажут - хотя, казалось бы, сама собой напрашивается сценка с жиденьким супчиком на донышке тарелки или что-то в этом роде. Даже в эпизоде с банкетом ученицы расставляют на столе посуду - а потом смена кадра, и они уже перешли к пуншу. Интересно, отчего так?


Орднунг унд дисциплин!


Любовные записочки. "Ах, душечка Виа, разреши мне сидеть рядом с тобой в столовой за обедом..."


Нет, это не то, о чём вы подумали. Серьёзно.


Вообще, хоть непосредственно по сценарию всё довольно-таки "не докажете", но то ли съёмочная группа занималась тонким толстым троллингом, то ли оно само так совпало - совершенно (не)двусмысленных кадров из фильма можно надёргать целый вагон. Кажется, я начинаю таки понимать, что же там цензурили.


Хотя, конечно, и журнальчики с загорелыми атлетами девчонки тоже разглядывают. Невзирая на то, что школьными правилами они запрещены.


Иконостас на дверце шкафчика в раздевалке - какой-то тогдашний популярный немецкий актёр.


А вот это - то самое, ага. Как писал на киностудию один из румынских прокатчиков: "Пришлите нам ещё метров двадцать этого поцелуя!" Двадцать метров плёнки - это примерно полторы минуты, если что.




Хотя формально он, разумеется, проходит всё по той же категории "не докажете". Добрая фройляйн фон Бернбург просто имеет обыкновение перед отбоем целовать учениц, расквартированных в той части общежития, которой она заведует, желая им спокойной ночи. Всё чинно и благопристойно. Правда, всех она целует в лоб, а вот Мануэлу - внезапно в губы. Наверное, случайно получилось. Да. Не докажете.


Традиционно - немного слайдов вразнобой:








Итог? Очень красиво снятый фильм с довольно простым и прямолинейным сюжетом. Много эффектных ракурсов и игр со светотенью. Много узнаваемых для анимешника моментов. Много красивых девушек в некрасивой униформе. Один поцелуй, которому не хватает ещё пары десятков метров продолжительности. Вещь, которую стоит увидеть, если тема интересна.


Текущий статус - 66.861
Tags: кино, трогательная женская дружба, тяжелоиллюстрированные обзоры: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →