Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

Девушки в униформе, der zweite versuch

Не откладывая в долгий ящик, решил по свежим следам от просмотра фильма Mädchen in Uniform 1931 года ознакомиться и с его ремейком, вышедшим в 1958-м. Ознакомился. До этого, помнится, читал в отзывах людей смотревших, что, мол, у каждого из этих фильмов есть свои плюсы, поэтому выбрать из них лучший нельзя. Не знаю, не знаю. По моему личному впечатлению, новый фильм смотрится заметно хуже - значительную часть достоинств старого он утратил, а каких-то весомых преимуществ перед ним не приобрёл. Ну, если не считать за таковое хорошее качество картинки в силу лучшей сохранности копии. Ещё, конечно, в нём играют офигенные звёзды - такие как Роми Шнайдер и Лили Палмер, но то ли их звездатость куда-то прячется, то ли я, быдло, чего-то не понял, но лично меня конкретно этот фактор не впечатлил ни разу. Под катом - слайды и ворчание. Предупрежу сразу - обзор самостоятельной ценности не имеет, так что перед тем, как приступать к нему, прочтите тот, что по ссылке выше.


Первое, что бросается в глаза в новом фильме - историческая привязка. В старом место и время действия нигде явно не указывались, и костюмы с интерьерами были довольно абстрактные, хотя в целом соответствовали месту и времени, когда фильм был снят. Новый начинается с титров "Пруссия, Потсдам, 1910 год", и всё, что в кадр попадает, заявленному периоду отвечает (насколько я могу, в меру своих скромных познаний, судить). В принципе, нельзя сказать, что какой-то из подходов лучше или хуже, но лично мне кажется, что в истории, разворачивающейся в условном "где-то, когда-то", несколько больше прелести.


Чего нельзя отнять у костюмов в новом фильме, так это их гораздо большей фетишности. Мешковатые балахоны из старого смотрелись на юных девушках отнюдь не так выгодно. Но тут натыкаемся на нестыковочку - согласно сюжету, одежда воспитанниц в целях экономии средств переходит по наследству от старших к младшим. Она старая, штопаная-перештопаная и шилась по меркам совсем не тех девушек, которые носят её сейчас. Согласитесь, довольно сложно ожидать, что платья с такой биографией будут так ладно и эффектно сидеть.


Мрачные застенки прусского орднунга - граммофон с пластинками, рукоделие, книги, настольные игры в ассортименте. В старом фильме единственным развлечением воспитанниц после уроков было латание прохудившихся чулок.


Рыбалка. Тоже, надо думать, занятие, разрешённое школьными правилами и поощряемое администрацией. Авторы, похоже, так и не определились, про что они снимают - про полувоенный-полутюремный интернат или про романтику хруста французской булки.


Сюжет ещё больше спрямили - хотя, казалось бы, куда уж дальше? Девочки чуть ли не с самых первых кадров обсуждают любовь женщины к женщине, директриса во втором же появлении на экране констатирует, что "фон Майнхардис у нас не приживётся". Ну, то есть, и без того незатейливую, откровенно говоря, историю превращают совсем уж в детский комикс (в переносном смысле "детский" и в плохом смысле "комикс"). Правда, из-за этого испарились и двойные трактовки, поэтому юриметр можно не вынимать из чехла - романтическую суть отношений центральных героинь проговаривают практически прямым текстом. Но всего остального это не стоит, честно.


Зачем-то врезали несколько параллелей между руководством школы и нацистами. Директриса бросается фразой "Каждому - своё", а одна из учениц, передразнивая её перед подругами, совершенно отчётливо зигует. Нет, в старом фильме, конечно, тоже хватало аллюзий - ту же полосатую форму воспитанниц взять, явно на робы заключённых намекающую - но это как-то не настолько топорно смотрелось.


Кстати, директриса. Не тащит она эту роль на фоне старой, ох не тащит. Вообще никак. Кстати, ещё одна странная особенность, объяснения которой я не нашёл - многие кадры повторяют аналогичные из старого фильма один в один, но... в зеркальном отражении.


Сценаристы директрисе ещё и проблемы со здоровьем приделали (она постоянно кряхтит и пьёт какие-то капли), что совсем уж из ряда вон. В сумме - фейл. В старом фильме была стальная прусская бабка, способная взглядом танки останавливать, а тут - слабовольная истеричная развалина.


Мануэла. Она никакая. Ну вот честно - никакая. В старом фильме тоже, положа руку на сердце, не пик актёрского мастерства, но тут - совсем.


Фройляйн фон Бернбург. На удивление неплохо сыграна, особенно по контрасту с остальными.


Спектакль в этой версии - Ромео и Джульетта. Fascinating. А ничего более прямого они придумать не могли? Тем более, что фривольный бульварный Шекспир ну никак не соответствует воззрениям директрисы, в отличие от расово верного Шиллера. Впрочем, в новом фильме от воззрений директрисы всё равно ничего не осталось, и она гоняет девчонок шпицрутенами, похоже, просто так, из врождённой вредности.


Кстати, тот самый поцелуй увязали со спектаклем же. Мануэлу назначили играть Ромео, она не справляется, фройляйн фон Бернбург осталась с ней порепетировать, изображая Джульетту, и... Я, кажется, спрашивал, как сделать прямолинейный сюжет оригинала ещё более прямолинейным? Забудьте - я уже жалею, что спросил.


А вот и сцена, где учительница объясняет ученице тонкости актёрской игры. В старом фильме это было прелестно. Здесь... мне кажется, или опять повеяло пепелком Адольфа Элоизыча?


Единственное, чем авторы нового фильма попытались усложнить сюжет - введением чего-то вроде любовного треугольника. Если бы эту тему развили, могло бы выйти годно, а так, как оно есть тут - получился непонятный клочок, непонятно зачем засунутый в историю и оборвавшийся ни на чём.


Эдельгард. Ну, то есть, героиня, которая тут её замещает и зовётся по-другому. Формально тоже блондинка, тоже костистая и даже вроде малость носатая - но не цепляет. Это, к сожалению, общий недостаток кастинга в новом фильме: в старом все актрисы были с яркой, харизматичной внешностью, запоминающиеся, а тут - какие-то унылые, типовые "актрисы пятидесятых".


А, ну и да - видеоряд. Нет, это вам не адовое зажигалово режиссёра с оператором, из которого не зазорно было потырить картинку и шестьдесят лет спустя. Это такое стерильненькое, ничем особо не выдающееся кинцо пятидесятых без единого запоминающегося кадра или ракурса. Унылое душераздирающее зрелище. Даже слизывая один в один отдельные кадры старого фильма (пусть и в зеркальном отражении), авторы каким-то чудом умудрились не выдать на экран ничего примечательного.


Итог? А чего там итог? Смотреть большого смысла нет. Если заинтересовала история - лучше обратиться к фильму 1931 года. Если интересует кино пятидесятых - есть масса гораздо более достойных наименований. И это всё, что я хотел сказать.


Текущий статус - 66.861
Tags: кино, трогательная женская дружба, тяжелоиллюстрированные обзоры: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments