Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

Малый сопровождения, номер первый

Отдельные товарищи, помнится, давно просили написать статью про танк Т-18 (более известный широким народным массам под обозначением МС-1). Вот, наконец, я и сподобился. Традиционно предупрежу, что никакого срыва покровов и эксклюзива здесь нет - просто пересказ своими словами в более-менее занимательной форме информации из педивикии да из хорошей книги Первые советские танки Свирина и Бескурникова.


В середине двадцатых годов двадцатого века перед советскими военными ребром встал вопрос о танках. Армии ведущих стран мира довольно споро обзаводились этими машинами, показавшими свою полезность на полях Первой Мировой, у нас же с ними дело обстояло глухо. Имелось некоторое количество танков английского и французского производства, доставшихся в качестве трофеев во время Гражданской, но они были изрядно устаревшими (так как были конструкциями, созданными во время всё той же Первой Мировой), вдобавок были сильно изношены и из-за отсутствия запчастей постепенно приходили в негодность. Стало ясно, что если срочно что-то не предпринять, то через пару-тройку лет бронетанковые силы Красной Армии перестанут существовать, самоликвидировавшись естественным путём, от старости. Из танков собственного производства в наличии имелся только "Рено Русский", но он не устраивал военных по целому ряду моментов. Во-первых, он был старым - французский Renault FT-17, копией которого он являлся, был, конечно, танком новаторским и определившим направление мирового танкостроения на годы вперёд, но семь лет спустя устарел уже по многим параметрам. Во-вторых, его характеристики были совершенно неподходящими для нормального использования на наших просторах - низкая скорость (меньше 9 км/ч даже по асфальту) и слабая надёжность делали невозможным его передвижение своим ходом на сколько-нибудь значимые расстояния, а большая масса (почти семь тонн) исключала переброску на грузовиках (у нас на тот момент машин грузоподъёмностью более трёх тонн попросту не было), соответственно, оставался только вариант перевозки железнодорожным транспортом, а железные дороги есть далеко не везде. В-третьих, как такового производства организовано-то и не было. Те пятнадцать машин, которые имелись, были собраны самым буквальным образом вручную и на коленке, с индивидуальной подгонкой деталей и кучей моментов, где работы выполнялись не по чертежам, а "по месту". Соответственно, разворачивать производство в любом случае пришлось бы с нуля.

В конце 1924 года были утверждены тактико-технические требования к лёгкому танку сопровождения пехоты, который должен был стать основой бронесил советской республики. Танк должен был иметь массу не более трёх тонн (чтобы его можно было возить в кузове грузовика), броня должна была составлять 16 мм (большое по тем временам значение, обеспечивающее полную защиту от некрупнокалиберных пуль на всех дистанциях обстрела), а скорость по шоссе - 12 км/ч. Вооружение - 37-мм пушка или пулемёт. Конструкторы занялись вдумчивым изучением иностранных машин с целью прикинуть, какая из них больше всего подходит под данные параметры и, соответственно, может быть взята за основу. Весной 1925 года ТТТ были пересмотрены - танк должен был нести одновременно и пушку, и пулемёт, для обеспечения этого разрешалось увеличить его массу до пяти тонн (грузовики соответствующей грузоподъёмности планировалось разработать или закупить в ближайшее время, чего в реальности, увы, не случилось). Около двух лет шли конструкторские работы, и в марте 1927-го на свет появился первый опытный образец танка, получившего название Т-16. Один из немногих случаев в истории человечества, когда итоговый результат в точности отвечал требованиям, заданным изначально. Масса - ровно пять тонн, броня - 16 мм везде (крыша и дно - 8 мм), двигатель мощностью 30 л.с. обеспечивал скорость движения до 16 км/ч по ровной твёрдой поверхности. Вооружение, правда, заводу предоставить не смогли, поэтому на испытания танк отправился без него. Интересно, что танк представлял собой конструкцию вполне оригинальную - хоть и напоминающую FT-17 (в те годы все лёгкие танки мира его напоминали, по понятным причинам), но всё-таки разработанную полностью самостоятельно, без копирования и подражания.

Т-16 во дворе киевского завода "Большевик" сразу после сборки.

Из-за заметно меньших размеров по сравнению с "Рено Русским" и, соответственно, меньшей массы, Т-16 был гораздо более подвижным, однако во время испытаний обнаружилось, что малая длина сильно затрудняет преодоление препятствий, особенно рвов и окопов. По итогам этого был создан усовершенствованный танк, получивший обозначение Т-18. Он не отличался от Т-16, в общем, ничем, кроме удлинённой ходовой части и более мощного (35 л.с.) двигателя. Причём удлинена ходовая была довольно кустарным образом и наспех - к носу корпуса приделали клёпаную коробку, на которую перенесли ленивцы (натяжные передние катки), и добавили ещё по одному опорному катку с каждого из бортов на вставленной наискось опоре. Изначально предполагалось, что это - мера временная, но все знают, что нет ничего более постоянного, чем временное. Когда испытания Т-18 оказались удачными, в производство он пошёл именно в таком виде - только удлинитель на носу поменяли с клёпаного на более простой в производстве литой. Вооружение для опытного Т-18, кстати, тоже не осилили подать, так что на испытания он вышел без пулемёта и с выточенным наспех макетом вместо пушки.

Опытный образец Т-18 на испытаниях.

Машину приняли на вооружение под официальным названием "Малый танк сопровождения образца 1927 г. МС-1 (Т-18)" и в феврале 1928 года отдали приказ о производстве.

Первый серийный экземпляр МС-1.


Схема компоновки танка МС-1 из руководства по эксплуатации.

К осени 1929 года первые тридцать танков были готовы - они приняли участие в парадах в честь 7 ноября в Москве и Ленинграде. Обставлено это было с большой помпой и, собственно, не без причины - всё-таки первые танки полностью отечественной конструкции и стопроцентно отечественного производства. Даже речёвка специальная к празднику придумана была: "Гони империализма гиену, могучий рабочий класс! Вчера были танки лишь у Чемберлена - а нынче есть и у нас!"


Танки МС-1 на параде 7 ноября 1929 года в Москве.
Пушки найти удалось, а вот с пулемётами до сих пор была напряжёнка, поэтому пулемётные амбразуры всех машин пусты.


Тогда же, в ноябре 1929-го, танки приняли участие в уже месяц как идущем конфликте на КВЖД. Рота в составе десяти МС-1 была отправлена на Дальний Восток. Один танк разбили при разгрузке, и его пришлось пустить на запчасти. Остальные девять начали выдвигаться на исходные позиции, однако из-за долбоебизма местного командования заблудились и рассеялись. Сами посудите - неопытные экипажи отправили в ночь по незнакомой местности, не выделив им проводника, не снабдив картами и даже толком не заправив. Кроме того, у танков даже боекомплекта не было. Как бы то ни было, в назначенный район к требуемому времени правдами и неправдами прибыли четыре танка, которые были дозаправлены, получили боеприпасы и приняли участие в атаке на китайские позиции. Другие две машины встретили наших пехотинцев на совсем другом участке, где применение танков вовсе не предполагалось, и также помогли им в атаке. Ни снарядов, ни патронов они не имели, но всё равно оказались полезны: во-первых, пехота использовала их в качестве подвижных укрытий от огня обороняющихся, а во-вторых, китайские солдаты, ничего такого доселе не видавшие, сильно впечатлились зрелищем и при приближении танков начали оставлять позиции. На следующий день рота воссоединилась, но так как два танка к тому моменту поломались, то осталось всего семь. Они продолжали воевать и добились довольно неплохих результатов. В целом, оценка военными танков по итогам кампании была положительной. Были, конечно, отдельные реплики о том, что "не стоит тратить народные деньги на эти дорогостоящие игрушки, лучше пустить их на производство бронеавтомобилей и бронепоездов", но по большей части отзывы были благожелательными. Отмечалось, что броня танков очень хороша и обеспечивает полную неуязвимость от огня винтовок и пулемётов (за всё время операции ни один танкист не был ранен или убит, ни один танк не был выведен из строя противником - два получили лёгкие повреждения от ручных гранат, но были быстро восстановлены). Упоминался серьёзный психологический эффект оказываемый самим фактом присутствия танков на поле боя - как на своих бойцов, так и на вражеских. Из недостатков больше всего жаловались на хреновую проходимость танков - чаще всего успешному развитию атаки препятствовало не сопротивление противника, а банальный оборонительный ров. Вооружение тоже подверглось критике - короткоствольная 37-мм пушка ПС-1, чей фугасный снаряд содержал всего сорок граммов взрывчатки, а бронебойный не содержал её вовсе, являясь, по сути, просто большой пулей, была совершенно непригодна для борьбы с полевыми укреплениями и даже находящуюся на открытой местности пехоту поражала с трудом. Многие командиры говорили, что пушку надо убрать вообще, поставив вместо неё второй пулемёт - пулемёты показали себя вполне удачно.

МС-1 на КВЖД.

Собственно, даже и без этого было совершенно очевидно, что при создании танка были допущены некоторые просчёты (вполне понятные, если учесть полное отсутствие практики в этом направлении), и его надо менять на более совершенный образец. Таким должен был стать танк Т-19, заказанный ещё летом 1929-го, но его разработка затягивалась, поэтому постановили пока обойтись модернизацией того, что есть. На Т-18 решили установить длинноствольную 37-мм пушку, которая была бы более пригодна для борьбы с бронетехникой, чем имеющаяся, рацию и более мощный двигатель. Попутно планировалось усилить ходовую часть, поставив новую гусеницу. Так как длинноствольная пушка имела заметно больший вес, для уравновешивания башни в ней сделали кормовую нишу (там предполагалось разместить рацию). Пушка, однако, так и не взошла, поэтому новые танки вооружали всё той же старенькой короткоствольной ПС-1. Рация в нишу не влезла, так что на неё махнули рукой, тем более, что её цена и надёжность были крайне далеки от желаемых. Более мощный двигатель, вы будете смеяться, также не случился по ряду технических причин. В итоге, машина, названная "МС-1 образца 1930 г.", от предыдущей версии отличалась, по факту, только новой гусеницей (более простой в производстве и надёжной) да увеличенным боекомплектом (пустующую нишу для рации приспособили для дополнительного запаса снарядов и патронов). Ну и пулемёт поменяли, поставив вместо 6,5-мм двуствольного пулемёта Фёдорова более новый и совершенный 7,62-мм ДТ.

МС-1 образца 1930 года выгружаются с поезда. Хорошо видна новая гусеница (и новые ведущий и натяжной катки для неё), а также башня с нишей.

Новая версия танка находилась в производстве до конца 1931 года, после чего была сменена танком Т-26 (в девичестве - британским "Виккерсом шеститонным") - после того, как проект Т-19 заглох, похоронив сам себя под грудой переделок и улучшений, загоняющих сложность и стоимость конструкции в небесные дали, было решено, что оригинальные отечественные разработки это круто, но танки требуются прямо сейчас, поэтому имеет смысл купить иностранную лицензию. Оставшиеся же МС-1 (а их было произведено в итоге более девятисот) оказались не сильно нужны и тихо доживали свой век во вторых рядах.

МС-1 на учениях, 30-е годы.

В сердцах народонаселения они, однако, успели оставить яркий след по причинам, упомянутым выше. Не остались в стороне и художники.

Пётр Шухмин, "Танкисты" (1928 г.) - с датой история странная, так как на картине изображены машины образца 1930 года.


Василий Сварог, "Атака" (1930 г.) - очень вархаммеровская картина, чисто Имперская гвардия в бою же. Танки из-за ракурса кажутся гораздо больше и внушительнее, отметьте.


Екатерина Зернова, "Танки" (1931 г.) - тут малюткам МС-1 придали вообще такой исполинский размер, что даже немножко смешно становится.

В попытках что-то сделать с устаревшими машинами, их пробовали разнообразными способами улучшать. В первую очередь переделкам подвергалась тяжёлая и сложная в обслуживании ходовая часть. Так, в 1933 году был выдвинут проект танка под названием МС-1а - это был всё тот же старый добрый МС-1, но детали ходовой заменялись на взятые с танка Т-26. Предполагалось, что это повысит скорость и увеличит плавность движения (и последнее позволит вести прицельный огонь на ходу). При испытаниях выяснилось, что ходовые качества, напротив, понизились - танк раскачивает ещё больше, чем оригинальный, а при движении по неровной местности тележки и катки, рассчитанные на танк совсем другого размера, заклинивают друг друга.

МС-1а на испытаниях.

В 1937 году в рамках общей программы модернизации устаревшей бронетехники был создан проект танка Т-18М. Основной его особенностью было использование двигателя ГАЗ М-1 мощностью в 50 л.с., трансмиссия и некоторые детали ходовой части использовались от плавающего танка Т-38. Сильно переделали башню, убрав кормовую нишу и пристроив сверху вентиляционно-обзорный колпак новой конструкции. Находящийся в задней части корпуса "хвост", помогавший преодолевать рвы и окопы, демонтировали ввиду его малой полезности. Мощный двигатель и уменьшившаяся масса давали надежду на существенное увеличение проходимости и подвижности танка. Вооружение также предполагалось улучшить, установив вместо короткоствольной пушки ПС-1 более мощную длинноствольную Б-3 (её, как мы помним, хотели ставить ещё на танки образца 1930 года). Один экземпляр танка был переоборудован из взятого со склада МС-1 (правда, без замены вооружения) и успешно испытан, но в итоге пришли к выводу, что овчинка не стоит выделки - затраты на переоборудование почти равны цене производства нового лёгкого танка, а прирост в боевых качествах выходит крайне скромным.

Т-18М на испытаниях.

Второго марта 1938 года танк МС-1 был снят с вооружения, и все оставшиеся к тому моменту в войсках экземпляры (а таковых числилось 862) отправились в распоряжение укрепрайонов. Большая их часть была изношена до крайности, поэтому переделывалась в неподвижные огневые точки путём демонтажа ходовой части, двигателя и трансмиссии, остальные должны были применяться как есть, на ходу. Ввиду того, что практически все танки были без пушек (они в начале тридцатых массово изымались для вооружения двухбашенных версий Т-26), их перевооружали спаренными установками пулемётов или 45-мм пушками.

МС-1 вооружённые 45-мм пушками, лето 1941 года.

На момент начала Великой Отечественной в войсках по документам числилось 160 танков МС-1 (в основном - неисправные) и 450 огневых точек на их базе, подавляющее большинство - на западной границе. О боевом применении информации крайне мало, понятно только, что практически все они были потеряны в первый месяц войны. Некоторое количество огневых точек на базе МС-1 присутствовало на Дальнем Востоке, там они в тишине и спокойствии прослужили до начала пятидесятых. Самое последнее документально зафиксированное свидетельство наличия МС-1 в боевой части относится к битве за Москву - на февраль 1942 года в штате 150-й танковой бригады числились три танка МС-1.

Иллюстрация из немецкого справочника для опознания бронетехники, выпущенного в 1941 году.

До наших дней дожили только дальневосточные МС-1, а так как они все были без ходовой части, то именно с ней основная беда и наблюдается у всех без исключения музейных экземпляров. Восстанавливают её спустя рукава, абы как, и в чертежи и документальные фотографии, такое ощущение, вообще не смотрят. Ещё весьма характерно, что отчего-то часто путают местами пушку и пулемёт, а в качестве пулемёта норовят воткнуть спаренную установку ДТ весьма фантазийного вида. Увидеть вживую нормальный МС-1 в его историческом виде на данный момент, увы, нельзя нигде.

МС-1 в Кубинке. Ходовая более-менее похожа, но вооружение перепутано местами и вместо одного ДТ поставлены два.


МС-1 на открытой площадке Центрального музея Вооружённых Сил. Вооружение ок, но ходовая - лютый ад.


Огневая точка на базе МС-1, музей на Поклонной горе. Всё нормально, но пушка слишком уж криво и бутафорски сделана.

Ещё несколько лет назад МС-1 мало кто знал - ну разве что прилежные читатели журналов Техника - молодёжи и Моделист-конструктор доперестроечных времён. Однако всё поменялось, когда пришли они. Танчики, сиречь World of Tanks. МС-1 в них явлется машиной первого уровня советской линейки, и именно с него начинают путь в игру все, кто советские танки решит хотя бы попробовать. В среде игроков танк приобрёл некоторый даже культовый статус - для своего уровня он весьма хорош, особенно радуя мощной топовой пушкой, поэтому многие бывалые игроки любят зажигать на нём в "песочнице", гоняя нубов. Ходовая часть у танка в игре, отметим, ранней версии (видно по ведущему катку), гусеница же - поздней.


Вот таков вот танк Т-18, он же МС-1. Самый первый полностью отечественный. Выпущен массово (956 экземпляров, что весьма много даже по более поздним меркам), в течение нескольких лет составлял костяк наших бронетанковых войск. Да, он устарел уже на этапе начала производства - но тогда танки переживали период бурного развития, так что устаревали стремительно во всех странах. Зато МС-1 - единственный удачный результат "танковой программы" 1924 года - там же помимо требований к лёгкому танку сопровождения пехоты были требования и к среднему ("крейсерскому"), и к танкетке, но ни то, ни другое, так и не взлетело, несмотря на массу усилий и кучу потраченных ресурсов. Достойная машина, честно сослужившая свою службу в меру возможностей и обстоятельств.


Текущий статус - 66.861
Tags: внимание - танки!, история, лекции по занимательной бронетехнике, мир цистерн, шизомилитаризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments