Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

К вопросу о бронедрезинах

Сегодня совершенно случайно вспомнил про одну на удивление интересную и дизельпанковую серию отечественных бронемашин и, соответственно, решил про неё рассказать - вдруг кто не в курсе. Речь о машинах БАД (боевая автомобильная дрезина). Началось всё с того, что в ленинградской шараге в 1931 году разработали и успешно испытали комплект для постановки на рельсы автомобиля Ford AA (производился у нас под названием ГАЗ-АА, в народе больше известен как "полуторка"). Комплект представлял собой металлические колёса, которые, надеваясь на ступицы грузовика вместо штатных, позволяли ему ездить по рельсам. Процесс переобувания занимал менее получаса - быстрее, чем перекидать груз из кузова в вагон, к тому же ни вагона, ни паровоза не надо. На волне успеха решено было разработать бронеавтомобиль с аналогичным принципом движения - его назвали БАД-1. Он базировался на шасси той же полуторки, корпус его был построен из 6-мм брони (в наиболее важных местах - 10 мм, в наименее важных - 4 мм), вооружение состояло из трёх пулемётов: два в двух башнях, один в лобовом листе. Помимо возможности ездить как по обычным дорогам, так и по железным, БАД-1 имел ещё пару любопытных особенностей. В частности, в задней стенке корпуса у него устанавливалась аппаратура для постановки дымзавесы (весьма хайтек-штуковина по тем временам), а сзади имелись опускающиеся крюки-захваты для растаскивания завалов и баррикад без выхода экипажа из машины.

Бронеавтомобиль БАД-1 - сзади хорошо видны крюки для растаскивания завалов, поднятые к бортам.

Машина в целом понравилась, и её даже приняли на вооружение, отдав пограничникам Ленинградского военного округа. В серию, однако, пускать не стали, так как сочли шасси слишком слабым, да и вооружение, состоящее из одних пулемётов, для 31-го года было как-то совсем уж некомильфо. Единственный построенный экземпляр БАД-1 пару раз появлялся на парадах в Ленинграде, а что с ним стало потом - увы, неизвестно.

БАД-1 на рельсовом ходу

Полноценной усовершенствованной версией должен был стать бронеавтомобиль БАД-2. Он был разработан в начале 1932 года и базировался на шасси трёхосного грузовика Ford Timken. Броня осталась той же (опытный экземпляр, правда, построили из неброневой стали), а вот вооружение усилили - в передней башне вместо пулемёта располагалась 37-мм пушка. Для повышения проходимости на задние колёса могли надеваться резиновые ленты, превращая бронеавтомобиль в некое подобие полугусеничника.

БАД-2 с надетыми на задние колёса лентами-гусеницами.

У БАД-2 были не только колёса, почти-гусеницы и железнодорожный ход. Это был ещё и первый советский плавающий бронеавтомобиль, кроме того - полностью отечественной конструкции, а не подражание западному образцу, как, например, первый советский плавающий танк Т-37. Плавал БАД-2, правда, довольно так себе - из-за больших размеров и угловатых очертаний корпуса скорость и управляемость на воде оставляли желать сильно лучшего. Кроме того, в конструкции не было предусмотрено водяного руля - предполагалось, что его роль смогут успешно исполнять передние колёса, поворачиваемые при помощи баранки, как и при езде на суше. Предположение оказалось, как и можно было ожидать, чрезмерно оптимистичным. Тем не менее, несколько раз БАД-2 плавал публично, в том числе и при довольно свежей погоде, неизменно впечатляя этим зрителей.

БАД-2 на плаву.

Проходимость, паче чаяний, оказалась хреновой как с лентами, так и без них. А ещё при движении очень сильно перегревался двигатель. После испытаний в конструкцию броневика были внесены мелкие улучшения, и в таком виде он более-менее устроил военных, хоть всех проблем машины решено не было.

БАД-2 на рельсовом ходу.

В общем, было решено делать третий вариант, ещё более улучшенный. Однако проектирование БАД-3 сильно затянулось (и о том, каким он предполагался, нам ныне, увы, ничего неизвестно). Соответственно, одобрили запуск в серию БАД-2 - мол, лучше плохонький броневик сейчас, чем хороший неизвестно когда. Было запланировано к постройке 25 штук, но по ряду причин, среди которых не последнее место занимала дороговизна и сложность изготовления корпуса прихотливых очертаний, производство задерживалось, а потом и вовсе было отменено. БАД-2, как и БАД-1, остался в единственном экземпляре. По некоторой информации, его разобрали в конце 1933-го, но точно судьба машины неизвестна. Всё, что осталось от этих любопытных и по-своему красивых броневиков в истории - лишь пригоршня фотографий.

БАД-1 и БАД-2 на первомайском параде в Ленинграде, 1933 год.

Текущий статус - 66.898
Tags: dieselpunk, внимание - танки!, история, лекции по занимательной бронетехнике, шизомилитаризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →