Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

О ступенях, шпионах и инновациях

Игра The 39 Steps (39 ступеней) критиками вполне обласкана за инновационность. На странице в магазине стима пишут про "невиданную прежде механику, соединяющую в себе игру, фильм и книгу". Купившись на это, а также на смешную цену по скидке, купил. Поиграл. Ну, что могу сказать - ни критики, ни те, кто писал текст для стима, не играли в визуальные романы. Потому как визуальным романом эта игра и является - японцы такие уже почитай как четверть века делают, выпуская чуть не по сотне в год. Всё то же самое - читаем текст, смотрим иллюстрирующие его картинки, на заднем плане играет приличествующая моменту музыка и звучат соответствующие звуковые эффекты (скрип двери, шум толпы на улице и т.д.), некоторые ключевые диалоги озвучены. Собственно, игра, на самом деле, есть "визуальный роман" в самом прямом смысле слова - авторы взяли культовый шпионский роман The 39 Steps, написанный в 1915 году Джоном Бакеном (помимо прочего он, например, послужил источником вдохновения для Яна Флеминга, когда тот задумывал свою серию книг о Джеймсе Бонде), и с максимальным сохранением оригинального текста перенесли его в формат такой вот полуинтерактивной книжки с картинками. Бережное отношение к первоисточнику, с одной стороны, радует, так как позволяет ознакомиться с книгой максимально аутентично (в известной экранизации Хичкока, вышедшей в 1935 году, сюжет, например, заметно переделан), с другой же - не очень, так как обозначает полную линейность происходящего. В терминах жанра visual novel это именуется kinetic novel - от игрока не зависит ровным счётом ничего, решений принимать не надо, сюжетная линия одна и концовка тоже одна. Сюжет, однако, в любом случае увлекателен и захватывающ (да, я книжку не читал, поэтому получил отдельное удовольствие от разворачивающейся интриги), картинки красивы, а озвучка большей часть качественна (хотя в паре-тройке мест актёры таки недоигрывают). Под катом - чуть более подробно и с картинками.


Значительную часть времени игрок (читатель) будет наблюдать на экране вот это: красиво нарисованный задник в стиле картин маслом и всплывающий кусочками текст. Текст оформлен красиво - то вылетает из-за края экрана, то "проявляется" из пустоты, делает это сразу или по кускам. И, главное, это всегда в тему и соответствует характеру происходящей ситуации. Правда, переключение вперёд и назад по тексту сделано странновато: чтобы увидеть следующую фразу, надо описать мышкой круг по часовой стрелке (впрочем, как я обнаружил примерно на середине прочтения, можно и просто щёлкнуть левой клавишей), а чтобы вернуться к предыдущей - круг против часовой (и только так). А когда смысловой отрывок заканчивается (о чём сигнализирует жёлтый ромбик в конце строки), продвинуться дальше можно только левым кликом. Странная система.


Когда главный герой в панике или растерян, строчки начинают тесниться, заваливаться, проявляются вперемешку, то сверху, то снизу, то сбоку. На фоне звучит затравленное дыхание героя и тревожная музыка - очень атмосферно и способствует погружению.


В визуальных романах японского типа фоны обычно повторяются, их немного, а основной акцент сделан на портреты персонажей. Здесь ровно наоборот - фонов огромное количество, практически все они уникальны и повторяются крайне редко, вдобавок анимированы (мелкие оживляющие детали типа дыма из трубы, кружащих в небе птиц или развевающегося флага), персонажи же появляются на экране редко, и то в виде полупрозрачных силуэтов.


Посмотреть, как выглядят те или иные персонажи (а также сюжетно важные предметы) можно в отдельном меню "Cards". Там располагаются, как несложно понять по названию, карточки - на лицевой стороне размещена картинка, а на оборотной - поясняющий текст - чтобы перевернуть карточку, по ней нужно щёлкнуть мышкой.


Иногда вместо простой перемотки текста и наблюдения за сменой картинок игроку (читателю) дают пощёлкать по активным зонам, словно в квесте. В большинстве случаев эти зоны отчётливо выделены ромбиками с подписями, так что пиксельхантингом заниматься не придётся. И зона эта обычно одна на весь экран - на слайде ниже один из считанных примеров обратного.


Бывает, правда, и посложнее - экраны, где активных зон несколько, и они не выделены ромбиками, а подсвечены жёлтым, причём не очень броско. То есть, проблем, конечно, всё равно никаких, находятся они за раз, но при этом таки чувствуешь себя в некоторой мере участником происходящего. С этими же экранами связаны и те два с половиной элемента нелинейности, которые есть: некоторые предметы неважны для сюжета, и можно перейти к следующей сцене, не пощёлкав по ним, но если не пощёлкаешь, то, во-первых, не услышишь некоторых реплик героя, касающихся них, а во-вторых, не получишь соответствующую ачивку за осмотр всего.


В нескольких ситуациях надо будет сыграть в мини-игру, вычерчивая мышкой нужные жесты в нужной последовательности. Чистая проформа - ограничения по времени нет и за неверное движение не следует никакого штрафа. Погружению, опять-таки, способствует - не просто прокликиваешь странички зашифрованного блокнота, например, а как будто сам руками их перелистываешь.


Воспоминания главного героя или его оценка ситуации часто, чтобы не загромождать основной текст, выносится в отдельные "справочные" мини-эпизоды, где игрок (читатель) может не торопясь ознакомиться с информацией. Самая близкая аналогия - вставки из досье персонажей в Семнадцати мгновениях весны.


Повествование разбито на эпизоды на 15-20 минут прохождения каждый. Любой из уже открытых можно выбрать в меню и перепройти. Причём внутри каждого эпизода имеется с полдюжины чекпойнтов, так что можно выбрать буквально вплоть до сцены. Помимо этого, имеется и традиционное сохранение, названное "закладками" (bookmarks). Очень удобная система, я считаю.


Пейзажи. Эх, не устану радоваться здешним пейзажам. По итогам прохождения аж захотелось в Шотландии побывать...




Стоит ли оно того в итоге? По лично моему мнению - да, вполне. Триста рублей - это цена книги или диска с фильмом. и за эти деньги мы получаем, собственно, хорошую книгу (или, если угодно, красивый фильм) на четыре часа нескучно проведённого времени. Разработчики обещают продолжить выпуск адаптированных подобным образом произведений, и я уже жду, что же они выкатят нам в следующий раз.


Текущий статус - 66.898
Tags: visual novel, виртуальность, слоупок-ревю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments