Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

О космических станциях, политике и месте в истории

Sleep with the devil and than you must pay.
Sleep with the devil - the devil will take you away...
(Rainbow, Gates of Babylon)

Ну вот и случилось то, о чём меня так долго просили - я написал обзор на сериал Babylon 5. Честно признаюсь - в те времена, когда его смотрели все (то бишь, когда его крутили у нас по телеку), я видел всего десяток серий вразнобой, и потому, хоть мне в целом и понравилось, но сколько-нибудь полноценного впечатления я составить не смог. И только относительно недавно моя возлюбленная супруга, которая как раз-таки помнит и любит Вавилон с тех самых допотопных времён конца девяностых, показала его мне по порядку и целиком. Я проникся. И написал этот обзор (пусть мне и потребовался на его сочинение почти год времени). Правда, так как к моменту начала просмотра я уже окончательно треканулся, смотрел я на сериал именно что через призму Star Trek, и в обзоре это, звиняйте уж, будет местами сквозить.

Всё началось с того, что в 1993 году студия Warner Bros захотела себе собственную телесериальную космооперу. У конкурентов из Paramount был в самом разгаре показ Star Trek: The Next Generation, завоевавшего бешеную популярность, деньги лились рекой, рейтинги зашкаливали в небеса, и было абсолютно понятно, что жанр высокобюджетного приключенческого пыщь-пыщь про космос, звездолёты и причудливых инопланетян народными массами востребован. Соответственно, боссы Warner немедленно восхотели себе чего-нибудь примерно такого же, шоб тоже красиво, пафосно и про космос, и при этом желательно подешевле. Но, разумеется, шоб оно не выглядело малобюджетным, и шоб народ от него пищал в экстазе так же, как от похождений капитана Пикара и компании. В это самое время мимо, по счастливому совпадению, пробегал Джозеф Майкл Стражински - писатель, сценарист и интернет-задрот. И так уж вышло, что у Стражински была концепция давным-давно, ещё в конце восьмидесятых, задуманного им фантастического сериала про космическую станцию "Вавилон 5", висящую на пересечении торговых и прочих путей и служащую дипломатическим представительством ведущих разумных рас Галактики. Полный готовый набор: глобальный сюжет, расписанный от начала и до конца, сценарии всех серий для первого сезона, концепт-арт и прочее. Так как основной причиной раздувания бюджетов сериалов обычно является нехватка предварительного планирования, когда сценарий дописывается "на лету", и начинает требовать всё больше актёров, декораций и реквизита, полностью проработанный план Стражински обещал траты гораздо более умеренные, что пришлось руководству студии по душе. Быстро ударили по рукам, и работа закипела. Так родилась легенда, о которой я в меру скромных способностей и расскажу. Подробности (почти без спойлеров) и картинки - под катом.


На родине у себя, как ни странно, сериал особой популярностью не пользовался ни в момент показа (рейтинги колебались от "хреново" до "посредственно"), ни позже. А вот за рубежом дело обстояло иначе. Известно, что в Британии, например, он просто взорвал чарты, став одним из самых высоко оценённых зрителями сериалов не-британского производства за всю историю. На территории бывшего Союза он обрёл статус и вовсе культовый - по многочисленности, дотошности и шумности фанатов Вавилона у нас могут превзойти разве что фанаты Звёздных войн. Вероятно, дело в том, что именно Вавилон 5 стал у нас самым первым из произведений подобного рода - показ The Next Generation начался несколькими годами позже, а всякие Лексы и Андромеды, помимо того, что также вышли у нас позже, были слишком упороты для массового зрителя, и потому остались довольно нишевыми. Работала и обратная связь: благодаря популярности сериала, он стал чуть ли не первым, появившимся в официальной продаже на кассетах, озвученный на русском нормально, а не пиратом с прищепкой на носу, как это было традиционно в конце девяностых, вышли также и полнометражки, и даже кассеты дополнительных материалов, появилась в продаже книга Место действия - "Вавилон 5" - справочник фаната, рассказывающий о сериале, его создании, о том, что осталось за кадром и т.д. Всё это, будучи порождено популярностью у зрителей, в свою очередь увеличивало количество заинтересовавшихся и приводило к росту фанатского сообщества. Именно благодаря этому даже в современных интернетах среднестатистический русскоязычный пользователь на Star Trek отреагирует скорее всего "а, ну типа да, сериал такой про космос, слышал про него что-то", а при упоминании Babylon 5 подавляющее большинство ответит как минимум "смотрел по телеку, ага, неплохо так", а скорее даже и "помню-помню, мне понравилось".


Одно из основных отличий Вавилона 5 от подавляющего большинства прочих космооперных телесериалов, включая все Стар Треки - это то, что он написан одним человеком. Это, знаете, сразу чувствуется, и имеет как достоинства, так и недостатки. Из ста десяти серий Стражински написал сценарии к девяносто двум, только восемнадцать серий были отданы на исполнение другим сценаристам. В третьем-четвёртом сезонах он был сценаристом пятидесяти девяти серий подряд (мировой рекорд, если память мне не изменяет), а пятый сезон написал целиком, кроме одной серии (восьмой), то есть 21 из 22 серий. Также, из шести полнометражек Вавилона Стражински написал четыре. Назвать всю франшизу иначе как его личным творением не получится при всём желании. Плюсы понятны и очевидны: связный глобальный сюжет, который устойчиво развивается на протяжении всех серий, от начала и до конца, отсутствие стилистических метаний, а также провисов и дыр в логике мира, которые возникают, когда каждый из десятка сценаристов пишет в меру своего понимания канона и его трактовки. В этом смысле Вавилон 5 близок к современным "фильмосериалам", упирающим на единство сюжета, типа Игры престолов. Недостатки тоже на поверхности: так как каждый человек склонен к определённому, характерному именно для него, взгляду на мир, любое произведение несёт на себе отпечаток авторской личности. Если с относительно короткими произведениями это ещё нормально прокатывает, то длиннющие саги на сотню с лишним часов экранного времени - уже немного не то. Единство авторских трактовок разнообразных моральных и психологических вопросов, сделанных в самых разных сюжетных ситуациях и устами самых разных героев, начинает смотреться несколько неестественно и отдавать морализаторством. В этом случае большой авторский коллектив обеспечивает более естественно выглядящее разнообразие экранных характеров и сюжетных поворотов.


Космос в Вавилоне 5 отличается от того, что мы привыкли видеть в большинстве космоопер. Авторы пытались насколько возможно соблюсти правдоподобие. Корабли маневрируют с учётом инерции и ньютоновских сил, звуки не слышны, искусственная гравитация на борту кораблей и самой станции "Вавилон 5" достигается вращением, ну и т.д. Это, правда, только у землян - большинство прочих разумных рас достигло, по сюжету, заметно более высокого уровня развития, поэтому у них есть и безынерционные движки, и антигравы и прочая технология, граничащая с магией.


Если в Star Trek космос - это океан, то в Вавилоне 5 космос - это небо. Отсюда большая разница в стилистике. В Треке - огромные многопалубные корабли с десятками, а то и сотнями офицеров и матросов, округлые иллюминаторы в бортах, спасательные шлюпки, планеты в качестве неизведанных островов и "встаём на стандартную орбиту", которое отчётливо читается как "отдать якоря". И звездолётчики - они именно флотские. Военные, торговцы, пираты - но неизменно флотские. Со своим специфическим взлядом на мир и сквозящим везде между строк классическим "Ходить по морю необходимо, жить необходимостью не является". Вавилон смотрится так, будто его снимали лётчики. Тесные помещения кораблей, заполненные кабелями и трубопроводами - как нутро бомбардировщика Второй Мировой. Маршруты, исчисляемые часами, а не сутками и неделями, как в Треке. Звездолёт - не дом, не обитель, не "У меня уже есть женщина - её зовут "Энтерпрайз", а просто транспортное средство. Да, ты проводишь в нём долгие часы, ты в нём воюешь, рискуешь жизнью, лезешь к чёрту на рога в неисследованные дали - но живёшь ты на земле. Молниеносные адреналиновые "собачьи свалки", словно в небе над Ла-Маншем или Сталинградом, вместо неторопливого маневрирования и "батареи левого борта - пли!" Отмороженные лихие парни и девчонки, которым не хватает только кожаных шлемов, курток на меху и очков-консервов. Привязные ремни в кабине и экипажи, редко превышающие полдюжины человек. Без пяти минут дизельпанк.




Впоследствии, сезоне где-то в третьем, эстетика сериала таки удрейфовала от авиации тридцатых-сороковых в сторону более традиционного "капитан сидит в кресле, закинув ногу на ногу, а вокруг за пультами трудятся офицеры". Честно говоря, мне это не очень понравилось - от весьма интересного и оригинального антуража произошёл откат в область космооперных банальностей, которые мы и до этого, и после, видели много где.


Отдельные товарищи, помнится, говорили, что всё в сериале хорошо, но вот его религиозную направленность они переварить не могут. Не знаю. Посмотрев Вавилон, не увидел ничего особо религиозного - скорее, наоборот, антиклерикализм вполне явственный проскакивает. Но тут, наверное, вопрос индивидуального восприятия.


Одной из технических особенностей сериала является широкое использование компьютерной графики, что в начале девяностых для телевидения ещё было в новинку. Ключевые помещения, разумеется, сделали в виде реальных декораций, как и принято, но большое количество сцен, особенно подразумевающих сложные и/или большие задники, сняли путём наложения актёров и предметов, с которыми они непосредственно взаимодействуют, на компьютерный фон. Смотрится очень похоже на заставки к компьютерным играм того же времени - только сделано, по понятным причинам, заметно более старательно и качественно.


Эпичные космические битвы заметно более многочисленны, чем, допустим, в том же Треке, и сняты не в пример более динамично (именно со спецэффектовой точки зрения - режиссура в обоих случаях плавает от и до).


Компьютерную графику к первому сезону рисовали, если память мне не врёт, чуть ли не на домашнем ПК самого Стражински, ну или на чём-то, не сильно превосходящем по мощности средний домашний ПК начала девяностых - со всеми вытекающими последствиями. То есть, получилось неплохо, но видно что (а) спецэффекты малобюджетные и (б) художники всеми силами старались этого не показать. Дальше пошло бодрее, денег дали больше, и к четвёртому сезону графон стал уже вполне себе ого-го.


Ну и о людях таки. Потому что главное в любом произведении - это его герои. На станции "Вавилон 5" за время сериала сменилось три командующих. Первый - Джеффри Синклер. Глядя на него, я понимаю, с кого писали капитана Арчера из Энтерпрайза. Политик, лидер, собиратель земель. Человек, за которым идут.


Ему на смену во втором сезоне пришёл Джон Шеридан. Совершенно типичный Кирк, которого начальство решило запихнуть на канцелярскую должность, чтоб не портил статистику и не привлекал неприятности. Итог оказался довольно предсказуем - Кирк без приключений существовать не может, поэтому если лишить его возможности лететь навстречу приключениям, пересадив с крейсера "Агамемнон" на неподвижно висящую станцию, приключения придут к нему сами. Карма такая.


Один офигенно древний и неизмеримо мудрый инопланетянин, существующий с начала времён и знающий всё на свете, так прямым текстом и сказал о Шеридане: "Видел одного - видел их всех". Всё верно - Кирк он и есть Кирк. Весёлый, простой и отмороженный на всю голову покоритель пространства и времени, меняющий реальность своей несгибаемой непрошибаемой волей. И если кто-то думает, что потыкав Кирку в лицо дулом он что-то изменит, он может так больше не думать. Потому что кирки не боятся. Они вообще ничего не боятся. Там, где обычный человек видит опасность, Кирк видит проблему, которую будет интересно решить - и решает её. В большинстве случаев - успешно, потому что не представляет иного исхода событий, а реальность, как мы помним, прогибается под волей Кирка.


Правда, коварный Стражински заставил Шеридана заниматься делами, для Кирка совершенно не свойственными. В обзоре на Энтерпрайз я писал, что государства Кирку не построить - а в Вавилоне ему пришлось заниматься, помимо прочего, именно этим. Но Шеридан, как и любой нормальный Кирк, не верит в безвыходные ситуации - и поэтому взялся за дело со всем пылом и ответственностью. И даже по большей части преуспел.


В конце сериала на смену Шеридану пришла Элизабет Локсли. Как ни смешно, но она - тоже Кирк, только в юбке. Фигурально, разумеется, так как по форме женщинам в местном будущем полагаются брюки, как и мужчинам. Увы, толком себя ничем проявить не успела, но и отторжения не вызвала (по крайней мере, лично у меня).


Сьюзан Ивáнова - русская еврейка с английским именем и болгарской фамилией. Старший помощник начальника станции. Замечательная женщина со стальной хваткой, грозным голосом и правильным пониманием ситуации. К последнему относятся, помимо прочего, такие милые мелочи как личные каналы доставки на станцию алкоголя и секретная, расположенная в неизвестном никому, даже начальнику станции, месте личная грядочка с кофе. Ну и сверху к этому бонусом - непередаваемая чисто русская смесь тотального похуизма с не менее тотальным "за всё на свете ты в ответе". Чудесная женщина, побольше бы таких.


Она, кстати, таки да. В смысле, это именно то, о чём вы подумали. Тема совершенно не педалируется, и вообще присутствует парой намёков, но внимательному зрителю хватит и одной мимолётной сцены.


На слайде выше с Ивановой - Талия Винтерс, штатный представитель Пси-Корпуса, организации землян-телепатов, на борту "Вавилона 5". Вторая (после, собственно, Ивановой) любимая мной женщина в этом сериале. Это именно из-за неё у меня в своё время образовался фетиш на тонкие чёрные перчатки.


Я, простите, отойду за салфетками, у меня кровопотеря.


Майкл Гарибальди, шеф безопасности станции. Любитель винтажных мультиков и запойный алкоголик. Отличный сыскарь-одиночка, но совершенно никчёмный руководитель службы безопасности. Когда ему надо действовать самостоятельно, ни за кого не отвечая, справляется замечательно, но управлять большой системой неспособен. Поэтому-то на станции вечный бардак с криминогенной обстановкой - контрабанда, нелегальное оружие и всякое такое.


Доктор Стивен Франклин, главврач "Вавилона 5". Типичный интеллигент, склонный к рефлексии и самокопаниям на тему "тварь ли я дрожащая или вообще ни на что не годен?" Работу свою выполняет ответственно (до тех пор, пока на него не накатывает всерьёз), но в общении бывает непрост.


Посол Деленн, представительница высокоразвитой и высокодуховной цивилизации минбарцев. Существует в неком идеальном высшем мире, где все проблемы можно решить благим намерением и добрым словом, из-за чего периодически и страдает. Женщина в целом хорошая и добрая, но держать её от объективной реальности лучше подальше - в противном случае плохо будет и ей, и реальности.


Посол Г'Кар, представитель нарнов, сурового и воинственного народа. Один из самых привлекательных персонажей во всей истории, харизматичный лидер, мыслитель и визионер.


Посол Лондо Моллари (справа) и его помощник Вир Котто - они представляют на станции Центаврианскую Республику. Кстати, ещё одно отличие сериала от классических космоопер - то, что в нём показан самый начальный период формирования галактического сообщества. Цивилизации почти не взаимодействуют, никаких соглашений не выработано, общих норм нет. Соответственно, центавриане, обладающие довольно развитыми технологиями, имеют большое преимущество перед кучей менее продвинутых рас (включая землян). Оно, впрочем, частично нивелируется тем, что у них монархия (несмотря на название), причём довольно загнивающая.


Как и полагается послу загнивающей империи, Лондо любит женщин, азартные игры и выпивку. Ни пылинки на кителе, да.


Рейнджер Маркус, самый бестолковый и раздражающий персонаж. Ведёт себя так, будто является главным героем компьютерной игры - в любой проблемной ситуации задаёт пару вопросов, рассчитанных на общение с тупым заскриптованным виртуальным NPC, после чего переходит к битью морд. Иногда даже вопросов не задаёт - мол, что с них взять, с болванчиков ненастоящих, всё равно сценарист должен предусмотреть силовое решение квеста, а значит можно сразу приступать к маханию руками и ногами. В рукомашестве и ногодрыжестве, что ожидаемо, талантлив и почти непобедим - как и полагается главному герою паршивенькой компьютерной игры.


У многих фанатов Вавилона Маркус отчего-то пользуется искренней любовью, что довольно странно - во все сюжетно значимые ситуации он влезает по принципу "его никто не звал, он как-то сам прилип", ведёт себя глупо, реплики вклинивает не к месту и в целом смотрится фансервисной припёкой - мол, народу нравятся крутые персонажи, вот щас мы попробуем придумать крутого персонажа, каким мы его видим, но так как мы ненавидим Мэри Сью, то он у нас будет мудаком, простите уж.


Альфред Бестер, оперативник Пси-Корпуса. Актёр, игравший его, Вальтер Кёниг, в оригинальном Star Trek исполнял роль штурмана Чехова, чем на протяжении всего Вавилона разрывал мне шаблон - как же так, злой Чехов? Этого же не может быть - он же добрый по натуре своей! Но, несмотря на это, не могу не признать, персонаж вышел глубоким и достоверным. И даже вызывающим сочувствие, хоть главные герои его в большинстве случаев и гнобят.


Лита Александер, телепат, заменила Талию Винтерс после первого сезона. При всём моём уважении к персонажу, получилась она заметно слабее, вдобавок не такой фетишной и с Ивановой не спала.


Да-да, это не то, о чём вы подумали.


И это - тоже.


Местные краснорубашечники, сиречь служба безопасности "Вавилона 5".


Они же в полной боевой выкладке. Смотрятся сурово, воюют, на самом деле, тоже довольно неплохо.


С голой пяткой на шашку. Леньер, советник и телохранитель посла Деленн, демонстрирует тайное минбарское боевое искусство "распальцовка против бластера".


Тонкости медитации.


Ленин Иванова не спит - о народе думает.


Шеридан намекает Маркусу, что тот - говно и влез ваще не в кассу.


А я знаю, кто срисовал с этого вот инопланетного космического корабля дизайн и в каком сериале его воплотил десять лет спустя!


Традиционно - немного кадров вразнобой.














Немного об ответвлениях и продолжениях сериала. Первые пять полнометражек - по сути, развёрнутые и немного более высокобюждетные эпизоды сериала. В отличие от полнометражек по Star Trek, снимались они не после сериала, а прямо во время него, в тех же декорациях и с тем же реквизитом, и повествуют в основном о событиях, которые происходили во время действия сериала, но по тем или иным причинам остались за кадром (отсюда - специальная составленная фанатами табличка с порядком просмотра серий и полнометражек, дающим наиболее стройную картину происходящего). Потом, в 1999-м, был сериал Crusade (Крестовый поход) - попытка Стражински запилить свой стартрек. Ну, шоб не станция, висящая в центре клубка политических страстей, а смелый полёт туда, куда не ступала нога человека, крутой корабль, отважный капитан и тэдэ. Получилось, увы, совершенно беспомощно - мутные сценарии, невнятные герои, скучное развитие событий. Пробарахтавшись в течение тринадцати серий, сериал благополучно помер, и грустить о нём никто не стал. Шестая полнометражка, The Legend of the Rangers (Легенда о рейнджерах), увидевшая свет в 2002 году - это, как ни смешно, вторая попытка Стражински запилить свой стартрек. Снова корабль, летящий чёрте куда с опасным заданием, снова лихой капитан, снова смелое влипание туда, куда ещё никто никогда не влипал. Получилось, правда, гораздо интереснее, чем при первой попытке - персонажи были ярче, и актёры играли их старательнее, сценарист не жевал сопли, и в целом всё было замечательно. Предполагалось, что фильм станет пилотной серией нового одноимённого сериала, но рейтинги его оказались катастрофически малы (по оценкам - из-за того, что в эфир его выпустили параллельно с очень ожидаемой трансляцией какого-то футбольного матча, и целевая аудитория ушла смотреть именно футбол), поэтому финансирование сочли нецелесообразным, и проект сериала закрыли. Очень жаль - в отличие от невнятного Крестового похода, Легенда о рейнджерах мне вполне понравилась, и увидеть продолжение я бы не отказался. Ещё были планы выпустить полнометражку для большого экрана, не увенчавшиеся успехом, а последний из "вавилонских" проектов - это сериал The Lost Tales (Затерянные сказания). Он планировался к выходу в необычном формате - как альманах (то есть, без регулярного расписания, по мере готовности серий), причём повествующий, аналогично полнометражкам, о событиях, подразумевающихся или упоминающихся в сериале, но не показанных подробно. Каждая из серий должна была иметь вполне полнометражную длительность (более часа) и рассказывать о своём персонаже - то есть, в каждой из серий главный герой планировался новым. Успела выйти только одна серия, Voices in the Dark (Голоса во тьме), выпущенная в 2007 году, после чего Стражински в очередной раз рассорился с издателем на темы рейтингов и финансирования и объявил, что проект закрывается. Вот так и завершилась история одного из легендарных фантастических сериалов.


Смотреть? Конечно же, да. Отличная космическая опера в оригинальном низкотехнологичном (по меркам космической оперы) антураже, с крепким закрученным сюжетом, массой харизматичных героев и весьма достойным видеорядом. Эпохальное произведение, без знакомства с которым сложно считать себя любителем космической фантастики. Посол Моллари предлагает выпить за это. Ну и за мир во всей Галактике.


Текущий статус - 66.919
Tags: babylon 5, fire in the sky, сериалы, тяжелоиллюстрированные обзоры: сериалы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 236 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →