Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

Сказ о том, как Ньюберри на тамплиеров работал

Многие хорошие люди мне, помнится, настоятельно советовали игру The Secret World. Особенно после того, как я рассказал про две сюжетные MMORPG, которые мне очень нравятся. Почитав обзоры и посмотрев скриншоты да трейлеры, решил я припасть к благодати. На некоторое время процесс припадания был задержан тем фактом, что игра платная - абонентку не взимают, но за сам факт обладания игровым клиентом хотят ни много ни мало, а 999 рублей. С одной стороны, мне, конечно, не жалко, с другой - финансовая ситуация в тот момент была не особо благоприятная, так что просто так взять и выложить из кошелька штуку рэ за игру возможности не было. Спасло меня любимое сообщество gamer, которое как раз в этот момент решило, что стало слишком большим и популярным для того, чтобы продолжать разыгрывать призы - но я таки успел проскочить в финальный завершающий конкурс на традиционную "годноту месяца" и даже в нём выиграл. И поскольку всё, что могли предложить в качестве приза (одна любая игра от магазина-спонсора) меня либо не интересовало, либо у меня уже было, остановил свой выбор на Тайном мире. Раз уж есть возможность отримать нахаляву - отчего бы не посмотреть? Посмотрел. Не понравилось. Нет, обзоры не врали, и рекомендации были самыми искренними - многие элементы игры и в самом деле восхитительны. Но они при этом смешаны с кучей других элементов - совсем не восхитительных и никаким боком не стыкующихся с первыми. В итоге получается мутная солянка, кушать которую я не смог даже ради того, что сделано хорошо - потому что оно суть лишь мелкие (пусть и вкусные) вкрапления в пресном вареве. Хотел побольше разобраться в игре, чтобы не писать "обзор по туториалу" - может, там дальше сильно круче. Но обнаружил, что за полгода, прошедшие с момента установки и первых нескольких часов, проведённых в, запускал её раз пять или шесть всего, и все эти разы осиливал не более четверти часа. Соответственно, плюнул, игру таки снёс и сел писать обзор по туториалу. Ну, если быть точным, то по туториалу и кусочку первой сюжетной арки. Подробности, традиционно, под катом. Ну и на всякий случай напоминаю, что моё мнение - оно только и исключительно моё, на объективность не претендует, истиной в последней (и вообще какой бы то ни было) инстанции не является.


Театр начинается с вешалки, а RPG - с генерации персонажа. Банальная фраза, но всё равно мне нравится. Первое, что нам стоит выбрать - принадлежность к одной из трёх тайных организаций, правящих миром из-за кулис. Это иллюминаты, тамплиеры и какой-то Орден Дракона. Про каждую организацию можно прямо в меню посмотреть видеоролик. Мне, впрочем, не понравилась ни одна из трёх. Ну как-то не тянет выбирать между мастерами шантажа и коррупции, дубоголовыми религиозными догматиками и отморозками-анархистами. К сожалению, четвёртой опцией было только "не играть", а игру посмотреть таки хотелось. С одной стороны, конечно, пофиг, в какой цвет будет покрашен твой юнит, с другой - игра всё-таки ролевая, хотелось бы некоторым образом идентифицировать себя с образом мысли и действий персонажа. Так что, поскрипев, выбрал тамплиеров - они наименее противными показались. Представил, что я типа в вархаммере и борюсь во имя Света против всего скверного.


Дальше был экран создания персонажа. Он неприятно удивил спартанской нищетой возможностей. То, что нет выбора расы - это нормально. В городском фэнтези главгерой всегда человек (или бывший человек - вампир, там, оборотень), потому что основная соль городского фэнтези в том, чтобы показать необычное в обычном, чтобы читатель/зритель/игрок мог легко представить, как подобное происходит с ним самим. Поэтому феи, ёму, домовые и прочие порождения той стороны в качестве протагонистов не подходят. Поэтому в The Secret World нам доступны только люди - однако что это за люди! Количество настроек внешности находится примерно на уровне Операции Silent Storm, только ещё беднее, а с представителями онлайново-ролевого жанра это сравнивать вообще бессмысленно. В том же Star Trek Online настройка внешности на пару порядков круче. Отдельно не порадовало то, что все женские персонажи получаются сутулыми и коротконогими - это типа разработчики так видят реализм, что ли? Понятно желание отойти подальше от навязших в зубах эльфиек из азиатских гриндилок, но это уже какой-то перебор. Красивые стройные женщины существуют, я их многократно на улице видел. В общем, хотел сделать симпатичную девушку в очках - девушка в очках получилась, насчёт симпатичности сами видите.


Графонием разработчики очень, помнится, в своё время хвастались. Мол, поддерживает DX10, всякую там тесселяцию и кучу прочих страшных слов. На поверку оказалось - графоний как графоний. В меру детализованный, в меру симпатичный. В общем, покатит. Тем более, что не ради красивых картинок люди обычно в ролевые игры играют.


Вообще, написанное выше, конечно же, чушь. Вон, вспомним Vampire: The Masquerade - Bloodlines. Тоже ролевая игра, тоже в жанре городского фэнтези. Внешность персонажа не настраивается вообще никак, а графика царапала глаз даже на момент релиза. А ещё там была куча глюков и невменяемые по тогдашним меркам системные требования. Однако же это была отличная игра, и все перечисленные недостатки отходили на десятый план, стоило только погрузиться в опасный и привлекательный мир ночного Лос-Анджелеса. Происходит ли подобное с The Secret World? Да, происходит (зуб даю, вы ждали другого ответа). Потому что это игра тоже хорошая - не менее, а то и более атмосферная. И потому мелкие мои ворчалки отходят далеко назад. Остаются только крупные, но о них позже.


Сюжет и атмосфера - они тут потрясающие. Я, знаете, всегда питал слабость к теориям заговора, всяким тайнам и загадкам. А тут ровно на этом всё и выстроено. Более того - пока ты занимаешься расследованием одного порученного тебе дела, ты попутно натыкаешься на записи, свидетельства и улики, касающиеся других непознанных явлений. В интерфейсе есть специальный раздел, полностью посвящённый раскопанной главгероем информации - и наблюдать за тем, как накапиваются разрозненные кусочки данных, сначала всё более интригующие своей обрывочностью, затем постепенно складывающиеся в единую картину, доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Общий настрой местного мира ближе к Лавкрафту или мрачной версии Секретных материалов. Тайный мир сверхъестественных существ отнюдь не освоенное и знакомое, пусть и опасное, поле боя, как в романах про Аниту Блейк, Дозорах или, упаси господи, Тайном городе. Нет, он чужероден, непознаваем и враждебен. Словно персонаж повести Кинга Мгла, человек в The Secret World стоит на крохотном освещённом пятачке посреди удушливого непрозрачного тумана, откуда доносятся странные звуки и в котором мелькают смутные угрожающие тени. А сделаешь шаг за пределы света - и будешь мгновенно сожран.


Хороши и квесты. Это головоломки, заставляющие по-настоящему пошевелить мозгом - не просто пробежаться, следуя за волшебным компасом, от точки к точке, а реально покумекать. Временами даже альт-табнуться из игры и сходить в гибнущую педивикию или всеблагой гугль за дополнительной информацией. Многие из них многоступенчатые и весьма захватывающие. Увы, некоторые сводятся к банальному "убей N противников" или "прощёлкай M точек на разных концах локации", а отсутствие волшебного компаса выражается в том числе и в том, что приходится, матерясь и проклиная всё на свете, бегать кругами по участку, отмеченному на карте, в поисках нужного предмета или человека. Ко всему прочему бесит странная система, согласно которой нельзя набрать себе в журнал сразу сколько хочешь квестов, а потом их неторопливо выполнять - одновременно можно иметь активными только один сюжетный квест, один побочный и четыре гриндовых. И если с сюжетными, в принципе, понятно, то с прочими - чушь. Выполняешь, значит, один побочный квест, встретил персонажа, который выдаёт другой. А взять его не можешь - слот занят. Либо сбрасывай текущий побочный квест (и потом выполняй его с нуля, для чего сначала вспомни и найди того, кто тебе его давал), либо возвращайся сюда после того, как выполнишь его (а для этого надо запомнить или записать, опять-таки, квестодателя, потому как в игре они нигде не запоминаются).


А теперь - ужасы нашего городка. Нет, не те, которые склизкие, чешуйчатые и таятся в тенях - с этими-то как раз всё нормально. Я про те, которые делают игру невыносимой. И имя им - массивная онлайновая мультиплеерность. Сюжет и атмосфера? Примерно такие же, как в интересном фильме, который ты пытаешься смотреть по телевизору в оживлённой гостиной многодетной семьи. ЧУЖОЙ многодетной семьи. Вокруг такие же шум, гам и бегоня. "Го в пати", "пвп или зассал", прыжки по головам, стульям и заборам, идиотские причёски и пёстрые костюмы. Дурдом на выезде, джунгли в час пик. Конечно, платность игры несколько снижает накал идиотии - по крайней мере, во фриварных игрушках школоты, как правило, больше - но несколько десятков человек, которые изо всех сил самовыражаются, собравшись в одном месте, в любом случае уничтожают любое ощущение серьёзности происходящего. Квесты? Да, истории про загадочные записки и таинственные смски хороши - до тех пор, пока не увидишь, как на иконке квеста появляется таймер "Повторно взять это задание можно через..." Вот это убивает эффект погружения напрочь. Трогательные эпизоды, как например тот, с помощником шерифа, который вёз патроны коллегам-полицейским, отбивающимся от зомби, и не довёз, трогательны при однократном прохождении, а не тогда, когда превращаются в гринд. Последний гвоздь в крышку гроба игровой атмосферы вбивает тот факт, что по итогам прохождения квеста в окружающем мире ничего не меняется. Логично - ты тут не один такой, за игру заплативший, кто тебе даст право в одиночку весь мир менять? Поэтому охотникам за ходячими мертвецами всё несут и несут патроны, а получатель таинственной посылки всё ждёт и ждёт курьера, хотя таковые прибегают к нему по десятку в час. В Star Trek Online, например, почти все квесты проходят в инстансах, где есть только ты и неписи, а других игроков ты видишь либо во время квестов, сюжетно подразумевающих массовость (типа отражения полномасштабного вражеского нападения), либо в мирных локациях, опять-таки подразумевающих массовость - город, космопорт и т.д. И поэтому в Star Trek Online есть атмосфера, а в The Secret World она осталась на уровне текстов на сайте да вступительного ролика.


Апофигей настигает тебя сразу же после прохождения туториала. Главгерой отправляется из Лондона в городок Кингсмаут при помощи тайной сети подземных порталов. Ты спускаешься в подвал, находишь нужный проход, и начинается видеоролик, в котором ты видишь чудесную картину, представленную на слайде ниже - некое потустороннее пространство, где висят пути с этими самыми порталами. Здесь пусто, таинственно и прекрасно. Двое механических стражей-исполинов указывают тебе путь, а загадочный кондуктор, усмехаясь в усы, объясняет правила пользования этим сумеречным метрополитеном. Волшебство. Напоминает то ли хорошие сказки, то ли книги Нила Геймана. А потом ролик заканчивается и - БАБАХ! Ты обнаруживаешь своего персонажа ровно там же, но вокруг - гомонящая, мечущаяся и скачущая толпа фриков, вопли "го в пати" и "пвп или зассал", а золотистые нити потустороннего метро практически не видны из-за десятков бегающих по ним туда-сюда игроков. Мгновенный контраст настолько меня поразил, что я даже не сделал скриншота после ролика - так что тут будет только тот, который сделан во время него.


Полное и окончательное уничтожение эффекта погружения происходит, когда ты сталкиваешься с кучей логических дыр в происходящем. Нет, не в сюжете, а в мелочах. Как, например, по-вашему, отнесутся жители обычного лондонского квартала к рыцарю в доспехах и рогатом шлеме, у которого ещё и глаза красным горят? По версии разработчиков The Secret World - никак. Банально проигнорируют. Ладно, допускаю, что его просто примут за косплеера или психа - в Британии к эксцентричным джентльменам и леди принято относиться с пониманием. Но вот, к примеру, когда в кофейню заходит девушка с автоматом Калашникова на плече, ей, не моргнув глазом, говорят "Доброе утро" и предлагают стаканчик капуччино. Нет, всё это, конечно, можно отмазать тем, что всем жителям района просто отвели глаза или скастовали ещё какую магическую тумбу-юмбу, но смотрится это всё как банальная лень разработчиков. В Fallout, в Oblivion и Skyrim, в Deus Ex: Human Revolution, даже в S.T.A.L.K.E.R. реакция окружающих на тебя зависела от того, есть у тебя оружие на виду или нет, а кое-где даже и от того, как ты одет. В городском фэнтези, целиком по определению замороченном на тайную жизнь агентов секретных организаций среди простых людей, можно было бы и поднапрячься. Есть, к примеру, такая хорошая ролевая игра Серп и молот, бывшая в девичестве модом для Silent Storm: Часовые - там шла речь о действиях разведчиков-нелегалов на территории потенциального противника, и очень большой упор был сделан именно на незаметность. Какой резон брать пистолет, когда можно взять автомат, который стреляет дальше, больнее и чаще? Да потому что пистолет можно в карман засунуть и спокойно ходить по вражескому городу, не привлекая внимания патрулей и не распугивая мирных жителей. Зачем делать обрез из винтовки, если точность и дальность стрельбы после этой операции упадут в разы? Да ровно затем же - обрез, в отличие от винтовки, легко можно спрятать под полой пальто. Вот это я понимаю, внимание к деталям - а ведь бюджеты полукустарной отечественной поделки и навороченного западного блокбастера несопоставимы. Неужели просто поленились, предпочли отмахнуться глобальной универсальной магией отвода глаз? В любом случае, эффект погружения исчезает, как дым на ветру. А когда исчезает эффект погружения, от игры остаётся только глупенький каркас до зевоты банальной MMORPG-механики, который никакого интереса не представляет сам по себе. Спасибо, я лучше в танчики.


Итоги? Это игра, которую совсем не нужно было делать MMORPG. Совсем от слова "совсем". Если, например, Star Wars: The Old Republic удалось создать, интегрировав элементы MMO-механики в черновик чисто сингловой Knights of The Old Republic 3 почти безболезненно, то в случае с The Secret World с одной стороны взяли отличные наработки отличной сюжетной RPG, причём наработки самые далёкие от непосредственно геймплея, то бишь сценарий, диалоги, внутреннюю энциклопедию, а с другой - тупо базовую механику тупо типичной MMORPG, сиречь гринд, спецспособности с иконками и кулдауном, дейлики и прочая и прочая, после чего сшили эти две половины в лучших традициях орочьей медицины - на живую, без наркоза, ржавой стальной проволокой. Итоговый результат вызывает своим видом скорее жалость и оторопь, чем отвращение, но играть в это всё равно невозможно. Прискорбно. Такую отличную игру загубили. Была бы нормальная однопользовательская ролёвка - цены бы ей не было.


Текущий статус - 66.919
Tags: contemporary fantasy, виртуальность, слоупок-ревю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →