Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

Про ужас, летящий на крыльях ночи

'Lawful Good' doesn't always mean 'Lawful Nice'
(сложно переводимая и непонятная не-ролевикам игра слов на демотиваторе с портретом Бэтмена)

Некоторое время назад мы с супругой посмотрели трилогию Кристофера Нолана про Бэтмена и вполне ею прониклись. Хорошие фильмы, особенно второй. На волне этого я решил пройти тематическую "Аркхемскую" трилогию игр. Ну, или тетралогию, если считать неудачную и признанную еретическим неканоном Arkham Origins. И начал в хронологическом порядке - с самой первой части, именуемой Batman: Arkham Asylum. Вышла она давно, в 2009-м, так что с точки зрения молодого поколения, наверное, является уже ретро-игрой. По мне же - нормальное модерновое "мыльное кинцо". Понравилось вполне. Подробности и слайды - под катом.


Бэтмен, как известно, противников не убивает. То есть, поначалу, конечно, убивал, и в первые годы своей карьеры даже нормальным огнестрельным оружием пользовался, но потом пришла свободная демократическая американская цензура и пресекла. Видеоигр тогда не было, поэтому главным жупелом, ответственным за пропаганду насилия среди подростков, были комиксы. И, соответственно, в один прекрасный момент было решено, что положительный герой, стреляющий в грабителей из револьвера - это не комильфо. С тех пор Бэтмен уже более полувека берёт всех правонарушителей живьём и сдаёт в поликлинику для опытов властям. Это вполне устраивает цензоров, а авторам, в свою очередь, даёт железную отмазку для традиционного жанрового возвращения полюбившихся народу злодеев - не встаёт у читателей вопроса, откуда вновь появился Тёмный Властелин, если его в конце прошлой серии скинули в жерло вулкана, в конце позапрошлой отправили полетать в открытый космос без скафандра, а до этого и вовсе насадили на шпиль собственной цитадели, проткнув насквозь. Собственно, места, куда отправляются побеждённые злодеи, в Готэм-Сити два: тюрьма Блэкгейт, в которую сажают тех, кто "психических отклонений не имеет, просто мудак", и клиника Аркхем, куда заключают как раз-таки тех, кто скорбен на голову. Как нетрудно догадаться, в первом заведении обитают в основном рядовые преступники, во втором - так называемые "суперзлодеи" - Джокер, Загадочник, Крок, Пугало и прочие. И вот очередной обычный рабочий день (точнее, рабочая ночь, конечно) Бэтмена начинается с того, что он в очередной раз ловит Джокера. Правда, в этот раз Джокер поймался как-то подозрительно легко, что вызывает в Бэтмене некоторую настороженность, поэтому он решает доставить клоуна-убийцу в Аркхем лично и проследить, чтобы тот попал в свою палату чин по чину, без эксцессов. Разумеется, всё произошедшее оказывается именно хитрым планом Джокера. Да-да, включая возбуждение в Бэтмене подозрений - потому как если Чёрный Рыцарь будет отсутствовать на месте злодеяния, это снизит веселье на порядок.


В целом, игра немного похожа на проекты серии Deus Ex, так как предполагает тщательное исследование уровней и разносторонние методы преодоления игровых препятствий. К сожалению, именно с точки зрения Deus Ex тут всё предельно упрощено и оказуалено - обходных путей немного, места для применения спецспособностей чаще всего жёстко фиксированы сюжетом, а встречи с противниками локализованы. Однако выигрывает игра тем, что многое взяла от жанра, обычно именуемого "метроидвания" (от Metroid и Castlevania). Если вкратце, соль этого жанра в том, что уровни и локации содержат массу нычек и секреток, до большинства из которых игрок не может добраться сразу - ему приходится возвращаться туда позже, когда главгерой получит необходимые инструменты и/или спецспособности (из свежего на подобную тематику вспоминается последний Tomb Raider). И вот этого-то добра в Arkham Asylum - лопатой выгребай. Чем игра и ценна, собственно. В распоряжении игрока - целый остров, на котором расположена клиника, и хотя новые места на нём открываются по сценарию, но в старые возвращаться можно практически в любой момент. А ещё есть возможность продолжить игру после завершения сюжетной линии - имея на руках все гаджеты и полностью открытую карту острова, можно добрать те секреты, которые не получалось заполучить раньше.


С самого начала игрока дразнят проходы и двери, закрытые электрическими силовыми полями - лишь немногие из них открываются сами, по сценарию, остальные придётся преодолевать потом, после того, как в руки Бэтмена попадёт дешифратор, позволяющий взламывать панели управления этими полями. Точнее, в руки Бэтмену попадут коды доступа системы безопасности клиники Аркхем, что позволит ему этот самый дешифратор применить по назначению.


Собственно, сам дешифратор. Мини-игра по его применению проста, но увлекательна - я каждый раз с большим удовольствием занимался "поимкой" правильной частоты.


Бэт-коготь. С его помощью можно срывать вентиляционные решётки, до которых не получается дотянуться руками - и таким образом попадать в места, куда раньше попасть было невозможно.


Тросомёт, позволяющий устроить канатную дорогу над пропастью или, например, электрифицированной водой. К сожалению, как и большинство гаджетов главгероя, сильно страдает от заскриптованности игры - во многих местах, где по всем признакам можно натянуть трос, натягивать его не дают.


Гаджеты свои Бэтмен получает по сюжету, как уже говорилось, постепенно. Где-то это отмазано нормально, где-то - так себе, но в целом особых упрёков в нелогичности не вызывает.


А за этими самыми дверями, проходами, пропастями и наэлектризованными бассейнами лежат секреты - их несколько видов. Наиболее распространённый - подарочки от Эдварда Нигмы, известного под прозвищем "Загадочник". Это светящиеся зелёные знаки вопроса, которые можно и нужно подбирать. Правда, некоторые из них иногда бывают доступны и просто так, как вот этот, что на слайде ниже - но крайне редко.


Помимо вопросительных знаков, можно встретить также магнитофонные катушки с записями интервью некоторых пациентов клиники и мемориальные таблички в честь Амадея Аркхема, основателя заведения, просканировав которые детектором улик (о нём ниже), можно получить кусочек истории клиники. А ещё Э.Нигма любит загадывать загадки более интересного свойства - о персонажах бэтменовского канона, причём не только представленных в игре. Почти в каждой локации присутствует некий "след" того или иного персонажа и соответствующая ему текстовая подсказка, демонстрируемая на экране при входе в локацию (а при первом появлении и озвучиваемая голосом - Загадочник связывается с Бэтменом по рации). Общее правило поиска таково: находишь что-то необычное (автомат Томпсона в рамочке на стене, скамейку с куклами, уклеенную календарными листами камеру) - сканируй это, с большой вероятностью именно оно разгадкой и будет. В награду за нахождение таких штук открываются биографии персонажей во встроенной энциклопедии. Она также пополняется и по сюжету, но таким образом открывается лишь небольшое количество записей. Помимо портрета и описания, в энциклопедии также указывается такая интересная информация как когда и где именно данный персонаж впервые засветился в каноне.


Ну и о детекторе улик. У Бэтмена, помимо кучи прочих полезных штуковин, имеется и так называемое "детективное зрение" - режим, в котором подсвечиваются противники, активные предметы и прочие интересности ландшафта. Именно после Arkham Asylum эта фича стала популярной и перекочевала во многие другие игры.




Именно в этом режиме видны загадки Нигмы третьей разновидности (вопросительные знаки, нарисованные в самых неожиданных местах и полностью видимые только с определённого ракурса), а кроме того в нём же можно сканировать определённые предметы, получая более подробную информацию - это и есть детектор улик. Несколько раз по сюжету его придётся применить в принудительном порядке, в остальном же он требуется именно для поиска и "обработки" секретов.


Бэтмен - существо вертикально ориентированное. С самого начала игры ему доступен пистолет, выстреливающий "кошку" с тросом - при помощи него он может забираться почти куда угодно за считанные секунды. Также с самого начала доступен и плащ - он играет роль парашюта и дельтаплана в одном флаконе, позволяя безнаказанно падать с любой высоты и, при желании, планировать на достаточно дальние дистанции.


Придётся и акробатикой немножко позаниматься с лазанием и прыганием. К счастью, совсем немножко - а то не люблю я эти экзерсисы цирковые.


Во время встреч с доктором Крейном, известным под псевдонимом "Пугало", игра, как бы отражая шизофреничность видений, вызванных галлюциногенным газом, которым Пугало травит Бэтмена, превращается в платформер с видом сбоку. Достаточно забавное ощущение.


О ролевой системе. За нахождение секретов и избиение врагов Бэтмену даётся экспа, которую можно потратить на прокачку арсенала. Ассортимент широк - от банальной прочности костюма (читай - "бонусного здоровья") до совершенно новых гаждетов типа радиоуправляемых бумерангов.


О боёвке. Её тут не так много, как я ожидал, но она вполне интересна. Противники достаточно однообразны - это громилы Джокера - но они всеми силами стараются вносить веселье в процесс. Некоторые вооружены дубинками и камнями, и их удары наносят гораздо больше повреждений, к тому же временно парализуют Бэтмена. Ближе к середине игры появляются чуваки с ножами (их атаки нельзя блокировать) и электрошокерами (этих не только блокировать нельзя, но и оглушению они не поддаются). Имеются и враги с огнестрелом - причём появляются они практически с самого начала. В некоторых источниках костюм Бэтмена именуется пуленепробиваемым, но это явно не наш случай - даже на минимальной сложности нашему Чёрному Летуну хватает всего нескольких попаданий для отбытия на Небесную Акихабару, а здоровье в бою не восстанавливается, регенерирует только после того, как добиты все враги в окрестностях. В отличие, например, от Assassin's Creed, массовая драка не превращается в поединок главгероя с одним врагом, на которую остальные просто смотрят, обступив кольцом - нет, местные гопники не стесняются подбежать сзади к Бэтмену, проводящему красивое комбо или добивающему лежащего на земле, и поприветствовать его ударом по затылку, так что приходится постоянно следить за тылом и вертеться, как ужу на сковородке. Подобрать оружие поверженного товарища и пустить его в ход или оторвать от стены какой-нибудь шкафчик и швырнуть им в Бэтмена - это за ними тоже никогда не заржавеет. Увлекательно. Противников можно не только лупить руками и ногами, но также оглушать - броском бэтаранга (это бэтменский бумеранг так называется) или взмахом плаща. При помощи бэт-когтя можно вырывать оружие из рук врагов, а при накоплении определённого комбо-бонуса (N ударов, нанесённых подряд, без промахов и получения сдачи) можно схватить одного из противников и швырнуть его в остальных, сбивая их с ног. Очень зрелищная и при этом простая в освоении система с несложным и гибким управлением. Очень мне понравилась. Ну и да - Бэтмен врагов не убивает. Но, глядя на творящееся на экране, думаешь, что лучше бы он этих бедолаг просто пристрелил, как в старые добрые времена, потому что бросок через бедро, когда центнерная туша со всей дури бьётся хребтом о бетонный пол, или полёт такой же туши через перила на острые камни с высоты метров пяти - это формально не убийство, но приятного для реципиента в этом мало. Впрочем, с точки зрения игровой механики, то, что Бэтмен своих жертв не убивает, а вырубает, не играет никакой роли - нокаутированные в себя не приходят, товарищи их в чувство привести тоже не могут. Тут вам не Human Revolution и не Commandos.


Отдельно стоит упомянуть, что так как Бэтмен - существо, как уже было сказано, вертикально ориентированное, то отдельную роль играет его нахождение над головами врагов. По большинству комнат, где обитают враги, расставлены удобные горгульи, на которых можно взгромоздиться. Оттуда можно спикировать на врага, сбив его с ног и сделав на несколько секунд уязвимым для мгновенного нокаута, а при прокачке определённого навыка можно свеситься с горгульи вниз головой, как настоящая летучая мышь, схватить проходящего под тобой бандита и утянуть его наверх, подвесив за ноги. Там он и будет висеть, барахтаясь и вопя - а когда на него сбегутся посмотреть его подельники, верёвку можно обрезать, зашибив тушкой всю собравшуюся внизу публику. Вверх, кстати, противники практически не смотрят, так что сидящий на горгулье Бэтмен может считать себя невидимкой. Только если кто-то из негодяев лично видел, как герой запрыгивает наверх, он заметит его там и покажет товарищам, но достаточно несколько раз попрыгать между горгульями туда-сюда (их в комнатах обычно штуки по три минимум), как Бэтмена снова потеряют из вида.


Несколько раз встречаются "титаны" - бандиты, накачанные особым вирусом. Эти здоровенные туши убиваются долго, но несложно - просто нудновато. Главное - вовремя уворачиваться от их неуклюжих, но мощных атак. Если помимо титана присутствуют и другие противники, дело с одной стороны усложняется, с другой же - открывается возможность для дополнительного развлечения. Если ввести титана в нокдаун, то пока он сидит, тряся головой и пытаясь придти в себя, можно запрыгнуть ему на загривок, после чего в течение пары десятков секунд, пока громила не сумеет Бэтмена сбросить, тот получит возможность управлять им (видимо, дёргая за уши). Обычные гопники под кулачищами титана ложатся, как трава под косой.


Стелс в игре сугубо проформистский, хотя отдельные обозреватели его чуть ли не в основной жанр игры выносили. Малое количество обходных путей, о котором я уже упоминал, и общая линейность локаций делают игру практически непригодной для чего-либо более сложного, чем поочерёдное "вычитание" противников при помощи читерских горгулий, о чём я рассказал выше. Правда, пару раз нас заставят принудительно тихариться по углам, угрожая уничтожением заложников при обнаружении - в комнатах, где это происходит, маршрут скрытного проникновения как раз есть, но он всего один, мгновенно считывается и интереса не представляет - очередной сценарный коридор, только чуть менее явно выраженный.


С технической точки зрения игра хороша. Красивая детализованная графика, большое количество объектов заднего плана, атмосферная музыка и совершенно великолепная озвучка. Пару раз за время прохождения, правда, встречались глюки - ничего критичного, оба раза вылечилось перезагрузкой чекпойнта, но с непривычки немного резануло - давно отвык от технических проблем в мультиплатформенных AAA-проектах (тем более, что играл я в пропатченную версию 1.1). Кстати, об озвучке - актёры по большей части перекочевали из мультсериала про Бэтмена (в том числе Марк Хэмилл, великолепно озвучивающий Джокера), но при этом игра вышла вполне взрослая. Кровища, насилие, местами даже и сквернословие. Совсем не тянет на 12+, то бишь.


Заслуживает отдельной похвалы выдержанный стиль. Всё очень атмосферно и антуражно, вплоть до того, что при постановке игры на паузу картинка заливается чёрно-белым контрастным фильтром, словно превращаясь в страницу комикса.


Мир игры не застыл в одном и том же состоянии, сюжетные события оставляют на нём след. Бомбы Джокера, гигантские растения Ядовитого Плюща и прочие факторы сценария постоянно открывают одни проходы в локациях и между ними, но закрывают другие, а также меняют место действия внешне. Не остаётся неизменным и сам Бэтмен - если в начале игры перед нами лощёный гламурный супергерой, от которого так и чувствуешь запах дорогущего лосьона после бритья, то по мере лазания по вентиляциям, канализациям и заброшенным зданиям острова, по мере участия в драках, спасений из рушащихся строений и прочих приключений, его костюм покрывается грязью и царапинами, плащ начинает зиять прорехами, а на щеках проступает щетина и разводы пота. Под конец перед нами предстаёт мрачный битый жизнью тип, глядя на которого можно уверенно сказать - предыдущие двенадцать часов (примерно столько занимает прохождение сюжетки) он отнюдь не чай с ватрушками на веранде пил. К сожалению, все эти мелочи заскриптованы, а не обсчитываются в реальном времени, но впечатление всё равно производят отменное.


Вот такая игра. Мне понравилась вполне, невзирая на некоторую казуальность. И отдельно невзирая на общее неодобрение мной Бэтмена - ну вот считаю я, что если уж Брюс Уэйн весь из себя такой поборник справедливости, то ему продуктивнее было бы свои миллиарды вложить в городскую полицию Готэм-Сити, а не в кучу гаджетов для себя любимого, с которыми он по крышам ночами скачет. Классово неблизок он мне. Однако по атмосфере и мрачности, по отсутствию магии и суперсил, а также по общей суровости (см. эпиграф) он, пожалуй, наиболее интересный из раскрученных супергероев. И в данном случае его перенесли на экран достойно. Далее на очереди - Batman: Arkham City. Посмотрим, что там и как.


Текущий статус - 66.919
Tags: виртуальность, слоупок-ревю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →