Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Categories:

Осенний сезон 2014

Так как алчный зуд написать что-нибудь по каждому из сериалов текущего аниме-сезона в очередной раз достиг у меня значений, не позволяющих хранить это желание в тайне, пришлось, во-первых, завести тематический тэг, а во-вторых, вдохнув, засесть за написание обзора осеннего сезона - ибо хорошего там много, про всё хочется хотя бы парой фраз поведать, а до полноценных обзоров надо ждать пару месяцев, да и не факт, что вообще соберусь их написать, полноценные обзоры. Так что пока обойдёмся кратким ревью сезона как такового. Разумеется, не всего целиком, а только того, что понравилось лично мне. Мнение традиционно субъективное, на истину в последней инстанции не претендует и всякое такое. Писалось урывками на протяжении недели, так что если где качество будет хромать - нижайше прошу прощения.


Amagi Brilliant Park
Всяк жонглёр, на ярмарке шут любой, пока мы течём вокруг, бряцая надсадно,
Прямо стоит, и вертит в уме цифирь, горазд-не горазд считать, удал-не удал:
Мол, клык за клык, за хвост - полтора хвоста, три, стало быть, за два...
А итог выходит всегда другим, чем он ожидал.
(М.Щербаков, Марш кротов)

Kyoto Animation снова показывают мастер-класс - на этот раз в создании пособия по кризис-менеджменту развлекательных заведений. Но покорил меня сериал поначалу даже не этим, а немного другим. Как известно, любимая сюжетная завязка КиоАни - "мрачный мальчик встречает странную девочку и заверте". Но далеко не каждый раз эта девочка настолько странна, что ПЕРВЫЙ же кадр первой же серии - это нацеленный в лицо главному герою мушкет. Это она его так на свидание приглашает. Которое не совсем свидание. Короче, есть парк аттракционов, название которого является одновременно и названием сериала, и там плохи дела - количество клиентов падает, прибыль стремится в область отрицательных величин, и если так дело пойдёт и дальше, через три месяца парк закроют, и все его сотрудники останутся без работы. Отдельная проблема в том, что людей среди сотрудников мало, и те основном на вспомогательных должностях, а остальные - иммигранты из сказочного королевства, то бишь, настоящие, а не костюмированные, волшебные персонажи. И положительные эмоции людей для них играют роль пищи (вспоминаем финал Корпорации монстров, ага). И, оказавшись на улице, они банально помрут с голоду. А на главного героя им указало пророчество, как на спасителя - вот они и пришли его вербовать. Из-за нехватки опыта повседневного общения с людьми - довольно экзотическим способом. И главный герой (разумеется, сначала поворчав для приличия) берётся это предприятие фэнтезийных гастарбайтеров из финансовой дыры вытаскивать. Отлично прорисованная и озвученная некомедия - она же, по совместительству, негаремник и недрама. Особенно понравилось реалистичное отображение настроя персонала парка - они совершенно искренне переживают за его судьбу (ещё бы), но при этом не менее искренне халтурят и забивают. А потом удивляются, отчего всё так плохо. Никакого жалостливого "они стараются изо всех сил, но из-за судьбы-злодейки и козней ворогов дела у них идут под откос". Очень реалистичное отображение атмосферы тонущего корабля. И главгерой, который, как и полагается нормальному кризис-менеджеру, стучит ботинком по трибуне и не обещает подчинённым ничего, кроме крови, пота и слёз (чем вызывает в большинстве этих самых подчинённых эмоции не самые дружеские). И который был бы образцовым Марти Сью, если бы не два фактора: во-первых, он временами таки лажает и промахивается, а во-вторых, он настолько искренне и самозабвенно упивается собственной крутизной, что это диалектически перетекает в самоиронию и тем спасает.





Cross Ange: Tenshi to Ryuu no Rondo
И ты не гляди, не гляди назад, покидая свой хмурый край.
Утро встаёт, и ты его солдат, и твоё дело - друм-линкс-цвай-драй.
(О.Медведев, Странная сказка)

Самый, пожалуй, противоречивый сериал в этом моём сезоне - ну, по крайней мере, если судить по отзывам во френдленте. Нет, это не про сиськи и вообще не особо фансервис - ну, разве что, совершенно определённого, довольно извращённого рода. Это классический сюжет, неоднократно обкатанный в литературе и синематографе - когда герой из небедствующих слоёв общества внезапно лишается всего, падает на самое дно и познаёт изнанку общества, которое он всегда считал идеальным. Преодолевает тяготы, взрослеет, мужает и понемногу меняет своё мировоззрение на более правильное. В данном конкретном случае речь идёт ни много, ни мало, а о наследной принцессе. У нас, стало быть, далёкое светлое будущее и местами даже немножко трансгуманизм - люди освоили магию, и она позволила всем жить в достатке и счастье, прекратила голод, устранила бедность и по большей части даже остановила преступления с войнами. Иногда, правда, рождаются уродцы, не имеющие способностей к волшебству (по генетическим причинам это всегда девочки) - их называют "нормами" (явный отголосок времён, когда таковых было большинство) и за людей не считают, быстро и решительно изолируя от общества. Главная героиня, та самая наследная принцесса одного из государств, в день совершеннолетия обнаруживает, что всё это время была нормой, просто её матушка умудрялась это успешно от всех скрывать, в том числе и от неё самой. Удалось бы скрывать и дальше, если бы не дворцовый заговор, выставивший позорный секрет на всеобщее обозрение. В государстве, понятным образом, паника и сумятица, королева получает шальную пулю, принцессу принимают под белы руки и отправляют туда, куда отправляются все прочие нормы. А отправляются они, как выясняется, в штрафные танковые батальоны блицтерегеров в подразделения, которые на границе Ойкумены превозмогают прорывающихся откуда-то из параллельного мира драконов, грозящих стереть всё живое. Ну а дальше начинается классика вышеописанного рода: принцесса истерит и считает, что "это всё ошибка, вот не сегодня, так завтра в столице разберутся и пришлют за мной золотую карету". Её сослуживицы реагируют на это с вполне ожидаемым презрением и неприязнью - они люди неплохие, практически все - проблема в том, что и не добрые нифига. Жизнь у них к этому не располагает. В наличии атмосферные суровые боёвки (девочки на роботах-трансформерах не выкрикивают названия спецприёмов, а ведут нормальный боевой радиообмен), военная жесть (лётный комбез новенькой вручают б/у, на котором не только бирка с именем предыдущей владелицы осталась, но и её кровь не особо старательно застирана), невоенная жесть (командирша, занимающаяся построением вертикали власти через сексуальное насилие - и нет, это нихрена не фансервис). И "куда ж ты смоешься - у нас у всех горючки ровно до боя и обратно", и "дезертиры будут расстреливаться на месте", и "они погибли из-за тебя, так что дотащить их надгробия до могил - это самое меньшее, чем ты можешь им отплатить". Очень здорово напоминает хороший старый фильм Moon 44, только с девочками вместо мальчиков. Всем рекомендовать не стану - жесть временами вполне жёсткая - но кому-то вполне может понравиться. Хоть практически вся френдлента дропнула, я буду продолжать смотреть.





Fate/stay night: Unlimited Blade Works
Дёргается солнечный зайчик на паркете - кто-то очень правильно подобрал прицел.
Ангелам не нравятся старики и дети - симпатичны только те, кто сам хотел.
(Leit, без названия)

Я, честно говоря, весьма поверхностно знаком с Насуверсом, а из франшизы Fate смотрел только Fate/Zero, так что в полной мере оценить отсылки, параллели и прочий фансервис, увы, не смогу. Однако же пока могу сказать, что то, что я вижу, мне нравится. Бодрое лихое городское фэнтези с мрачными нотками и атмосферой того, что ничем хорошим происходящее не закончится ни для кого. В минусах по сравнению с вышеупомянутым Fate/Zero - школьники на главных ролях и заметно меньшая концентрация драмы, нуара и всеобщих взаимных подстав. Впрочем, насчёт второго - это я ещё пока только самое начало посмотрел же, дальше может быть очень всяко.





Inou-Battle wa Nichijou-kei no Naka de
Я был когда-то беззащитным, а теперь - за сто хитов!
(народное ролевое творчество, песня Я андед)

Ребята из студии Trigger, оттоптавшись по мистическому боевику с глобальными заговорами и превозмоганием, повертели головой и приметили следующую жертву. Романтическая школьная комедия с гаремником, фансервисом, капелькой семейных драм и щепоткой сверхъёстественного. А? Что? Кто сказал "Харухи Судзумия"? Показалось, наверное. На самом деле, тут даже не столько Судзумией пахнет, сколько другим сериалом от Kyoto Animation. Итак, жил-был Обыкновенный Японский Школьник со своим гаремом из пригоршни разнообразных, но в равной мере симпатичных девиц, состоял в литературном кружке и страдал наслаждался "синдромом восьмиклассника". А в один прекрасный день дострадался до того, что и в самом деле получил сверхъестественную спецспособность. И все его девчонки тоже получили. И кое-кто ещё из случайно мимо проходивших. И началось. Наркомания, конечно, не такая суровая, как в Kill la Kill (по крайней мере, пока), но фирменная безбашенность ощущается в полной мере. Эти люди не стесняются ни эксплуатировать штампы, ни возить их мордой по ковру (иногда - в одной и той же сцене), а ещё совершенно отчётливо тащатся от того, что делают. Получается смешно и увлекательно - вдвойне для того, кто хоть капельку знаком с темой как сверхъестественных битв (см., к примеру, предыдущий пункт), так и школьных гаремников.





Kiseijuu: Sei no Kakuritsu
У меня - её лицо, её имя
И свитер такой же синий.
Никто не заметит подмены.
(Flёur, Формалин)

То, что я начинал смотреть исключительно потому, что не могу пройти мимо сюжета про тайное вторжение пришельцев, и изначально ожидал средней руки проходнячком, смотреть который придётся сугубо для галочки, в итоге оказалось прелюбопытнейшим body horror'ом с вполне интригующим сюжетом и отпадными персонажами. Спустились (точнее, судя по всему, просто были рассеяны с орбиты) на Землю инопланетные паразиты и начали втихаря вселяться в людей. Штатно такой паразит забирался человеку в ухо, съедал мозг, а затем и всю голову, и управлял оставшимся телом - развитые способности к трансформации позволяли ему имитировать голову покойного владельца тела совершенно безупречно, а при необходимости и другие лица изображать. Или, например, превращаться в колюще-режущие тентакли. В теории всё гладко. На практике кто-то по ошибке вселился в собаку, кто-то просто сгинул на полдороге, а одному паразиту не повезло особенно экзотическим образом - попытался он влезть в ухо спящему главгерою, да имел главгерой привычку спать с плеером. Потыкался паразит в наушник, случайно главгероя разбудил, тот спросонья, увидев, что в постель к нему попала какая-то гадость насекомо-змеевидного образа, начал отбиваться, в итоге пришлось паразиту хватать то, что поближе было - залезть под кожу руки. Главгерой, увидев, что неведомая хрень стремительно ползёт под кожей вверх, к плечу, не будь дурак взял и перетянул руку проводом от тех самых наушников. Итог вышел, как в песне, "хоть не трагичный, но досадный" - паразит к мозгу пробраться не успел и к тому моменту, когда жгут ослаб, уже миновал нужную стадию развития организма, так что пришлось ему довольствоваться правой рукой от локтя и ниже. Главгерой поначалу по понятным причинам пребывал в истерике, но потом обе стороны поняли, что тело у них теперь, плачь-не плачь, одно на двоих, и единственный путь как-то извлечь из выданного жизнью лимона лимонад - это начать сотрудничать. Оба участника дуэта радуют трезвомыслием и шустро работающей соображалкой, а паразита (его, кстати, зовут Миги) ещё и озвучивает Ая Хирано. После Пайпая из Gachaman Crowds она, видимо, поняла, что мелкие инопланетяне с вредным и ехидным характером - это её, вот и отрывается как богиня. Графика, невзирая на некоторую незатейливость, очень радует демонстрацией того, как можно изображать разнообразное изобретательное гуро так, чтобы и цензурить формально было нечего, и нужный эффект на зрителя оказывался. Отличный сериал, радует чем дальше, тем больше.





Psycho-Pass 2
Звёздочка блеснёт у порога. Догадайся - сколько ей лет?
Выйдешь на пустую дорогу - щёлкнет за спиной пистолет.
Кто-то поставил на мне пробу. Знать бы только, кто этот "кто".
Злоба, воробьиная злоба копится в карманах пальто.
(В. Бутусов, Берег)

Ну, про этот сериал я пишу посерийные обзоры, поэтому всё, что хочу сказать, говорю там. Могу лишь отметить, что второй сезон, на мой взгляд, получается как-то бодрее первого, а к лучшему это или к худшему обернётся, увидим спустя несколько серий.





Shigatsu wa Kimi no Uso
Какие-то скрипки где-то впились в чьи-то узкие плечи,
Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки.
(Nautilus Pompilius, Эта музыка будет вечной)

Школьная мелодрама с музыкальным уклоном. В общем-то, ничего сверхъестественного - пока что вполне средний уровень, без провисов, но и без прорывов. Немного напоминает Nodame Cantabile - мальчик-музыкант, весь сугубо правильный, академичный и подающий большие надежды, встречает девочку, которая к музыке относится с горячей любовью, но без старания, и вкладывает в игру не технику и не навык, а сугубо эмоции, получая на выходе мелодии, от которых вянут уши у консервативных традиционалистов и срывает восторгом крышу у всех остальных. Отличие в жанре - Nodame Cantabile есть производственный роман о буднях музыкантов, а тут у нас именно что мелодрама: про любовь и терзания в первых двух сериях гораздо больше, чем про музыку. Главный герой некогда был вундеркиндом-пианистом, но его суровая матушка настолько сильно вбивала ему в голову, что играть надо идеально и лучше всех, что игру на пианино он возненавидел, и когда матушка скончалась, немедленно забросил это дело. Потом он встречает девушку-скрипачку, которая относится к конкурсам, призам и вообще соответствию конъюнктуре легко и беззаботно, играя так, как ей хочется - и, разумеется втрескивается в неё, а попутно и к игре начинает ощущать возвращающийся интерес. Проблема в том, что у него есть лучший друг и подруга детства. Подруга детства в него влюблена, но он этого не замечает, а друг официально встречается с этой самой скрипачкой. Классика, в общем. Смотрю, по большому счёту, из-за двух факторов. Во-первых, с тех давних пор, как моя бесценная супруга показала мне неоднократно упомянутую выше Nodame Cantabile (каковую мы с ней посмотрели всю, со всеми спешиалами, и даже live-action версию, на удивление неплохую), я питаю к жанру "про классическую музыку и про любовь" неравнодушие. А во-вторых, бюджет на художников студия выделила какой-то совершенно зашкаливающий, благодаря чему сериал радует глаз офигеннейшими городскими видами и чарующей игрой света и цвета.





Shirobako
И нам, конечно, врут, что там тяжёлый труд.
Кино - волшебный сон, о, сладкий сон...
(песня из м/ф Фильм, фильм, фильм)

Производственный роман в жанре капиталистического реализма. Аниме про то, как снимают аниме. Жил-был, стало быть, кружок анимации в одной из школ, состояли там одни лишь милые девочки в количестве пяти человек... нет, не угадали, они там и в самом деле рисовали мультики, а не только чаи с тортиками гоняли. А потом школа кончилась, девочки выросли и устроились работать по специальности. И одна из них попала помрежем в небольшую анимационную студию. И там тортики кончились совсем, и начался нормальный рабочий хардкор. Сроки горят, сотрудники лажают, режиссёр мечется в панике, ответственность спихивается по кругу, дыры в графике затыкаются телами первых подвернувшихся под руку добровольцев, в курилке ходят сплетни и обсуждаются рабочие вопросы, с аутсорсерами случаются обмороки от перенапряжения, а соседи по офисному зданию строчат администрации жалобы на то, что по этажу пахнет едой из вашей кухни. Кто хочет посмотреть, как, собственно, делаются его любимые мультики - дальше искать ничего не надо. В Shirobako это показано вполне реалистично, предельно наглядно, с юмором и драмой, а попутно ещё и с кучей отсылок на реально существующие студии, сериалы и личностей (последние не только срисованы со своих живых прототипов, но по большей части ими же и озвучены). Как подбирается звучание фразы персонажа, как подгоняют под настроение сцены фоновую музыку, какие персонажи на симпатию какой аудитории рассчитываются, зачем делают рекапы, действительно ли традиционное "не докажете" между героинями подразумевает лесбийскую любовь и почему в самый разгар и без того пикирующей под откос работы над сериалом от режиссёра может прозвучать "Я тут внезапно осознал - всё хуйня, переделываем заново, с нуля!" - и это только первые три серии, а их будет двадцать четыре!





Sora no Method
Я проверил карманы: нож, спички и карта небес,
И за подкладкой - плацкартный билет на туркестанский экспресс.
(Оргия праведников, Туркестанский экспресс)

Очень красиво, очень меланхолично, очень трогательно. Захолустный городок, над которым висит неизвестный светящийся диск и никого не трогает, девочка, вернувшаяся после долгих лет отсутствия, другая девочка, которая всё это время её ждала, так за прошедшее время ни на день не повзрослев, заброшенная обсерватория на холме. Вроде всё на месте, все элементы подобраны именно так, чтобы покорить меня раз и навсегда - а отчего-то не цепляет. Мило, но не более того. Посмотрю, что и как там будет дальше, однако пока, невзирая на ряд сцен, весьма мне понравившихся, оценка не выходит за рамки "ну... окей".





Yuuki Yuuna wa Yuusha de Aru
"Добровольцы - шаг вперёд!" Добровольцев не нашлось.
Пот с лица комбат утрёт - наступленье ровно в восемь.
"Значит, слушай мой приказ. Проведёшь разведку боем.
Лезь в броню, дави на газ - ты назначен быть героем".
(А.Матов, Ты назначен быть героем)

Очередная, энная по счёту, не-деконструкция жанра девочек-волшебниц. Неизвестно насколько далёкое и совершенно явно не ахти светлое будущее. На земли людей лезет из Варпа из не пойми откуда какая-то херня, и чтобы её отбивать, рекрутируются девочки-волшебницы. Рекрутируются без предоставления особых альтернатив, а иногда и без предупреждения. Подфартило тебе с генами, есть в крови магические способности? Добро пожаловать в ряды. Не хочешь? Не можешь? Страшно? А может и вовсе у тебя парализовано всё ниже пояса и без коляски ты никуда? А кому сейчас легко? Жизнь вообще штука суровая. Лезь в броню, дави на газ - и далее по тексту. И нет, от волшебного хеншина ноги у тебя работать не начнут. И страшно быть не перестанет. Но кто-то ведь должен делать эту работу, верно? И кроме тебя - некому. Кислотно-шизофренический "сумрак", в котором происходят сражения, немного напоминает Мадоку, характеры у героинь хоть и штампованные, но симпатичные, графика радует глаз. Активация превращения путём запуска специального девочковолшебного приложения на смартфоне покорила отдельно. Будет ли что-то ещё хорошее и затащит ли сюжет - поглядим, но мне пока вполне нравится.





Long haulers, сиречь вещи, идущие ещё с предыдущего сезона. Их в моём списке просмотра осталось две, и обе вполне хороши, причём становятся всё лучше с каждой серией.

Bishoujo Senshi Sailor Moon: Crystal
И снова двенадцать унций в лицо летящего серебра,
Но надо опять вернуться, забыть на время, кем был вчера.
Но надо опять вернуться, когда вся ботва отойдет ко сну,
Чтобы не дать им скатиться в яму,
Чтобы не дать им пойти в отходы -
Ты должен вернуть им свою луну.
(О.Медведев, Браво, парень!)

Чем дальше я смотрел новую перезапущенную стильную-модную-молодёжную Луну в матроске, тем больше понимал, что сделали-то офигенно. Да, глупая графика с обилием ненужных трёхмерностей и малоподвижными лицами персонажей. Да, в оупенинге песня, по меметичности и цеплючести не дотягивающая до старой доброй Лунной легенды. Но всё остальное - замечательно. Графика вполне компенсирует свои недостатки отменной режиссурой и хорошей детализацией. Нехватку мимики персонажи вытаскивают эмоциональностью озвучки. Сюжет, поначалу казавшийся скомканным, на поверку оказался просто бодрым и динамичным - при всех достоинствах оригинального сериала, он таки очень задалбывал филлерами с "монстрами недели". В общем, перезагрузка удалась на славу, королева в восхищении и требует ещё. И чтоб кровищи побольше - а то в оригинале генералов Тёмного Королевства выпиливали направо и налево, а тут уже треть сериала прошла, а они всё ещё все живы-здоровы...





Shirogane no Ishi: Argevollen
Красная ракета - и до пола газ. Мы не видим света, свет не видит нас.
В триплексах летают небо и стерня. Ну давай, родная - вывози меня...
(М.Калинкин, Танковая атака)

В обзоре прошлого сезона было упомянуто два хороших военных сериала. Один из них, Aldnoah.Zero, увы, практически сразу после того, как указанный обзор был мной написан, перестал быть сначала хорошим, а затем и военным. Анонсированный второй сезон я смотреть точно не буду, вряд ли там будет что-то, кроме унылых драм и фейспалмового пафоса. К счастью, со вторым из них всё в порядке - он рулит, педалит и бибикает. Отпали даже такие озадачивавшие поначалу моменты, как анахронизмы (в каких-то отношениях вокруг тамошних героев вполне хайтековая современность, а в каких-то - кондовые шестидесятые), а также полное отсутствие авиации и крайне ограниченное применение артиллерии. И то, и другое, в принципе, является обычными анимешными условностями, привычными, с которыми можно смириться, но конкретно здесь они имеют вполне логичное объяснение. Когда нам, наконец, показали две воюющие страны не глазами самих непосредственных участников конфликта, а в более глобальном плане, стало понятно, что это самая обычная горячая точка. Местечковые разборки стран третьего мира, условного Пельменистана с условным Кефирилендом. А там вполне ожидаемо увидеть бойца в каске и бронежилете восьмидесятых, восседающего на броне танка шестидесятых в обнимку с автоматом, обвешанным новейшими коллиматорами, и болтающего по айфону последней модели. И состав вооружённых сил у таких стран тоже бывает весьма однобоким по меркам "взрослых" армий, так что нехватка артиллерии или полное отсутствие боевых летательных аппаратов тоже вполне ожидаемо. Ну а помимо этого - логичный и реалистичный показ военной бытовухи, как боевой, так и тыловой, куча всяких мелочей и деталей, симпатичные и неодномерные персонажи. Конечно, перегибы "для драматизма" временами случаются, но не чаще и не больше, чем в любом другом хорошем военном кино. И, главное - у сериала очень-очень правильный антивоенный настрой. Не привычная для пацифистического жанра демонизация военных и педалирование кровавых ужасов бессмысленной бойни, нет. Парни и девчонки в мундирах честно делают свою тяжёлую, неувлекательную и не всегда благодарную работу, перерабатывая друг друга в двухсотых и трёхсотых, а упыри в дорогих костюмах подсчитывают, на сколько пунктов выросли их прибыли, какие ещё новинки можно заставить лабораторных крысок в погонах испытать друг на друге и, главное, под каким предлогом затеять следующую войну, когда закончится эта. Пробирает.





Текущий статус - 66.923
Tags: аниме, тяжелоиллюстрированные обзоры: сезонное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 136 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →