Я тут не далее как вчера завершил чтение эпической саги в жанре городского фэнтези, именуемой Dresden Files (а по-нашему - Досье Дрездена) за авторством Джима Батчера. Ну, то есть, как "завершил" - скорее "догнал до онгоинга", так как цикл пока что не окончен. Ну и ещё несколько рассказов дочитать осталось, но это дела на пару вечеров в самом тяжёлом случае. У сериала длинная по книжным меркам история - первый роман (Storm Front, у нас издавался как Гроза из преисподней) вышел в далёком двухтысячном. С тех пор выходило по книге в год. Последняя, Skin Game (в русской версии - Грязная игра) увидела свет в конце мая уходящего 2014-го. Действие разворачивается глобально, на протяжении всех книг. Хоть каждая из них обладает законченным самостоятельным сюжетом, но прослеживается общая линия, события переплетаются, персонажи переходят из сюжета в сюжет, а главный герой меняется надлежащим образом. В итоге выходит на диво цельная и увлекательная история о становлении этакого "чёрного рыцаря" - человека, который воюет за добро, но так как жизнь штука сложная, то в итоге получается всяко, и со временем это "всяко" накапливается до масштабов вполне сумрачных и прискорбных. Автор отлично держит планку - слово "исписался" возникло в голове только при чтении десятой книги, и то к финалу он исправился, а в последующих томах начал жечь так, что предыдущие бледнеют.
Главный герой - Гарри Блэкстоун Копперфильд Дрезден, первый и единственный чародей в Чикаго. Он даже в телефонной книге значится - в разделе "Чародеи", состоящем из одного пункта. Мир романов любопытен тем, что в нём сверхъестественное не прячется. Нет никакого Маскарада, никто не уходит в Сумрак, и вообще нет никаких традиционных для жанра городского фэнтези сюжетных отмазок, почему люди не знают о существовании вампиров, оборотней и привидений. Нет рассуждений о том, что, дескать, если человечеству станет известно, то оно, человечество, тут же дружным строем ополчится на, и мигом всех супернатуралов к ногтю прижмёт. Или наоборот, что настанет массовая паника, и цивилизация рухнет. Нет. Люди не знают, потому что они не хотят знать. Гарри прямо и открыто говорит - "Я чародей, я творю магию", а на него смотрят, как на шутника или психа. Полиция приезжает на место схватки с упырями, находит там десяток явно нечеловеческих скелетов на пепелище сгоревшего здания и пожимает плечами - наверное, кости деформировались от жара. На телевидение попадает видеоролик схватки героев с оборотнями, а зрители скептически роняют "Да ну, явно же видно, что компьютерная графика" и переключают на спортивный канал. В общем, всё как в жизни - что отдельно добавляет колорита. Да и сам Гарри, в отличие от многих героев, которые заявлены как действующие "в наши дни, в нашей реальности", живёт не в отрыве от нашего с вами реального мира. Он цитирует Звёздные войны и Багса Банни, играет с друзьями в настольные ролевые игры, питается в фаст-фуде и вообще ощущается из-за этого вполне живым и местами даже близким читателю. Он, конечно, старомодно-благороден и придерживается твёрдых моральных позиций, что может не понравиться некоторым любителям более "серых" персонажей, но и это тоже показано вполне жизненно. Ещё он, как и полагается нуарному персонажу, совершенно неспособен оставить в беде женщину, чем постоянно пользуются злодеи. Регулярно получать по щщам, регулярно бороться с соблазнами (и не всегда побеждать), регулярно решать моральные дилеммы (не всегда удачно) и регулярно спасать попавших в беду (что не всегда выходит) - обычная рутина главгероя приключенческого жанра. Но написана увлекательно и ни мерисьюшностью, ни рояльностью не страдает - разве что самую малость, в простительной пропорции.
На русском романы выходят с небольшим отставанием от оригинала, причём в последнее время - даже с сохранением оригинальной иллюстрации на обложке, что отдельно приятно. Перевод, правда, колеблется по качеству от средненького до очень так себе, но в целом читабелен. Добыть книги можно без особого труда как легальным способом, так и пиратским - что и рекомендую сделать всем любителям жанра, которые ещё не (выбор способа - за каждым конкретным любителем, вестимо). Под катом - немножко подробностей и картинок.
Отдельная забавная история (она же, как я узнал при поиске картинок для этого поста - внутренний фанатский мем) - шляпа Дрездена. Всё началось с обложки первого издания книги - вот она, ниже. Её поручили художнику Крису МакГрафу. Тот, поскольку книга про чародея, который при этом одновременно и частный детектив, придумал такой вот образ - плащ и шляпа, но при этом посох и амулет-пентаграмма. Амулет в тексте упоминается неоднократно (например, Гарри постоянно пользуется им как фонариком, накладывая на него заклинание света), а также играет важную роль в глобальном сюжете. Посох - тоже неотъемлемая часть персонажа, он и заклинания через него фокусирует, и просто как дубинкой засветить противникам не стесняется, и по прямому назначению, для опоры, использует, особенно будучи раненым. Старый потёртый кожаный плащ, зачарованный на пуленепробиваемость, опять-таки, каноничен и фигурирует постоянно. А вот шляпа - про неё никаких упоминаний не было, МакГраф присочинил её от себя, потому как - ну частный детектив же, ему полагается.
Таким образом, облик детектива Дрездена сложился, стал узнаваемым для читателей, и в дальнейшем на обложках основной серии его ровно так и изображали (см., например, картинку в начале поста). Однако на самом деле шляпы у Гарри никогда не было. Несколько частей спустя, МакГраф (которому романы очень понравились, и читал он их с удовольствием, а не просто по служебной необходимости) заметил, что в канон шляпа не вписывается. Например, Батчер никогда не забывает описать, какие именно повреждения и потери понёс его герой по итогам очередного столкновения с недоброжелателями - мол, джинсы порваны на правой голени, рубашка насквозь пропитана грязью и кровью и т.д. Логичного в подобной ситуации "а шляпа улетела, и искать её пришлось хрен знает где" не встретилось ни разу. Более того, в одном из романов Батчер специально отколол шпильку на эту тему - Гарри дарят шляпу, а он отказывается со словами "Я шляпы не люблю и носить не привык". Переговорив между собой, писатель и художник, наконец, прояснили разногласие. Правда, рисовать Гарри на книжках всё равно продолжили в традиционном виде - так покупателям привычнее. Но вот в комиксах, на обложке официальной ролевой игры и в телесериале его уже изображали именно так, как замышлял автор - с непокрытой головой. Ниже, собственно, Гарри из комикса. Комикс выходил разный, частично просто изображал в картинках то, что вышло в книгах, частично показывал новые сюжеты.
Да, собственно, о телесериале. Он начал выходить в 2007 году, в оригинале имел то же название, что и книжная серия, The Dresden Files, на русском известен как Детектив Дрезден: Секретные материалы. К написанию сценария был причастен непосредственно сам Батчер, он характеризовал его как альтернативную ветку реальности, "то, чего не было, но могло бы быть". Да, к великому сожалению фанатов книжного оригинала, экранизировать знакомые им сюжеты не стали, вместо них придумав новые. У сериала был ряд довольно интересных находок. Например, дух знаний Боб, консультирующий Гарри по магическим вопросам, в книге безвылазно живёт в старом черепе и покидает его лишь изредка, выглядя при этом как облако оранжевых искорок, в сериале же ему дали возможность проявлять себя в форме человека, что, несомненно, гораздо более выигрышно смотрится на экране (тем более, и актёра подобрали замечательного). Сам Гарри вместо битого жизнью "Фольксвагена-жука" перемещается на не менее обтрёпанном списанном армейском "Виллисе", что, на мой вкус, чуть ли не лучше оригинала. Однако в целом атмосфера у экранизации получилась не особо густая и не особо оригинальная, сюжеты были по большей части выстроены по привычным сериальным лекалам, в ролях местами наблюдался жуткий мискаст (лейтенанта Мёрфи я этим людям не прощу никогда). В итоге рейтинги оказались низкими, и сериал закрыли после первого же сезона.
В 2010-м свет увидела официальная настольная ролевая игра. В качестве движка была взята система Fate, использующая необычную механику и уникальный только для неё набор костей. Игра состояла из двух книг: Your Story, где содержались правила, и Our World, где описывался мир произведения и ключевые персонажи. Была предусмотрена игра как за обычного человека без сверхъестественных способностей, так и за человека с таковыми способностями (например, чародея или вампира), и даже за некоторые виды полностью сверхъестественных существ. Игра вышла нишевой и "фестивальной" - получила кучу наград и заслужила восторженные отзывы критиков, но коммерческий успех у неё был довольно скромный. Кроме фанатов Дрездена в неё, кажется, так никто и не играет. На русский, насколько мне известно, не переводилась, ни официально, ни фанатами.
Напоследок - пара элементов видеоряда. Пример хорошего, годного косплея. Гарри Дрезден "обложечный", в шляпе.
То ли фанарт, то ли тоже косплей. Гарри Дрезден каноничный, без шляпы.
Визитка Дрездена - любовная работа кого-то из фанатов. Весьма аутентично (текст, собственно, напрямую из книг взят).
Текущий статус - 66.923
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →