Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

К вопросу о других танчиках

В спонтанном порыве ощупывания всех подряд онлайновых экшен-сессионок на военную тематику добрался таки до Armored Warfare. В наших пенатах игра носит также патриотичный подзаголовок Проект "Армата", но в довесок к патриотизму идёт необходимость заводить ящик на мыле.ру для регистрации в игре. Так как я ещё не опустился до такого, чтобы заводить себе почту на мыле (ладно-ладно, когда-то очень давно она у меня там была, причём заведённая именно для регистрации в игрушке, но это было давно и неправда), то пошёл на евросервер. Там патриотизма нет, сплошная безблагодатность и упадок нравов, зато позволили создать аккаунт с моего обычного яндексовского ящика. Покатал с недельку, не торопясь, докачался до четвёртого уровня в большинстве веток, делюсь впечатлениями.


В целом, это, конечно, клон World of Tanks. Наглый, бессовестный и цельнотянутый. Но с некоторыми отличиями, как в лучшую сторону, так и в худшую. Попробую разобрать по порядку и первые, и вторые.


Некоторое время назад, помнится, шагу нельзя было ступить, не наткнувшись на инвайт или промо-код для игры, суливший разное добро. Как ни странно, когда я полез искать это дело сейчас, не нашёл ни хрена. Впрочем, не факт, что они бы заработали на евросервере. Нагуглилась только раздача на Alienware - о популярности игры говорит тот факт, что за два месяца (а висит раздача с июля) ушли не все ключи, было ещё почти полторы тысячи. Правда, на попытке получить один из них, сайт встал дыбом и потребовал нормальный браузер, причём нормальными ему не казались ни Edge, ни кондовый IE. К счастью, сотрудник местного суппорта по имени Джонни Т. из Майами, не мудрствуя лукаво, отдал мне свой ключ, за что ему большое спасибо. Выдали мне за ключ неделю према и легендарный Тип 59, который от обычного Типа 59 (а он тут линейный прокачиваемый танк) отличается камуфляжем, пометкой Legend и нахаляву прилагающимся экипажем максимального уровня. Ну и бонусом к получаемым на нём деньгам и опыту.


От национального противостояния авторы всеми силами дистанцируются - как и у многих старых добрых игр жанра "технофетишизм по современной технике", речь идёт о недалёком будущем (или, возможно, альтернативном настоящем), где цветёт и пахнет дикий капитализм, в котором воюют не страны и правительства, а корпорации. А игроки, стало быть - наёмники, продающие свои услуги за мелкий прайс. Соответственно этому, и деревья тут делятся не как в WoT, на советское, немецкое, американское и т.д., а по оружейным дилерам, поставляющим данную технику нашим узаконенным бандформированиям. Дилеров пока что трое - наш с вами соотечественник Марат Шишкин, китаец Чжан Фэн и некая Софи Вольфли (вероятно, француженка). Теоретически, они вроде как специализируются на технике разной направленности - типа, Шишкин ценит огневую мощь, Вольфли маневренность и всё такое, но на практике ничего такого не заметно. Закономерность усматривается только в каталоге Фэна - он патриотично предлагает строго китайскую технику (если не считать премиумной). У него при этом каталог самый короткий - всего один класс техники (основные танки), одна ветка, причём начинающаяся с третьего уровня и закачивающаяся восьмым. У остальных двоих - полный винегрет. Советско-российская, американская и европейская техника без какой-либо видимой системы. Ветки могут иметь самый дикий вид - например, у Шишкина ветка "машин огневой поддержки" начинается с французской БМП AMX-10P, прокачав которую, игрок открывает советскую БМД, которыми, от первой до четвёртой модели, ветка и продолжается, завершаясь британской Warrior, а в середину между БМД-2 и БМД-4 втиснута американская Bradley. А если вам нужна советская БМП, то за ней будьте любезны сходить к Софи, у которой есть ветка, которая так и называется "BMP Development". Бардак.


Прокачка отдельно взятой машины организована примерно так же хаотично, как и сами деревья. Вместо опыта наличествует репутация. Типа, чем больше и чаше ты проявляешь себя в глазах того или иного поставщика, тем более навороченную технику он готов тебе доверить. В полном соответствии с древним анекдотом про психов: "У нас в корпусе бассейн сделали, и мы туда с вышки прыгаем по-всякому - и рыбкой, и солдатиком, и бомбочкой. А главврач сказал, что если мы будем себя хорошо вести, нам в него в следующем месяце воды нальют". Некоей приблизительно общей схемы, как в WoT, или вообще единого стандарта, как в тундре, у прокачки конкретного танка нет. Есть несколько разделов (защита, атака, подвижность и всеобъемлющая "технология", куда запихнуто почти всё, не влезшее в предыдущие разделы), в каждом без особой системы навалено всякое добро. У каких-то машин можно прокачать улучшенный прицел, у каких-то - усовершенствованное ведущее колесо, у каких-то нет ни то, ни другого, зато есть стабилизатор орудия. Кстати, почти ни у каких машин не качаются привычные по WoT элементы типа пушки или башни, изменения в основном затрагивают внутренее оборудование. Среди модулей прихотливо раскиданы ещё более экзотические вещи, такие как, например, открытие дополнительного слота под оборудование или само оборудование. Представьте себе, что в WoT чтобы поставить на танк маскировочную сеть, надо было бы её прокачать в модулях у какого-нибудь БТ-7, и только тогда она становилась бы доступна для покупки и установки на всех танках. Отдельной феерии добавляет раздел "Proven" - в него свалено то, что даже в раздел "Технология" пихать сочли неуместным, и открывается он после того, как на танке будет накоплено больше половины опыта (пардон, репутации) для открытия следующего. Тогда считается, что, дескать, танкисты достаточно освоились с машиной и могут получить доступ к элитным ништякам. Среди таковых, например, водятся определённые суммы денег (ага, прикиньте, модуль "двенадцать тысяч кредитов", прокачиваемый за полторы тысячи репутации) или новые командиры.


Кстати, о командирах. Система экипажей тут довольно сильно отличается от WoT. Рядовые танкисты намертво приписаны к своим машинам, пересаживать или высаживать их нельзя. Они копят опыт, за который получают навыки (аналогичные WoTовским перкам, иногда просто дословно - увеличение повреждений при таране, снижение разброса в движении и т.д.), но слотов под навыки у них только два. Один навык открывается на втором уровне, один на четвёртом, всего уровней пять, но при получении остальных (третьего и пятого) растут только цифровые показатели владения профессией (у наводчика, например, кучность, скорость сведения прицела и скорость поворота башни). Кстати, из-за этой механики оказываются в проигрыше танки с автоматом заряжания (то есть, почитай вся советская линейка основных танков) - живой заряжающий может покачаться и ускорить скорость перезарядки, а железка такого не умеет и, если не считать пары апгрейдов, остаётся всё с теми же характеристиками. В итоге, выходит, что в WoT можно выкачать экипажу вообще все навыки, просто это займёт много времени, а тут экипаж выкачивается в максимум относительно быстро, но вынужден выбирать, какие из навыков останутся за бортом.


Командир, в отличе от подчинённых, может свободно пересаживаться с машины на машину без каких-либо штрафов. Максимальный уровень командира также пятый. Достигнув его, он продолжает накапливать репутацию (наверное, на будущее), но уровней ему больше не дают. На каждом уровне командир получает навык. На нечётных уровнях безальтернативный, на чётных - выбирает один из двух. Второй при этом становится недоступен, но всегда можно перетренироваться (по технологии WoT: бесплатно с большими потерями, за серебро с малыми потерями, за золото без потерь). Командиров несколько, линейка умений у каждого своя. Изначально дают двоих, третьего можно купить за сто тысяч кредитов, ещё несколько открываются при прокачке нужных пунктов у нужных машин, некоторых уникальных давали за разные события, но мимо этого я пролетел. Одного командира можно посадить в любое количество танков, хоть во все сразу - так как в бой они всё равно ходят по очереди, диссонанса не возникнет.


Деление техники на классы такое же невнятное, как и всё остальное. Есть основные танки, есть лёгкие, есть арта, есть ПТ САУ и есть AFV (armored fighting vehicles), куда кучей свалено всё остальное - в основном, бронеавтомобили и БМП. Арта точно такая же, как в WoT, только не такая косая. Из плюсов - практически у всей арты пушка расположена в башне кругового вращения, имеются спецбоеприпасы (дымовые и осветительные снаряды). Из минусов - цель при выстреле получает предупреждение "чемодан инкаминг!" и, если имеет мозг, успевает смыться, кроме того вражеской арте демонстрируется примерное местоположение выстрелившего коллеги из противоположной команды, так что тоже не покемаришь на одном месте долго.


Колёсная техника присутствует, но от гусеничной с точки зрения геймплея отличается примерно ничем, кроме понятной невозможности поворачивать на месте.


Из недостатков игры хочется отметить несколько. Во-первых, местная физика чудна и странна. Веса машины не ощущается совершенно - как следует разогнавшись, можно на любом камушке сигануть в воздух, как будто у тебя не дура в сорок тонн весом, а фанерный макет с движком от мопеда, построенный для пейнтбольных пострелушек. Не просчитывается такая вещь, как тяговое усилие двигателя. То есть, при взаимодействии танка с окружающей средой учитывается только то, сколько он весит и с какой скоростью движется - сиречь, голая кинетическая энергия. Если подъехать вплотную к какой-нибудь кирпичной будке вахтёра на проходной, остановиться, а потом медленно подать вперёд, уперевшись в неё, танк будку не развалит. Потому что скорость маленькая слишком. То, что в стену будки бугают пятьсот лошадок, а то и больше, игрушке сиренево. Рухнет будка только если танк ну очень уж тяжёлый и его большая масса в уравнении скомпенсирует маленькую скорость, выдав в итоге число, превышающее заданный дизайнером порог прочности будки. Зато на скорости километров пятьдесят в час эту же самую будку сносит кто угодно. В таком вот примерно аксепте. Это не ужас-ужас, конечно, но определённо ужас.


Графон. Однозначно в недостатки записывать его не стану, так как сам к графону не особо придирчив. Но ради приличия поворчать стоит. Итак, когда AW впервые анонсировали, основным selling point был движок крузиса, на котором она базируется. Любой школотрон знает, что крузис - это ого-го грофон, так что разработчики очень легко купили аудиторию обещаниями сделать конфетку для глаз (маслица в огонь подливали и трейлеры, где оный графоний демонстрировался). Прямой конкурент, то бишь WoT, на фоне этого смотрелся, конечно, довольно невзрачно. Но с тех пор минуло немало времени, картофельные танчики, хоть движок у них и древний, обзавелись новым рендером, HD-модельками и прочим всяким, а вот AW... Короче, я не в курсе, что случилось с тем, что показывали в трейлерах, но в данный момент игра на максимальных настройках выглядит как WoT трёхлетней давности. Отдельно радуют прорисовывающиеся из воздуха в тридцати-сорока метрах от камеры мелкие детали типа пучков травы и эпические спецэффекты метели, заключающиеся в том, что картинку равномерно высветляют, заливая белым и снижая цветность.


Ну и модельки техники... Во-первых, они низкополигональны, как вся моя жизнь, а во-вторых, ещё и сделаны явно по проекциям из журналов девяностых. Ну, это просто по степени детализации и её, детализации, виду чувствуется. WoT, конечно, тоже не безгрешен по части моделек техники, но AW с ним и рядом не валяется. Посмотрите, например, на потрясающую прорисовку гусениц у Типа 59. Да-да, это, напоминаю, максимальные настройки.


Специфическим недостатком евросервера является также небольшой онлайн. В неурочное время, типа одиннадцати часов утра по Москве в будний день, ждать, пока наберётся нужное количество желающих, можно очень долго. Особенно если хочется повонзаться PvP, так как балансёру нужно найти не пятерых болезных, как в PvE-покатушки, а тридцать. Кстати, насчёт PvE-покатушек - бешено раздосадован тем, что в этом виде миссий обязателен кооператив. Это при том, что боты в игре штатно есть (в качестве противников) и катают достаточно неплохо - во всяком случае, получше, чем некоторые попадающиеся сокомандники. Но поездить с ботами в качестве сокомандников отчего-то нельзя, поэтому если тебе приспичило зайти в игру в часы, когда Европа спит или протирает штаны на работе, ты сидишь и лямзишь писю минут десять-пятнадцать просто для того, чтобы погонять ботов.


Да, ещё у танков здесь работает не всё вспомогательное оружие. По сравнению с WoT это, конечно, недостатком считаться ни в коем случае не может, так как он прискорбно прославлен мемом "многобашенности не будет", но вот игра в тундрические танки развращает, стремительно приучая к мысли, что у тебя, помимо пушки (возможно, не одной) есть также и пулемёт (скорее всего, не один), который временами бывает дюже полезен. Хотя бы чтобы показать сокоманднику цель в реалистичном режиме, где танки противника не помечаются маркерами. Или этого самого противника шугануть - как показывает практика, многие отчего-то реально стремаются стука пуль по броне, даже если пулями эту броню не пробить никак, и ныряют в укрытие (это позволяет использовать пулемёт как некий аналог бросания горсти песка в глаза противнику в драке - помогает выиграть пару секунд). Так вот, здесь у некоторых машин есть по нескольку действующих видов вооружения (например, на БМП-3 можно стрелять отдельно и из главного 100-мм калибра, и из спаренной с ним 30-мм автопушки, и из трубы для запуска ПТУР), но именно что у некоторых. А ведь пулемёты же тут сам бог велел. Половина машин в AW, даже высокоуровневых, бронированы довольно условно (практически все колёсные машины, большинство САУ), пулемёты же, в свою очередь, на многих танках имеют калибр 12,7 мм, я уже не говорю про отечественного производителя - пулемёт Владимирова калибра 14,5 мм по натовской классификации, например, вообще к автоматическим пушкам относится по дульной энергии. Довольно логично было бы дать возможность бороться с легкобронированными целями именно с их помощью. А чтобы легкобронированные не начали черезчур уж просасывать, сделать заброневое действие очень слабым, чтоб надо было не просто по силуэту строчить, а конкретно внутренние уязвимые точки выцеливать - экипаж, там, боеукладку, топливные баки.


Ну и раз уж мы об оружии - поворчу, что бортовое оборудование никак не реализовано. Всё, что есть в этих танках от современности - наличие помимо пушки ещё и ракет. Всякие активные защиты и прочая шизомилитаристическая машинерия - ничего этого нет. Танчики бодаются как во времена Второй Мировой, на уровне WoT - снаряд бронебойный, фугасный, кумулятивный, подкалиберный, броня, её толщина и наклон. Всё. Ночного видения банального нет - хотя ИК-прожектора на всех полагающихся местах прорисованы. То, что сделано, сделано до крайности примитивно и, опять-таки, геймплея не меняет. Да, ты можешь поставить на танк лазерный дальномер. Но работать с ним, даже самым упрощённо-аркадным образом, тебе не дадут. Этот дальномер - это просто эльфийский бафф, на несколько процентов повышаюший кучность стрельбы. В итоге, специфики модернового танкового боя, кроме внешнего антуража, считай что и нету. Говорят, дальше всё будет на более высоких уровнях - посмотрим. И да, отдельно бесит, что проигнорирована плавучесть практически всей советской техники. То есть, ПТ-76, например, плавает - потому что у него в названии напрямую указано "плавающий танк". А вот то, что все БМП обучены плавать - об этом разработчики не в курсе, поэтому при влезании в водоём БМП начинает бодро тонуть. Или БМД, как на слайде ниже.


Есть ракеты - правда, я не понял, чем они отличаются от снарядов - разве что стрелять ими можно только с места, на ходу не дают. Подсказывают, что ими можно рулить в полёте, но у меня пока не получалось. Есть активная броня, и её ячейки даже честно взрываются в местах вражеских попаданий. Я поначалу думал, что это косметический эффект, и в расчёте бронепробиваемости активная броня не участвует или участвует тупо как очередной эльфийский бафф типа "+3% к приведённой толщине", но мне сказали, что с ней всё нормально и она от кумулятивной БЧ помогает, как и положено.


Впрочем, хватит о недостатках. Надо бы и о достоинствах. Первое и самое главное (ну, на мой вкус) - это наличие развитого PvE-контента. Не как в корабликах, где битва с ботами проходит в тех же режимах, что и PvP, и представляет собой, по сути, просто замену живых противников (и отчасти союзников) компьютерными. И не как в тундре, где PvE-миссий и даже кампаний множество, но боты ведут себя настолько тупо и предсказуемо (а иногда и вовсе не ведут себя никак, игнорируя игрока), что какой-либо челлендж, как и эффект присутствия, пропадают. Нет, здесь вполне отдельные задания, каждое со своим сюжетом, по геймплею больше всего напоминает, как ни странно, Left 4 Dead - группа из нескольких игроков (в данном случае - из пяти) выполняет некую последовательность заданий, а на них со всех сторон набигают толпы злобных врагов, местами даже не особо туповатых.


Враги делятся на пять градаций по крутизне, и в соответствии с этой концепцией параметры их танков совсем не такие, как у игроков, поэтому приёмы из PvP в PvE непригодны совсем. Хилый (salvaged) танк лопается из всего, чего угодно, включая автоматические пушки, с одного-двух попаданий. А вот самый толстый (superior)... В общем, наводишь 125-мм пушку своего Т-64 (штатный пробой, согласно педивикии, минимум 140 мм под углом 60° на расстоянии в 2 км) на сопливый Sheridan, бронированный банками из-под пепсиколы (8-13 мм алюминиевого сплава) и видишь красный прицел. А если, не веря своим глазам, стреляешь, то видишь нипрабил. С расстояния в полсотни метров, да. Знаете, даже с поправками на игровые условности это как-то перебор. А ещё есть мини-боссы, именуемые "лейтенантами" (leutenant) - их выделяют ярко-жёлтым цветом. Броня у них, как ни странно, отчего-то заметно пожиже, чем у супериоров, зато запас хитов поистине конский - если не выцеливать точечно уязвимые места, то и полудюжиной снарядов можно не уложить такого.


Некоторые задания крайне атмосферны. Лично мне вот больше всего нравится операция "Левиафан". Там дело происходит на тропическом острове, на котором старые японские укрепления времён Второй Мировой соседствуют с частным космодромом, и этот космодром надо оборонять, пока с него не стартует ракета со спутником. И всё это в условиях надвигающегося тайфуна - финальная оборона стартовой площадки происходит под завывающий ветер и хлещущие струи воды с неба. Технотриллер как он есть. Оставим в стороне вопросы реализма типа "не проще ли топить вражеские десантные корабли до того, как они причалят и высадят на берег танки" и "способна ли вообще ракета благополучно стартовать в такую погоду" - если воспринимать происходящее как типичный боевик категории "Б", заходит на ура.



Да, в игре есть смена погоды. И ночные бои тоже есть. То, что в WoT сделали только для приставочной версии, здесь присутствует в полный рост.


Антураж в целом мне очень нравится. То есть, в WoT большинство карт не имели какой-то собственной харизмы. Они могли быть более или менее играбельными, более или менее логичными с точки зрения реализма, но в плане атмосферности они гораздо чаще были "менее". По крайней мере, на мой вкус. Здесь же авторы используют приём простой, но работающий - педалируют тему гигантской машинерии. Практически все карты - это какие-то промзоны, нефтеперерабатывающие заводы, порты и т.п. Соответственно, всегда есть какие-то трубы, краны и резервуары, на фоне которых даже могучий танк кажется хрупким "Запорожцем". А если нет ничего такого, то будет танкер у причала или плотина на реке. Лично на меня наибольшее, пожалуй, впечатление производит карта, где часть сражения разворачивается у подножия двух градирен атомной электростанции.


Есть в этом всём те же нотки, которые в своё время обеспечили (по крайней мере, отчасти) популярность серии S.T.A.L.K.E.R. - потёртый-покоцаный бытовой индастриал, тот самый совок-панк, среди которого проходило наше детство. Очень греет душу и радует глаз.




Ну и, разумеется, сами танки. В бронетехнике семидесятых-восьмидесятых есть что-то тоже ностальгическое. Запах страниц журнала Зарубежное военное обозрение, глянцевые фотографии на цветных разворотах.


Сделан ряд вещей в интерфейсе и механике, которые у WoT либо появились сильно позже, либо делаются только модами, либо вообще никак недоступны. У всех машин сразу и бесплатно имеется "лампочка" (индикатор того, что вас видит противник) - в WoT такое есть только в консольной версии, в обычной надо выкачивать перк. При наведении прицела на противника, видно, какие модули у него повреждены и насколько серьёзно - в WoT доступно только с прокачкой перка. В списке команд у каждого из игроков помечена не только модель и класс техники плюс количество фрагов, но также указаны оставшиеся хитпойнты - в WoT для этого нужны моды.


В ангаре бесконечное количество слотов, можно без копейки доната держать хоть все танки игры разом. Нет золотых боеприпасов и золотых расходников - есть их улучшенные версии, которые продаются, как и обычные, за серебро, просто дороже.


Есть база - пока в очень ранней стадии, но уже забавная штука. Такая своего рода весёлая ферма по-военному. Раз в сутки тебе капает сто условных единиц условного ресурса, которые надо собирать, иначе пропадут (точнее, пропадает всё несобранное, что больше трёх сотен). За этот ресурс ты строишь и апгрейдишь всякие здания, которые приносят тебе немного ништяков - побольше денег за бои, подешевле ремонт, побыстрее прокачка экипажей и т.д. Вроде незатейливо, но радует.


Нехитрый кастомайз профиля - можно выбрать портрет и титул/звание. Отпираются они, как уже было сказано выше, прокачкой определённых модулей на определённых машинах.


Забавная машина M60A2 по прозвищу Starship. Весьма мне приглянулась. Во-первых, в списке её модулей есть звание Star Captain, которое я себе непременно поставлю в профиль, как только выкачаю. Во-вторых, она люто шушпанцерно выглядит - сами видите. В третьих, она относится к редкому в AW классу танков "ковэ с дудой". Медленно заряжается, медленно сводится, убивает нахер всё, во что попадает.


Но самые мои фавориты, конечно, всё равно советские основные танки. Вкачал в топ Т-64, сейчас коплю деньги на Т-72. Советские основные, как я успел заметить, имбуют всех остальных основных. Ветка "Леопардов", хоть и страшна внешне, навевая ассоциации с "Тиграми" и "Пантерами", на практике годится только для бодрого подкустового стоялова из-за спин сокомандников, так как пушки отличные, а вот броня никакая. Ветка американцев бронёй и хитами, наоборот, радует, зато с подвижностью у неё всё плохо, да и пушки часто самые слабые на уровне среди одноклассников. По совокупности параметров сравниться могут только китайцы, но они тупо хуже - просто по каждому из параметров чуть-чуть уступают - поэтому занимают второе место. А наши - небольшие, быстрые, маневренные, с мощной пушкой и толстым лбом. Могут и потанковать, и поснайперить, и к отдалённой точке при надобности успеть. Посмотрим, что будет дальше (там, например, есть ещё начинающаяся с пятого уровня ветка британцев с "Челленджером" и "Чифтеном"), но пока что наш Советский Союз определённо покарайт.


Итог? Всё просто. Клон World of Tanks, отличающийся от первоисточника антуражем и наличием вменяемого годного PvE. Если это критично - можете попробовать. Если некритично - то переползать с картошкотанчиков не стоит. Примерно как-то так.


Текущий статус - 4.782
Tags: армата, виртуальность, внимание - танки!, слоупок-ревю, шизомилитаризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 209 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →