Степень соответствия историческим реалиям интернет-обзорщики разобрали по косточкам сразу после премьеры. Если сформулировать вкратце - по заклёпочной части всё близко к безупречному, за исключением нескольких косяков типа неправильных петлиц. По части не заклёпочной, а событийной всё, соответственно, ровно наоборот - фильм представляет собой почти дословную экранизацию устоявшейся версии мифа. Лично я считаю это недостатком и вообще плохим свойством, кто-то, конечно, может относиться иначе. Очень хорошо показано, какая страшная штука - неподавленный пулемёт. Совсем не показано, насколько страшная штука танк. С одной стороны, вроде бы залепух особых нет - и сорокапятки бьют немцев только в борт, и ПТРы никакой запредельной эффективности не демонстрируют (пару раз сбили гусеницу, один раз застрелили радиста через смотровой прибор и ещё то ли разбили прицел, то ли заклинили маску орудия, в остальное время никакого воздействия на танки их пальба не оказывает). С другой стороны - танки лопаются, словно в Call of Duty, пачками, и хотя вроде в ответ кого-то убивают, но сильно немногих (почти всех жертвы наших - на счету немецкой артиллерии и сопровождающей танки пехоты).
Сами танки, кстати, сделаны очень качественно. Некоторые жаловались, что, мол, их компьютерная рисованность очень бросается в глаза - то ли я так уже привык к компьютерной графике, то ли на экране кинотеатра такое заметнее, чем на мониторе компьютера, но как по мне танки выполнены на ять. Прямо как живые, с кучей мелких деталей, реалистичной анимацией и прочим в этом роде. UPD: В комментариях товарищи уточнили, что танки не компьютерные, а только обработаны на компьютере - на самом деле это миниатюры. Что ж, ещё больший респект.
Сильно порадовало, что вспоминают и упоминают (а местами даже и показывают) такие нехарактерные для военного кино, но жизненно важные для военной реальности вещи как маскировка, артподготовка (всё равно жиденькая по сравнению с реальностью, но хотя бы так), запасные позиции и даже ложные позиции. Последнее я вообще впервые вижу, если не считать фильмов, специально посвящённым теме (типа того старого советского, где главный герой присматривал за фальшивым аэродромом).
Интересный способ подготовки бойцов к забрасыванию танков гранатами показали. Не знаю, применялся ли такой в реальности, но выглядит правдоподобно и крайне интересно. Одобряю.
Чисто технический момент - в разных сценах картинка сильно разнится. То ли свет делали разный, а потом постобработкой не пригладили, то ли наоборот, постобработку выполняли в совершенно разнящемся ключе, то ли ещё что - я в синематографических тонкостях не особо силён. Но факт в том, что стиль видеоряда меняется произвольным образом от "телерепортаж в пятницу вечером" до "театр а-ля спартанцы Снайдера".
Режиссёр очень любит длиииииные сцены. Например, где камера плааааавно так едет вокруг персонажей, а те сидят, курят, думают. Потом говорят фразу-другую и снова замолкают, а камера едет дальше ещё секунд десять-двадцать. Или где наоборот - камера стоит, а персонажи идут. Секунд тридцать, опять же, просто идут, хотя для того, чтобы обозначить, что вот это вот двое тащат моток колючей проволоки укреплять позицию, а вот этот убежал за командиром, потому что командир ему приказал, хватило бы пары секунд. Или просто какие-то действия изображаются чуть ли не в реальном времени: боец бежит вдоль телефонного провода, проверяя, где он оборван, командир сидит с трубкой у уха в ожидании, пока починят связь, снова боец бежит, снова командир сидит, снова боец бежит, и так с минуту. Вероятно, таким образом фильм пытались противопоставить голливудским летним блокбастерам, смонтированным в клиповой манере. Или, может, режиссёр неопытен. Или ему просто нравится такая неторопливость. Хрен знает. В любом случае, перемонтировав фильм более динамично, его можно сократить минимум на треть без потери смысла и со значительным усилением эмоционального посыла (потому что в текущей версии иногда становится скучно даже в самые напряжённые, по сценарию, моменты - именно из-за затянутости).
Первая половина фильма из-за этого вообще превращается в расслабленный военный тортослайс, где персонажам только самовара и связки баранок не хватает для полного кейона окружающей среды. И я был бы даже не против посмотреть такой фильм, но проблема в том, что все мы знаем - данная конкретная лента снята про эпическую битву, и ради неё зритель на этот фильм пришёл. Если авторы хотели создать саспенс и передать ощущение постепенно надвигающейся бури, то им это не удалось, увы. Как минимум, стоило потратить эти сорок минут на то, чтобы познакомить зрителя с персонажами - тогда их последующие подвиги и геройская гибель воспринимались бы полнее и острее - но даже этим никто не заморочился.
К счастью, в финальном бою этот недостаток проявляется заметно менее, и драйв с пафосом начинают не на шутку затягивать. По крайней мере, этот бой я посмотрел залпом, не отрываясь, в то время как при просмотре предшествующей части фильма, включая первые два боя, то и дело начинал скучать, ставил на паузу и уходил пить чай или листать френдленту.
Кстати, интересно - хотя бойцы в любую свободную минуту вполне аутентично смолят папиросы или самокрутки, в начале фильма не было традиционного для последних лет титра с предупреждением о том, что фильм содержит сцены курения и потому может быть смертельно опасен для неокрепшей психики беременных женщин, детей и стариков. Может, это только в кинотеатрах показывают, а в дисковых изданиях такое лепить закон не обязывает? Или просто пираты этот титр обрезали?
Некоторые из смотревших в кинотеатре отмечали такой художественный приём - что, мол, на протяжении всего фильма нам не показывают врага в лицо, он как бы реализован в виде злой массы, стремящейся уничтожить героев. Подобный вариант, наверное, добавил бы фильму эмоциональных баллов, но дело в том, что он означенным посмотревшим попросту привиделся. Вероятно, в их памяти просто ярче всего отложились немецкие пехотинцы из финального боя, действительно идущие в атаку с закрытыми лицами (типа, зима, холодно).
Потому что вообще лица немцев на экране демонстрировались не раз, в том числе отнюдь не мельком и крупным планом:
Впрочем, даже с учётом этого, немцы показаны вполне демонически, и необходимый мороз по коже обеспечивают. Иногда, правда, слишком мало стреляют или пользуются башенным орудием там, где гораздо больше пользы принёс бы спаренный с ним пулемёт. Но спишем это на условности жанра - иначе сказку про сто тыщ подбитых танков снять бы не получилось, пришлось бы ограничиться более реалистичными двумя-тремя, прежде чем персонажи бы кончились. Но всё равно, даже в таком виде вполне создают впечатление врага сильного и опасного, сражаться с которым - это не в пинг-понг со стенкой играть.
Увы, по-настоящему безликой толпой в итоге смотрятся наши, что совершенно непростительно. Персонажи, в силу одномерности характеров, ничем друг от друга не отличаются. Попытки сделать интернационал очень похвальны по сути своей, но на практике делают ситуацию ещё хуже. Например, в местных украинцах я натурально путался. Они реально одинаковые, как негры в глазах ку-клукс-клановца - говорят с одним и тем же произношением, одними и теми же оборотами, а вдобавок ещё и на лицо похожи. Я так и не понял в итоге даже, сколько их - двое, трое или четверо? Разгадка, скорее всего, в том, что актёрам мимику и речь ставили экспресс-методом у одного и того же преподавателя и синхронно, вот они и получились, как горошины из одного стручка.
Диалоги писаны левой пяткой студийного уборщика. Они состоят из двух чётко различимых частей: картонные лозунги и смехуёчки с форумчика. Когда персонажи не пытаются натужно хохмить, они изрекают банальности с натужно-пафосным видом, а когда не изрекают банальности с натужно-пафосным видом - непременно пытаются натужно хохмить. Авторам стоит потратить сутки своего времени на то, чтобы пересмотреть по три раза и вызубрить назубок фильмы, снятые о войне настоящими фронтовиками и/или непосредственно по воспоминаниям настоящих фронтовиков. Те же На войне как на войне или Они сражались за Родину, для начала. Пусть послушают, как и о чём разговаривают на передовой настоящие живые люди. Впрочем, два момента всё же получились достаточно проникновенными - речь комбата перед выдвижением на позиции (на слайде ниже) и, собственно, заряд политрука Клочкова (или Диева, в фильме так и не определились с его фамилией) про "отступать некуда - позади Москва".
Единственные, кто нормально разговаривает, не вызывая фейспалма - этот вот расчёт пулемёта. Правда, в фильме их немного.
Многие (точнее, почти все) жаловались на отсутствие в фильме характеров персонажей, их взаимоотношений и их развития. Подтверждаю - так и есть. На экране действуют плакатные супермены, даже не плоские, а одномерные. Пару раз некоторые из них проявляют нечто вроде страха - точнее, изображают его проявление, проформистски и неправдоподобно. Самый яркий из этих моментов был показан, собственно, в самом первом тизере фильма, который "Спокойно жгём танки". Всё остальное время они именно что спокойно жгут танки - словно видеоигру проходят. А ведь если нет страха, то нет, стало быть, и преодоления страха. А если нет преодоления страха - то нет и подвига. Так что в итоге выходит, что в фильме о подвиге нет самого подвига.
Отношений между персонажами тоже никаких нет - они не только по отношению к окружающей ситуации никаких эмоций не испытывают, но и по отношению друг к другу. В самом начале, когда лейтенант в будённовке проводит инструктаж по немецким танкам, возникает ситуация с тем, что один боец непрерывно хохмит (да, ещё больше, чем все остальные вместе взятые), лейтенанту это не нравится, но за бойца заступается политрук - мол, он у нас хоть и дурак, но храбрый зато, вы на него не серчайте. Это было хоть и насквозь шаблонно, но хотя бы как-то интересно. Увы, сразу после окончания инструктажа (включающего показанный выше макет танка) лейтенант из кадра исчезает и более в фильме не фигурирует. Вместе с ним исчезают и взаимоотношения персонажей.
Какую-то попытку кого-то раскрыть предприняли в единственной сцене, где бойца провожает на позицию деревенская девушка, но сцена эта вышла столь короткой и невнятной, что я даже не запомнил, кого же она провожала из персонажей.
Вышеупомянутого лейтенанта-инструктора тоже некоторые считали отчасти раскрытым персонажем за то, что он носит будёновку, которая на тот момент уже года два что ли или три была отменена в Красной Армии. Мол, такой вот он, наверное, консерватор и нонконформист. Оказывается, нифига, оказывается, это просто ляп, как и с петлицами. Потому что в сцене выхода роты на позиции мелькает пара связистов, которые тоже носят будёновки, а три эпизодических консерватора-нонконформиста на фильм - это явный перебор. К тому же, товарищи в комментариях подсказывают, что по факту будёновки хоть и были отменены, но в сорок первом встречались ещё довольно часто, что окончательно лишает головной убор лейтенанта остатков индивидуальности.
Впрочем, хватит уже ругать фильм, надо и похвалить. Тем более, что в итоге он мне, на самом деле, понравился. Ну, я люблю простые истории про простое и страшное превозмогание. Страшно, честно говоря, особо не было - тут вам не Горячий снег, отнюдь - но в целом необходимый градус сопереживания, несмотря на все препоны со стороны авторов, таки накапливается - правда, ближе к финалу, но таки накапливается.
Кадры, опять-таки, попадаются весьма красивые. Потенциал у режиссёра и оператора явно есть, надо его только упорядочить и развить.
И в итоге наши победили. И даже погибли не все, вопреки исходному тексту мифа. И музыка, кстати, очень понравилась - в лучших традициях советского кино.
В целом, фильм, конечно, хороший. То есть, основа для военно-исторического боевика - практически идеальная с точки зрения исторической достоверности в мелочах, всяких военных тонкостей и умелого донесения до среднего зрителя всего этого добра так, чтобы он не очень заскучал и почти всё понял. Теперь осталось добавить к этой основе, собственно, фильм - то есть, сюжет, персонажей и диалоги - и взять за основу что-нибудь более достойное, чем высосанная из пальца статейка корреспондента, побоявшегося ехать на передовую за реальным материалом. Благо, материал обилен - реальных подвигов наш народ за четыре года войны совершил на дюжину поколений кинематографистов. Так что если не пойдут товарищ Шальопа с компанией по кривой дорожке распила бюджетного бабла на пару с министром культуры, то есть шанс увидеть от них по-настоящему хорошее кино. Я наивный оптимист, я буду в это верить. И даже, наверное, денег немножко занесу. Вдруг пригодятся?
Текущий статус - 4.782
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →