Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

К вопросу о синематографических редкостях

Есть такой интересный психологический эффект - чтобы создать у человека видимость того, что нечто повсеместно распространено, ему достаточно показать это всего несколько раз. Человеческое сознание плохо приспособлено для манипуляции большими числами - на уровне абстракции мы можем ворочать тысячами и миллионами, но наглядно представить применительно к себе получается уже хуже. Человеческое внимание, например, вообще может удерживать одновременно 5-9 объектов, а если их больше, то мы либо упускаем какие-то из вида, либо объединяем несколько объектов в один - скажем, перестаём воспринимать группу из нескольких человек как отдельные объекты и смотрим на него расфокусированно, как на объект "группа людей". С памятью вещь сходная - ёмкость, конечно, побольше, но тоже очень невелика, так что вспомнить в деталях мы можем относительно немного вещей, большинство восстанавливается памятью по аналогии со вспомненным и очень смутно. Поэтому если надо создать видимость того, что нечто находится повсюду, достаточно, как уже сказано выше, показать это человеку раз пять в разных местах, остальное мозг дорисует сам, повесив табличку "повсеместно распространено". В эту ловушку попал и я (в очередной раз, ибо, разумеется, подобное с каждым из нас случается постоянно). Фильм, про который я встретил несколько хвалебных рецензий - мол, такой вот он альтернативно-исторический, шизомилитаристический и вообще замечательный.

Речь идёт об анимационной полнометражке Future War 198X年, вышедшей в 1982 году. В настоящий момент единственная версия, обнаруженная мной на простораж Сети - рип с лицензионной кассеты, выпущенной в Австралии. Единственная звуковая дорожка - английский дублях (впрочем, неплохой), однако японские субтитры, поясняющие места действия, почему-то не переведены. Качество изображения ужасное, в одном из мест налмчествует артефакт - картинка и звук рассыпаются, и на несколько секунд пропадают. К счастью, ничего сюжетно важного в этот момент не происходит. Ещё у этого фильма продолжительность полтора часа, а на MAL'е указано два. Либо MAL ошибается, либо дублированную версию порезали на четверть. Честно говоря, не то чтобы я хотел смотреть ещё полчаса вот этого дела, просто интересно.

В общем, как я уже проспойлерил несколькими днями ранее, вещь эта просмотра не достойна. Почему же её рекомендовали некоторые достойные люди? Возможны несколько причин. Во-первых, вкусы у всех таки разные, и я совершенно не претендую на объективность и непредвзятость. Именно поэтому решил сделать пересказ сюжета, чтобы каждый мог сделать выводы сам. Во-вторых, каждый обращает внимание на своё и, вероятно, этим людям показались наиболее значимыми красивые кадры с пуском ракет, взрывами танков и прочим шизомилитаризмом (их немного, но они есть), чем ходульный сюжет. В-третьих, мог сыграть свою роль синдром завышенных ожиданий - ещё несколько лет назад найти фильм было непросто, что подогревало интерес, а встречавшиеся в поисковиках кадры были как раз из разряда красивых и шизомилитаристичных. Синдром ззавышенных ожиданий же далеко не всегда приводит к усиленному разочарованию - временами наоборот, человек подсознательно воспринимает долгожданную вещь более хорошей, чтобы не признавать, что всё это время мечтал о шлаке (замечено, опять-таки, в том числе и на себе - многократно). В общем, под катом - конспект гениального кина. Со слайдами. Спойлеры, разумеется, есть, ибо в них вся соль.


Итак, сюжет. Некий американский учёный разработал волшебный орбитальный лазер, способный сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (ну да, восьмидесятые, программа СОИ - это тогда модно было).


Лазер успешно испытывают, но на следующий же день изобретателя похищают русские - что странно, все сразу узнают, что это именно русские и что вывозить его из страны собираются на подводной лодке, и где эта подводная лодка находится. Как именно - не рассказывается. Перехватить лодку обычными средствами не получается, потому что это страшная секретная советская лодка, которая умеет ходить быстро и глубоко. Американский президент принимает решение жахнуть ядерной глубинной бомбой. Инкогнито - и выдать это за сам собой взорвавшийся реактор лодки. Однако над местом "инцидента" внезапно оказывается советский спутник-шпион, который всё видит - американцы ведь настолько тупы, что не знают орбитальных параметров советских спутников-шпионов. "Ястребы" в Политбро быстро убеждают премьера ответить адекватно, и начинается мобилизация советских войск в Европе и на Дальнем Востоке. Советский боевой спутник сбивает один из американских спутников-шпионов.


Далее между сверхдержавами повисает напряжённая пауза. Пока однажды ночью на натовскую авиабазу в ФРГ не садится новейший сверхсекретный советский бомбардировщик. Да-да, вот просто так прилетает и садится - причём обнаруживают его непосредственно на подходе к полосе, в бинокль. Радары в этой версии вселенной, кажется, не изобрели. Его пилот просит политического убежища. Чтобы не дать новейшим разработкам попасть в руки врага, советское руководство предпринимает гениальную операцию - на базу прилетает и садится Ил-76, полный десантников, которые начинают всё вокруг расстреливать и взрывать. Не, нуачо - если бомбардировщик смог, значит, и транспорт тоже сможет. Немецкие зенитки куда-то там стреляют, но, похоже, холостыми - самолёт без помех садится, и голубые береты устраивают хаос и ад пиздеца.


Затем внезапно оказывается, что Советы перешли в масштабное наступление по всей западной границе. Начинается кукольная Третья Мировая - по полям ездят танки без поддержки пехоты, бойцы с ПЗРК пытаются сбивать идущие в стратосфере самолёты, артиллерия отсутствует за ненадобностью. НАТО просит у президента США разрешения вмазать ядрён-батоном, президент корчит из себя пацифиста (как будто не он пятнадцать минут экранного времени назад приказывал нюкнуть советскую подложку с американским гражданином на борту), приказывает натовским войскам не сопротивляться и отступать, в противном случае угрожая прекращением военной поддержки. Натовцы радостно пускаются в драп, но некий офицер-одиночка угоняет самоходку с тактической ядерной ракетой и пуляет по наступающим танковым колоннам.


Далее происходит довольно мутная нарезка кадров - вроде как СССР готовится к ответному ядерному удару и вторгается куда-то в Пакистан. А потом присылает американцам дипломатическое предложение - мол, прекращение огня в обмен на половину нефтяных месторождений Ближнего Востока. Подпись на этом предложении кажется какой-то не очень настоящей, и американцы сомневаются.


В Союзе тем временем зреет заговор - премьер шибко болен, министр обороны раскручивает маховик войны, а зам премьера собирается искать помощи у КГБ, чтобы обуздать министра обороны и начать переговоры с американцами. Впрочем, у него это не выходит - глава КГБ сдаёт заговорщиков министру обороны, и тот арестовывает их. Да, на слайде именно то, что вы видите - зам премьера церемонно поит коллег по заговору водкой чаем из самовара.


Американцы нападают на Кубу и захватывают Гавану. С находящейся поблизости советской подлодки свихнувшийся от происходящего замполит запускает ракеты, задушив командира. Попытка американцев перехватить залп проваливается, и президент отдаёт приказ об ответном ударе. Ответном ударе на ответный удар на ответный удар. Я, в общем, уже запутался, сколько раз тут начиналась эта самая Третья Мировая. Видя многочисленные американские запуски, советский министр обороны готовится нанести ответный удар. На ответный удар на ответный... ну, вы поняли.


Но внезапно со смертного одра ему звонит премьер и говорит - мол, не надо. Мир, он, мол, дороже. Это, мол, не советский метод - ведь американские ракеты нацелены только на военные объекты, а не на города. Вошедший в раж министр обороны забивает на этот звонок болт, его подручный валит премьера из ТТ прямо во время телеконференции с американским президентом (на которой премьер объясняет, что случилась фигня, случайный пуск, и вообще мы ничего такого не хотели), и ответный удар на ответный удар на ответный удар таки происходит.


Большинство крупных городов Запада стёрто с лица земли, но внезапно уцелевшей оказывается авиабаза Ванденберг, на которой находится доведённый до ума экземпляр орбитального лазера и шаттл для его запуска в космос. Лазер запускают, а на Земле тем временем начинает происходить "нечто чудесное" (цитата) - люди внезапно перестают воевать, бросают оружие и начинают брататься. Я бы предположил, что лазер был не просто так, а тот самый пресловутый орбитальный гипнолазер из гурпсы, но он на этот момент даже не добрался до точки развёртывания, так что виноваты явно другие причины (см. п.п. "рояль", "авторский произвол", "бог из машины"). Насчёт бога - это практически буквально, так как показанное несёт явный религиозный подтекст. На этом месте я даже усомнился, что авторы японцы - обычно такое американцам более свойственно, это их национальный пунктик.


Лазер долетает до орбиты, обнаруживает огромную тучу советских ракет, летящих на Запад, часть из них успевает сбить, но одна из ракет взрывается прямо на орбите, тем самым выведя лазер из строя и сильно повредив вытащивший его на орбиту шаттл. Тем временем на поверхности бунтующие народные массы советсткого населения освобождают из узилища зама премьера, тот пытается отстранить от власти министра обороны, но министр обороны отказывается отправляться под арест, а когда его убивает собственный телохранитель, тот, зловеще бугагируя, успевает нажать Самую Большую Красную Кнопку, запускающую уже ну вот совсем все советские ракеты. Да, я снова запутался, сколько же их всего и когда же они, наконец, кончатся, если уже предыдущая волна, снёсшая лазер, была "всеми резервами, брошенными в бой".


Внезапно оказывается, что спутник с лазером повреждён не до конца, и отважный учёный с шаттла перебирается в него и готовится вручную наводиться на ракеты и расстреливать их. Предыдущая волна, очевидно, уже никого не волнует. Или её всё-таки всю сбить успели? Хрен разберёт. В общем, из восьми этих вот самых уже совсем последних советских ракет, наш герой успевает сбить шесть. Седьмая отклонилась от траектории и должна бумкнуть в Тихом океане, не причинив никому вреда, зато последняя падает точнёхонько на Лос-Анджелес. Учёный решает подлететь на спутнике поближе и таки дострелить последнюю ракету, шаттл, согласно приказу с поверхности, бросает его и отправляется на посадку, возлюбленная учёного умоляет ЦУП разрешить ей слетать забрать оставшегося на орбите без попутки героя, ей разрешают, она садится в ракету и стартует. Всё это происходит за те несколько минут, пока учёный наводится на последнюю боеголовку и сбивает её. Да, ракета, с "обитаемым спутником, потому что шаттлов больше нет" (не спрашивайте меня, что имелось в виду), стоящая под парами без экипажа, по принципу "а вдруг какой-нибудь девушке захочется своего жениха спасти - я как раз и пригожусь" меня порадовала отдельно.


Растроганные отвагой учёного русские направляют ему на помощь свой "Союз" (видимо, пребывавший на орбите - тут, по крайней мере, обошлись без очень сильных натяжек).


Правда, этот сюжетный момент подвисает в воздухе, потому что учёного, разумеется, спасает его возлюбленная. Хэппи энд, сахариновая мораль, зачитываемая за кадром, про то, что миру мир - войне пиписька.


Чисто технически впечатление мультик производит двоякое. Графика красивая, много плавной анимации и детализированных фонов, что для аниме той эпохи в целом не характерно. Экономия путём повторного использования одних и тех же кадров встречается всего пару раз в некритичных местах. А вот что касается звукового ряда - имеет место быть тихий ужас. Начнём с того, что актёр озвучания в мультике один. Прописью: "один". Это главный герой, от лица которого ведётся повествование - тот самый учёный верхом на спутнике. Все прочие персонажи беззвучно хлопают ртами под закадровые пояснения "и тогда тот-то сказал тому-то то-то". Смотрится (точнее, слушается) просто дико. Музыка не отстаёт. От фильма восьмидесятых ожидаешь рока, ламповой электронщины и прочей годноты - но хрен там плавал! Весь фильм за кадром, параллельно бубнежу главгероя играет, временами варьируя тональность, примерно одна и та же драматическая мелодия в стиле первого звукового кино. Есть лишь две песенные перебивки (одна из которых - финальные титры), и они более-менее спасают, ибо там как раз бодренький рочок, как надо.


Смотреть? Ну, на самом деле, конечно, нет. Если вдруг вам захотелось прямолинейной антивоенной пропаганды восьмидесятых в жанре "мы все умрём, если не одумаемся", есть масса других, более хороших её представителей. Скажем, гораздо более приятным и художественно обогащающим опытом станет просмотр War Games. А что касается этого... Смотреть ради сценария? Он беспомощный и провисающий, под конец вовсе скатывающийся в бога из машины на белом рояле. Вдобавок, туда непонятно зачем вставлена натянутая и неестественная любовная линия. Ради шизомилитаризма? Его тут очень немного, и он весь сугубо в графике (см. п. "графика"), в сюжете роли не играющий. Ради графики? Да, она красивая, но вот сохранность и качество единственной доступной в интернетах копии - шлак. Сами можете оценить по слайдам. Так что будете проходить мимо - проходите.


Текущий статус - 4.782
Tags: аниме, аниме по пятницам, тяжелоиллюстрированные обзоры: аниме, шизомилитаризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →