Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote,
Сэм Ньюберри
sam_newberry

Category:

К вопросу об идеальных ограблениях и их последствиях

Некоторое время назад вспомнился мне в контексте какого-то разговора старый (1983 года) хороший фильм Мираж. Редкий по тогдашним отечественным меркам представитель жанра чистопородных криминальных триллеров (не путать с детективами) советского производства. В своё время видел его в подростковом возрасте и очень проникся. Сейчас, вспомнив, пересмотрел - и остался совершенно не разочарован. О чём, не очень подробно, но от души - ниже.


Как можно видеть прямо в стартовых титрах первой же серии, фильм основан на романе Джеймса Хэдли Чейза Весь мир в кармане. В оригинале книга называется The World in my Pocket (дословно - "мир у меня в кармане"), свет она увидела в 1958 году. Что интересно, русский перевод романа, насколько мне удалось понять, появился только в 1993 году, спустя десять лет после фильма.

Действие книги происходит в США, рассказывается в ней о том, как пятеро преступников решают ограбить инкассаторский броневик, который возит зарплату на ракетный полигон. Броневик оснащён по последнему слову техники - по сути, это сейф на колёсах, вскрыть который можно только мощным автогеном. Дорога от банка до полигона занимает три часа, и перед выездом замок устанавливается на автоматическое открытие через четыре часа. В случае любой попытки остановить машину, водитель и охранник нажимают три кнопки в кабине: первая сбрасывает таймер замка, запирая его насовсем, вторая включает радиомаяк, по которому полиция легко вычисляет местонахождение броневика, третья закрывает бронированные жалюзи на окнах кабины. После этого им остаётся только дождаться прибытия помощи. Автомобиль считается настолько надёжным, что его груз даже перестали страховать.

Однако девушка по имени Джинни, отец которой работал в этой инкассаторской компании, пока его не уволили, сумела придумать план ограбления. На маршруте следования броневика есть опасный поворот, где часто происходят аварии. Если инкассаторы увидят там горящий перевёрнутый автомобиль, а рядом с ним окровавленную девушку, они остановятся, чтобы помочь. Охранник пойдёт осмотреть девушку, водитель останется в кабине. По инструкции ему положено закрыть жалюзи, но вряд ли он будет это делать - во-первых, погода жаркая, во-вторых, хочется посмотреть, что там будет делать напарник, в-третьих, маршрут они проходят не первый десяток раз, и на нём никогда ничего угрожающего не случалось, так что бдительность по-любому будет приглушена. Дальше "пострадавшая" девушка берёт на мушку склонившегося над ней охранника, а её напарник, подкравшийся к броневику - водителя. И дело в шляпе. После этого остаётся только погрузить броневик в туристический "дом на колёсах" и уехать, затерявшись в потоке машин. Через несколько часов сработает таймер замка, и миллион долларов (сумма, весьма приличная и по нынешним временам, что уж говорить про середину прошлого века) буквально упадёт предприимчивым грабителям в руки. Никаких трудов. Идеальный план.


В качестве помощников Джинни находит себе банду некоего Моргана - рискового парня и харизматичного лидера. В неё входят Блек - отморозок и алкоголик, Джипо - трусоватый и набожный толстяк-итальянец, специалист по вскрытию замков и вообще мастер на все руки по механической части, и Китсон - бывший боксёр и гонщик, самый юный и самый честный из всей бригады.


Разумеется, всё идёт не так, как запланировано, и вместо лёгкого дельца пятерых героев ждёт нисхождение в ад. Обуреваемые страхом перед провалом, недоверием друг к другу, жадностью и прочими страстями, они кончат очень плохо, успев перед этим напереживаться и помучаться. Общий настрой книги, усиливающийся к финалу - нуарный гримдарк безысходности, когда персонажи живут в дерьме и наивно надеются выбраться из него, получив мешок денег, в результате чего только губят себя.


Возможно, именно эта мораль привела к тому, что в Советском Союзе решили экранизировать роман - потому как вообще-то типичную бездуховную бульварную книжонку про гангстеров вряд ли собрались бы донести до отечественной аудитории. Сюжет при этом практически не тронули - только перенесли в "наши дни" (то есть, дни выхода фильма - рубеж семидесятых и восьмидесятых). Практически все, кто пишет сейчас о фильме, упоминают, что сценарий изрядно политизирован. С одной стороны, это действительно так. С другой - для этого потребовалось внести в первоисточник лишь несколько штрихов. Причём штрихов, добавляющих персонажам жизненности и выпуклости. Например, Джипо - в книге не очень понятно, что держит трусоватого добряка в банде. Вроде его никто не шантажирует ничем, большой жадности в нём тоже не замечено. В фильме же мы узнаём, что живёт он в Америке нелегально. Застрял - ни назад вернуться денег нет, ни легализоваться толком. Поэтому-то с преступниками и спутался - в надежде на хорошие прибыли. Блек в оригинале отморозок и алкоголик просто потому, что он отморозок и алкоголик. В фильме он - ветеран Вьетнама с посттравматическим синдромом. А самое годное из изменений, добавленных в фильме - это то, что вокруг героев есть мир. Обрывки телепередач и радиопрограмм, разговоры окружающих людей - типичные и, как сейчас очевидно, ни разу не карикатурные новости. Сенатское расследование - чиновник украл сорок миллионов казённых денег, оправдан за нехваткой доказательств. Корпорация подняла полтора миллиарда на недобросовестных контрактах. Обманутые вкладчики требуют вернуть у акционерного общества свои деньги - общая их сумма по оценкам достигает семисот миллионов. И на фоне этого - наши несчастные гангстеры. Даже то, что миллион долларов в фильме заменён на три миллиона, не делает картину менее характерной. По шестьсот тысяч на пятерых. "Весь мир в кармане", вот уж воистину.


Из прочих критичных изменений стоит упомянуть разве что тот факт, что ракетный полигон называют военной базой, чтобы никто не подумал, что это какое-то мирное научное заведение. Также про таймер на замке в фильме не упоминается. Соответственно, Джипо из "запаски" на всякий пожарный превратился в ключевого члена команды, без которого деньги всё равно что потеряны - возить броневик в трейлере можно хоть до посинения, сам себя он не откроет. На слайде ниже - собственно, броневик. Сделан из "Нивы". Очень харизматичная машина получилась - уверен, почти каждый, кто смотрел фильм, её запомнил. Кстати, именно под воздействием детских впечатлений от просмотра Миража в середине девяностых в России был начат выпуск инкассаторской версии "Нивы".


Известная "M16", сделанная из какого-то раннего варианта StG.44 - её можно было видеть ещё в нескольких советских боевиках восьмидесятых.


Полицейские. Не знаю, насколько похожи на настоящих тогдашних копов, но выглядят очень badass.


Снимали всё это в Прибалтике по двум причинам. Во-первых, там проще найти актёров с "иностранным" фенотипом, а во-вторых, там располагался большой автомобильный музей, откуда набрали машин. Американских, правда, не хватило, поэтому в кадре массово мелькают и западноевропейские (например, в роли полицейских автомобилей на слайде выше). Но тогдашнему советскому зрителю это было неочевидно, так что прокатило.


Кстати, о полицейских машинах. В реальности на них, как теперь известно каждому, пишут "Dial 911", то бишь "Звоните 911". А мастера по реквизиту тогда приняли цифры за бортовой номер, поэтому в фильме каждая машина предлагает звонить по своему уникальному телефону.



Итог? Пересмотрел фильм с огромным удовольствием. В отличие от многих фильмов, снимаемых в СССР в то время, он смотрится бодро и захватывающе, и, вдобавок, представляет собой пример хорошей, годной пропаганды, бичующей язвы капитализма не прямолинейно и дубово, как это, увы, тогда было принято, а грамотно и доходчиво. Всецело рекомендуется к просмотру.


Гугля подробную информацию по Миражу, наткнулся на упоминание об ещё одной экранизации романа, посмотрел заодно и её. Этот фильм был выпущен по горячим следам, в 1961-м - всего через три года после книжного первоисточника. Снимался совместно ФРГ, Францией и Италией. Названия имеет разные: в англоязычном прокате шёл под тем именем, что и первоисточник - The World in my Pocket, аналогично назывался в Италии - Il mondo nella mia tasca (Весь мир в кармане), в Германии известен как An einem Freitag um halb zwölf (В пятницу, в половину первого), во Франции - Vendredi 13 heures (Пятница, 13 часов). Действие перенесено во Францию, в актёрах - интернационал (Австрия, США, Бельгия и т.д.). Военная база, на которую броневик возит зарплату, что интересно, так и осталась американской.


Акценты в характерах некоторых персонажей заметно смещены. Морган и Блек с самого начала планируют убить водителя броневика с охранником. Джинни сделали заметно более белой и пушистой - её роль во время захвата броневика сводится сугубо к отыгрышу жертвы автокатастрофы, брать на мушку подошедшего к ней охранника она не должна (да и оружия у неё нет). Про таймер на замке, в отличие от Миража, упоминают, но, в отличие от книги, мельком и как бы не придавая ему никакого значения. Первая половина фильма пересказывает первоисточник весьма близко к тексту, хоть местами и слишком бегло, по верхам. А вот во второй, после, собственно, похищения броневика, всё резко начинает идти по-другому. Скажем так, если без спойлеров, погибает совсем не тот персонаж, что в первоисточнике. Дальнейший сюжет в основном остаётся похожим на роман, но в ряде мест ожидаемым образом меняется. Возможно, это было сделано чтобы поддержать интерес тех зрителей, которые читали книгу - примерно как у нас при экранизации Турецкого гамбита поменяли главзлодея.


В целом, эта экранизация понравилась мне сильно меньше Миража. Сюжет излагается во многом торопливо и скомканно. Атмосфера нарастающего полярного лиса, которого герои сами на себя навлекли, практически отсутствует. Персонажи гораздо более плоские, чем в оригинале. Даже драмы как таковой особо нет, как и морали. Пацаны шли к успеху, но не фартануло - бывает. Между ними даже конфликтов толком нет, на которых оригинал практически целиком и строился. И в результате этого, кстати, многие их поступки выглядят нелепыми и немотивированными - потому что мысли и чувства персонажа, приведшие его к ним, зрителю вообще никак не раскрыли. В общем, не рекомендую. Фильм этот, по сравнению с Миражом, парадоксальным образом напоминает дрянной современный ремейк классики, хоть и вышел на двадцать с лишним лет раньше. Хотя, кстати, авторы Миража с работой предшественников, кажется, знакомы - некоторые кадры процитированы точь в точь.


Возможно, дело в синдроме утёнка, но в старом фильме броневик мне не понравился совсем. Он по книге должен производить угрожающее впечатление. Когда персонажи его впервые видят, он описывается весьма характерно: "Блек удивился, что она [машина] такая маленькая. Он ожидал увидеть нечто гораздо более внушительное, а здесь всего-то стальная коробка на колёсах и кабина водителя... Глядя на броневик, плавно и быстро скользящий в утреннем потоке машин, Блек поймал себя на мысли, что испытывает волнение. Сзади броневик походил на кубик из сплошной стали, посаженный на колёса. Блек всем нутром почувствовал, что этот движущийся стальной кубик не только бросает вызов его будущему, но и ставит под угрозу его жизнь". Драпированная "Нива" такое впечатление производила. А этот вот тарантас, если честно, как-то не очень производит.


Джинни тоже ниочинь. То есть, актриса, конечно, симпатичная, но персонажа не отыгрывает. Джинни по сюжету - женщина роковая, но несчастная и зла никому не желающая. В отечественной экранизации это видно и по внешности, и по игре актрисы. Здесь - нет.


Зато от души понапоказывали фетишных жандармов в кожанках, крагах и галифе, на мотоциклах, джипах и вертолётах. Облава на героев здесь снята с куда большим размахом, чем в Мираже.


В общем, с моей точки зрения старый фильм заслуживает просмотра исключительно для академического интереса. В отличие от.


Текущий статус - 4.782
Tags: noir, кино, тяжелоиллюстрированные обзоры: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →